Религия и культура Древнего Египта.

В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) была сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествление правителя. Это способствовало тому, что в Месопотамиисравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египетпредставлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель выс­шей божественной силы.

Более высокая степень централизации древнеегипет­ского государства способствовала усилению власти жрецов, выполнявших функции чиновников центра, но обычно служивших при этом какому-либо из могущест­венных местных богов. Богам этим приносились обильные жертвы. В их честь строили пышные храмы, а наиболее извест­ные из них, как бог солнца Ра (Амон-Ра), провозгла­шались отцами правителя. Совмещая функции админи­страторов и служителей храмов, древнеегипетские жре­цы сосредоточили в своих руках практически все руко­водство страной как в сфере экономики и политики, так и в области духовной культуры,будь то грамот­ность, знание, образование или иные отрасли культур­ной традиции.Монарх обычно претендует на духовное руководство и на власть над жрецами. В этом ярчайшая особенность египетского общества. В Египте Раннего царства если живой царь еще и не был полностью богом, то уж его покойный папа был таковым наверняка.

На нужды культа и ритуала тратились огромные средства, примером чему может служить сооружение колоссальных пирамид для погребения обожествлен­ных правителей. Пирамиды – символ древнего Египта, символ степени обожествления его фараонов, символ огромной власти администрации центра, символ веры.

Главный храм – храм фараона и его пирамиды. Затем заупо­койные храмы при пирамидах, а храмы богов – маленькие, вне сравнения с пирамидами, и меньше заупокойных храмов. Пирами­ды – главные храмы государства; основное общение с богами про­исходит только здесь.

Согласно верованиям древних егип­тян, после смерти человека его души (их было несколько) вели себя по-разному: «ба» возносилась на небо, к солнцу (это в пер­вую очередь имело отношение к фараону), а «ка» оста­валась с телом, причем от степени сохранности ее и тела зависели как благополучие умершего в загробном мире, так и потенциальная возможность реинкарнации, т. е. возрождения в той или иной форме. Именно по­этому тело фараона так тщательно бальзамировали, приготовляя из него мумию, а для его души «ка» в гроб­нице создавали поистине царские условия – достаточ­ное представление о них дают раскопки гробницы Тутанхамона.

Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имелиантропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты.К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков:бог Гор изображался с головой сокола, Собек – с головой крокодила, богиня Бастет – с кошачьей головой.Многих животных египтяне почитали священными– бык, крокодил, кошка…

Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.

И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм (множество богов), причем выдвинувшийся на первое место в эпоху Нового царства главный из них, Амон-Ра, отнюдь не вытеснил остальных. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х. Вступив на престол в момент острого политического кризиса, он попытался было опереться в борьбе с фиванскими жре­цами Амона на жрецов других храмов. Не добившись успеха, Аменхотеп решился на резкий переворот: он отменил культы Амона, Пта и других влиятельных еги­петских богов и учредил новый всеобщий и обязатель­ный для всех культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон (угодный Атону) и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя но­вого бога. Однако реформа не имела последствий: вско­ре после смерти Эхнатона старые боги и культы были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура. Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Рельефы царских и городских храмов помимо обеспечения посмертного благополучия имели еще и задачу прославления фараона, увековечения его деяний и в связи с этим отображения конкретных событий данного царства. Древние египтяне знали два вида рельефа: выпуклый и врезанный, углубленный внутри контура. Все фигуры и фон обычно раскрашивались, так что стены превращались в ковры цветных изображений. Все изображаемые люди и предметы мыслились живущими и требовали телесной полноты.

Литература. Не содержит крупных произведений письменности. Есть мелкие писания: сказки, мифы, циклы мифические (миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде – содержит некоторые знания о воскресении). Религиозные тексты (книга мертвых): участь души после смерти. Дошла в большом количестве экземпляров. Почти нет сведений об аде. Уверены были в том, что их ждет только радость и веселье.

Наука. Создавали научные трактаты (внесли существенный вклад в астрономию, создав солнечный календарь, столь совершенный, что мы с некоторыми изменениями пользуемся им и сейчас).

Уже в Древнем царстве (не без связи с практикой мумификации) накопилось много знаний в области анатомии и медицины. Позже засвидетельствованы практические руководства для врачей, в которых, правда, часто наука переплетается с магией.

 








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1019;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.