Архаическая Греция
Олигархический ценз архаической эпохи предполагал владение вооружением, поскольку гражданин был одновременно и воином. Всадническая олигархия известна в Эретрии, Халкиде, Магнезии, Киме, Колофоне, возможно, Сибарисе. Фейдон в Коринфе расширил число граждан законом, предписывавшим каждому из них содержать коня (Аристотель, фр. 611, 39). По мысли Аристотеля, в благоприятных для верховой езды местностях возникали сильные олигархии всадников («Политика», VI, 4, 3). На материале расписной геометрической керамики, однако, выясняется, что эти всадники на самом деле были в основном тяжеловооруженными, гоплитами, спешивавшимися для ведения боя. В ряде полисов гоплитское вооружение, собственно, и являлось гражданским цензом (Аристотель. «Политика», IV, 10, 10; VI, 4,3). По так называемым законам Драконта, гражданские права предоставлялись тем, кто мог снарядить себя тяжелым вооружением (Аристотель. «Афинская полития», IV, 2). Такой ценз, по мысли Аристотеля, способствовал расширению числа граждан («Политика», IV, 10, 10).
В последнее время рядом исследователей была вскрыта существенная роль введения тяжелого вооружения и фаланги в социальном и политическом развитии архаической Греции. Так, по мнению А. Снодграсса, паноплия могла быть приобретена состоятельным человеком, и, поскольку мерилом состоятельности была земля, в состав гоплитов входили крупные землевладельцы. Афинские всадники не только имели лошадь, но и служили в фаланге. В бою они спешивались и занимали свое место в фаланге, так что крестьянин и аристократ действовали вместе и на равной основе. Греческий гоплит, судя по изображениям, вошел в историю военного дела сначала как отдельный воин. Вероятно, полагает А. Снодграсс, это был аристократ. Возникновение фаланги означало его объединение с людьми ранга крупных собственников. Таким путем политические права постепенно н мирно переходили, по словам Аристотеля, ко все большему числу людей, снаряженных вооружением («Политика», IV, 10, 10).
Важную роль фаланги в развитии полисной жизни хорошо показал М. Детьян. Фаланга и полис – это идентичные модели, обладающие одинаковой структурой. Самое существенное в типе человека, выдвинутом фалангой, – его «похожесть»: унифицированное вооружение, равенство позиции, одинаковая военная роль. Фаланга по своему принципу противостоит избранному слою всадников, она адекватна полису, где каждый гражданин уподоблял себя остальным. Словом, военная и политическая модели совершенно одинаковы…
Яйленко В. П. Архаическая Греция // Античная Греция. Проблемы развития полиса. М., 1983. С. 171-172.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1036;