Буддизм. Ахимса(санскр. - ненасилие) - принцип праведного религиозного поведения, являющийся основой этического учения буддизма
Ахимса(санскр. - ненасилие) - принцип праведного религиозного поведения, являющийся основой этического учения буддизма, а также др. восточных религий. Нанесение вреда живым существам отягощает карму человека, а соблюдение принципа А., напротив, выступает необходимым условием духовного роста и прогресса в цепи перерождений.
Боддисатва(санскр. - существо, стремящееся к просветлению) - человек, решивший выйти из колеса перерождений и достичь состояния Будды. Наиболее разработана концепция Б. в махаяне, где путь Б. доступен всем. Высший долг Б. состоит в том, что, достигнув состояния, позволяющего выйти из сансары, они остаются в ней, чтобы оказать помощь в обретении освобождения всем живым существам. Наиболее популярные Б. - Авалокитешвара, Манджушри, Ваджрапани и др.
Будда (санскр. - просветленный) - можно выделить три основные значения понятия: 1) основатель буддийской религии Сиддхартха Гаутама, царевич из рода Шакьев (Шакья-муни), живший в 7-6 (или 6-5) веке до н.э.; 2) высшее существо. Уже с первых веков существования буддизма происходит мифологизация образа Б., который наделяется сверхъестественными способностями. В махаяне Б. трактуется как единственная безусловная реальность, абсолют, вечно пребывающий в нирване, всепроникающий и всеобъемлющий, поскольку безграничен во времени и пространстве. Шакья-муни лишь одно из проявлений Б., которых насчитывается бесконечное множество; 3) цель религиозной практики в махаяне, что следует из положения о наличии в любом существе “природы” Б.
Буддизм - самая древняя из трех мировых религий, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. Основателем считается Будда (см.). Б. возникает как оппозиционное древнеиндийским религиям учение, но заимствует из них ряд важнейших положений: о “вращении” человека в цепи перерождений, обусловленность характера человека кармой и т.д. Наиболее раннее течение в Б., у истоков которого стоит Шакья-муни, получило в религиоведческой литературе название хинаяна, характеризуется большим влиянием монашеской общины. В начале н.э. формируется новое направление - махаяна, учение которого способствовало широкому распространению Б. В 7 в. н.э. из махаяны выделяется новое направление эзотерического Б. - ваджараяна. В Б. отсутствует единое для всех направлений и школ Священное писание. Буддийские вероучения имеют между собой гораздо меньше сходных черт, чем учения христианских или мусульманских конфессий. Общим же является признание Будды высшим существом, нирваны как конечной цели освобождения, несмотря на разные интерпретации этих важнейших понятий, а также отрицание существования творца всего сущего.
Ваджраяна(санскр. - алмазная колесница) - тантрический буддизм, оформившийся в 7-8 веках и получивший распространение на Тибете, в Китае и Японии. В основе В. лежит представление об изначальном Будде-Абсолюте (Ади-Будда), который имеет пять ипостасей (Амитабха, Вайрочана, Акшобхья, Шакья-муни, Майтрея) - пять граней мудрости, которые сравниваются с алмазом (отсюда название В.). Все бытие мироздания это действия изначального Будды. Человек может открыть в себе скрытую природу Будды, следуя под руководством наставника (гуру) трем видам деяний: определенным образом сплетать пальцы рук, находясь в позе “лотоса”, произносить сакральные фразы - “мантры” и медитировать на сакральные образы (“янтры”).
Восьмеричный путь - путь достижения нирваны (см.), указанный Буддой, лежащий посередине между мирскими удовольствиями и аскетизмом и состоящий из восьми частей: правильные взгляды, правильная решимость, правильная речь, правильное поведение, правильный способ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.
Дзен-буддизм - японский вариант буддизма махаяны, ставший развитием китайского чань-буддизма. Главная цель - достижение “внезапного озарения”, которое возможно под руководством наставника не только через медитацию, а также иные вневербальные средства: парадоксальные задачи, диалоги, дыхательные или гимнастические упражнения, физическую работу, аномальное поведение.
Карма(санскр. - действие) - принцип универсальной причинности, непреложный действующий “закон возмездия” за совокупность поступков, намерений, определяющий будущее каждого живого существа в последующих перерождениях, любые моральные и аморальные действия и намерения, которые влияют на последующее перерождение души.
Ламаизм - термин для обозначения северного варианта буддизма, распространенного в Тибете, а также Калмыкии, Бурятии, Туве, Монголии. Наиболее распространенная школа - гелугпа (желтошапочники), возглавляет ее Далай-Лама, воплощение боддисатвы (см.) Авалокитешвары. Л. является тибетским вариантом ваджараяны (см.), воспринявшим также местные верования, что придает ему своеобразные черты в соответствующих регионах распространения.
Махаяна(санскр. - великая колесница) - направление в буддизме, оформившееся в 1-5 веке, радикально пересмотревшее предшествующие основы религии (см. хинаяна). Будда (см.) трактуется как единственная безусловная реальность, Абсолют, вечно пребывающий в нирване, всепроникающий и всеобъемлющий, поскольку безграничен во времени и пространстве. Шакья-муни лишь одно из проявлений Будд, которых насчитывается бесконечное множество. Нирвана (см.) воспринимается как блаженное состояние. В то же время нирвана тождественна «колесу сансары» - цепи перерождений в которых пребывает человек. Омраченность сознания иллюзией собственного “Я” и материального мира не позволяет понять это, и чтобы достичь нирваны, человеку необходимо очистить свое сознание. В М. получает разработку учение о боддисатвах. Создается учение об Ади-Будде и его ипостасях, в том числе Будде будущей эпохи - Майтрейи. Свод священных текстов М. был зафиксирован на санскрите, из которых самый значительный сборник «Сутра Запредельной Мудрости». М. получила распространение в Корее, Китае, Японии, Непале, Бирме.
Медитация (лат. - размышление) – мыслительное духовное действие, с помощью которого достигается состояние углубленности или полного отвлечения от внешних воздействий путем сосредоточения на определенном объекте. В буддизме является одним из путей к нирване (см.).
Нирвана (санскр. - угасание, прекращение, исчезновение) – конечная цель религиозной практики в буддизме, связанная с освобождением от страданий. Но разными школами осмысляется по разному. В хинаяне (тхнраваде) Н. – это выход из колеса сансары и переход в полное небытие, состояние успокоения дхарм, волнение которых воспринимается как жизнь. В махаяне - Н. самое совершенное бытие, в котором пребывает Будда. Он вечен, всепроникающ, всеобъемлющ, а потому каждый человек изначально наделен “природой Будды” и, следовательно, уже пребывает в Н., необходимо лишь постичь свою изначальную природу, что предполагает обретение Н.
Пача шила(санскр. -пять заповедей) – нравственные заповеди, которые должны соблюдать все буддисты, хотя и с разной степенью строгости для мирян и монахов: воздержание от насилия (по отношению ко всем живым существам - “ахимса”), половой распущенности, воровства, лжи и употребления алкоголя.
Типитака, или Трипитака (пали или санскр. - три корзины) - свод священных текстов буддизма, записанный в 1 в. до н.э. в Индии на пальмовых листьях и разложенный в корзины по содержанию: Виная-питака (Корзина устава) - содержит правила жизни монашеской общины; Сутта-питака (Корзина наставлений) – учение, изложенное в форме притч и бесед Будды; Абхидхамма-питака (Корзина чистого знания) - философские рассуждения буддистов о мире и человеке.
Хинаяна(санскр. - малая колесница) - под этим названием последователи махаяны объединили течения буддизма, оформившиеся на раннем этапе становления буддийского учения. Сами приверженцы Х. считают это название оскорбительным, предпочитая ему названия школ, из которых самая значительная называется тхеравада (школа старой мудрости). Последователи Х. полагают, что Будда Шакья-муни первым прервал цепь перерождений, достигнув нирваны, и указал людям путь освобождения от страданий через четыре благородные истины и восьмеричный путь. Достижение нирваны представляется возможным только избранным монахам, остальные последователи учения могут лишь улучшить свою карму. Х. называют южным буддизмом, т.к. распространена в странах южнее Индии: Шри-Ланка, Таиланд, Камбоджа, Лаос.
Четыре благородные истины - с точки зрения хинаяны, концентрированное выражение буддизма, озвученное Буддой в одной из первых проповедей: 1). «Сущность жизни есть страдание», 2). «Страдания порождаются жаждой жизни, жаждой желания, жаждой наслаждения», 3). «Страдание можно прекратить», 4). «Есть путь, ведущий к избавлению от страдания».
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1509;