Христианство. Библия и Евангельская история. Христианство. История Церкви. История Церкви в России. Православие
Автокефальные православные церкви (греч. – сам, голова) православные церкви, которые исходят из единых основ вероучения, богослужения, общих принципов организации, но являются самоуправляемыми и независимыми, сами выбирают своих глав – патриархов, митрополитов и архиепископов. В настоящее время существуют следующие А.п.ц.: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Греческая, Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская.
Анафема (греч. - то, что оставлено, отлучено) - публичное заявление о непричастности к православию, но не проклятие.
Апостолы (греч. - посланник) ближайшие ученики Иисуса Христа. Евангелие говорит о 12 А., избранных Иисусом Христом в начале проповеди: братья Андрей Первозванный и Симон (Петр), братья Иаков (Зведеев) и Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Симон Зилот, Иуда Искариот. После предательства и самоубийства последнего, на его место был избран Матфий. А. Павел (Савл) становится последователем христианского учения после вознесения Христа, но за активную проповедническую деятельность почитается как первоверховный А., наряду с Петром.Апологеты (греч. - защита) - защитники христианского учения в первые века распространения христианства, отстаивавшие его своими сочинениями. Среди наиболее известных апологетов можно назвать св. Иустина Философа, Тертуллиана, Минуция Феликса, Оригена.
Библия(греч. - книга) – свод книг, составляющих Священное Писание христиан. Делится на две группы: Ветхий Завет (50 книг) и Новый Завет (27 книг). Книги Ветхого Завета писались на древнееврейском языке – иврите. Те книги, которые сохранились на иврите и признаны в современном иудаизме, называются каноническими (их 39), остальные 11, сохранившиеся на греч. Языке, - неканонические или второканонические (не признаются протестантской и иудейской традицией). Книги Ветхого Завета условно делят на Пятикнижие Моисея (первые пять книг – Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические (Иисус Навин, Судей, 1,2 Царств и др.), пророческие (книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекеиля, Даниила и 12 малых пророков), учительные (Псалтырь, Книга Иова, Песнь песней и др.) Время написания книг Ветхого Завета 12-2 в. до н.э. Наиболее значительные переводы: на греч. язык – Септуагинта, сделанный 70 толковниками в 1 в. до н.э., с него были сделаны переводы на славянский и русский язык, на латыни – Вульгата (общедоступный), основной перевод, использующийся в католической церкви, сделанный в 4 в. н.э. блаж. Иеронимом.
Новый завет состоит из 27 книг: 4-х Евангелий (греч. – благая весть), авторами которых были ученики Иисуса Христа: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первые три написаны в более ранний период (60-70-е годы н.э.), имеют схожее между собой содержание и называются “синоптическими”. Евангелия повествуют о земной жизни Иисуса Христа. Книга Деяний апостолов, написанная евангелистом Лукой, рассказывает о проповеди апостолов. 7 посланий апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Иуды ко всей церкви (Соборные послания) содержащих основы церковного учения и 14 посланий апостола Павла к различным церквям и ученикам. Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), содержащее предсказание будущей судьбы мира. Канон Нового Завета сформировался в 4 веке н.э. В 13 веке Б. была разделена на главы и стихи. В 1876 году был сделан церковный (Синодальный) перевод Б. на русский язык.
Вселенские соборы - собрания высших церковных иерархов, делегаций христианских поместных церквей, на которых разрабатывались и утверждались вероучение и культ христианства, канонические нормы и богослужебные правила, рассматривались богословские концепции, оценивались ереси. В. с. собирались по инициативе византийских императоров, придававших решениям статус государственных законов.
Первый В. с. был созван в 325 году в г. Никее для обсуждения учения Ария, где отвергалось единосущие Иисуса Христа Богу Отцу, говорилось о его тварной природе. На соборе арианство было осуждено.
Второй В. с. состоялся в 381 году в Константинополе, где были завершены тринитарные споры (о соотношении ипостасей Троицы) и был составлен Символ веры (см.)
Третий В. с., состоявшийся в 431 году в Эфесе, начал разработку христологических вопросов (о соотношении божественной и человеческой природы во Христе), признав ересью несторианство, принижавшее божественное начало в Нем.
Четвертый В. с., проходивший в 451 году в Халкидоне, осудил ересь монофизитов, утверждавшую превосходство божественной природы во Христе над человеческой. На нем же было сформулировано православное понимание этой проблемы: Иисус Христос - истинный Бог и совершенный человек, в котором божественная и человеческая природа соединились “неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно”.
На Пятом и Шестом В. с. проходивших в Константинополе в 553 и 680 году были развиты и подтверждены положения предшествующих соборов.
На Седьмом В.с.. состоявшемся в 787 году в Нике, было осуждено иконоборчество и утверждено православное почитание икон и креста. Этот В.с. в Православной Церкви считается последним.
Католическая церковь считает вселенскими проводимые ею соборы и насчитывает их до настоящего времени 21.
Грех - категория религиозной этики. В православном богословии Г. понимается, прежде всего, как болезнь человеческой природы, отдаляющая человека от Бога. Г. может быть не только действие, но и мысль, желание.
Двунадесятые праздники – двенадцать самых значительных православных праздников, посвященных событиям из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. По времени празднования делятся на непереходящие, имеющие определенную дату (Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение Богородицы), и переходящие, которые связаны с празднованием Пасхи (Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресение, Вознесение; Пятидесятница, или Троица). Пасха, или Воскресение Христово. является центром годового богослужебного круга и не входит в число двунадесятых праздников.
Догматы (греч. - кажусь правильным) - с религиозной точки зрения богооткровенные истины, выражающие суть данной религии. Важнейшими христианскими Д. являются: о Троице, о боговоплощении и искупительной жертве Иисуса Христа, которые кратко изложены в Символе веры (см.). Характерными чертами д. являются их вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Ересь (греч. - выбор) - сознательное отступление от господствующего вероучения, противопоставление официально признанной религиозной организации. В христианстве наибольшая волна ересей возникает в эпоху Вселенских соборов (см.), когда оформлялись и формулировались основные догматы.
Иерархия церковная (греч. - священноначалие) - общее название для трех степеней священства в Православной Церкви: дьякон - помощник в совершении богослужения, священник (или пресвитер) - основной совершитель церковных таинств и треб, и епископ (более высокие степени этого сана: архиепископ, митрополит, патриарх) - руководитель церковной организацией. Церковь учит, что такая иерархия берет начало от апостолов и каждый из представителей имеет особую благодать, получаемую в таинстве священства. Православное духовенство делится также на черное (монашествующие, куда могут входить представители всех трех ступеней) и белое (женатое, к которому относятся только дьяконы и священники).
Иисус Христос (др. евр. - спасение, греч. - помазанник) - основатель и центральный образ христианства. Согласно христианскому учению Иисус Христос - Сын Божий, вторая ипостась Троицы, Богочеловек, соединяющий в себе божественную и человеческую природу, божественный Логос, ставший человеком и принявший смерть на кресте ради спасения людей.
Икона (греч. - изображение) - живописное изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющая священный и религиозный характер и служащая предметом религиозного чествования как образ, который возводит мысль и чувства молящихся к изображаемому. В православной и католической традиции является неотъемлемой частью храма и домашнего поклонения.
Пост- время, в которое верующие посвящают себя Богу, посещая храм, проводя время в молитве, чтении Священного Писания, размышлении о своих грехах и покаянии, а также воздержании от мясной и молочной пищи, веселья и развлечений, очищая себя физически и духовно. В православной традиции существуют однодневные посты (среда и пятница каждой недели) и многодневные: Рождественский, Великий, Петров и Успенский пост.
Православие - одна из трех христианских конфессий. Главные принципы православного богословия, мистической практики и богослужения были сформулированы в 4 веке и систематизированы в “эпоху Вселенских соборов” (4-8 вв.), но при этом они опирались на более ранних христианских авторов, а в дальнейшем были развиты поздневизантийскими и русскими богословами. Основные догматы (см.) П. выражены в решениях семи Вселенских соборов (см.): вера в Единого Личностного Бога, по своей воле создавшего мир из небытия; исповедание Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа тремя личностями единосущной Троицы; признание в единой личности Иисуса Христа и Божественной и человеческой природ со всеми присущими каждой из них свойствами, действиями, волями; вера в искупительный подвиг Иисуса Христа. Характерными чертами П. являются также принятие Церкви как продолжающейся жизни Христа в людях и восприятие церковных таинств как реального общения с благодатью Христа; вера в связь между миром живых и усопших через молитвы, обращенные к святым и заупокойные молитвы за умерших. Православная аскетика стремится не к уничтожению желаний, а к переориентации их на более высокие предметы, т.е. к их “преображению”. Ее основной принцип - синергия, т.е. сотрудничество человеческих усилий и божественной благодати. Получив изначальный опыт встречи с Богом, человек должен хранить свое сердце от грехов, которые могут лишить его радости Богообщения. Основной принцип социальной доктрины П. - “симфония” - предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества, при невмешательстве во внутренние дела друг друга.
Русская Православная Церковь - автокефальная православная церковь. Возникла после принятия христианства на Руси в 988 году и до середины 15 века находилась в канонической зависимости от Константинопольского патриархата в качестве митрополии. В 1447 году Р.П.Ц. обрела самостоятельность (автокефалию), а в 1589 году - патриаршество. В 1721 году церковь возглавил коллегиальный орган - Синод (см.), руководивший Р.П.Ц. до 1917 года, когда Поместный Собор Р.П.Ц. восстановил патриаршество. Советский период истории ознаменовался как массовыми гонениями на Р.П.Ц. со стороны власти, так и расколами внутри церкви, из которых самыми значительными можно назвать “обновленческий” раскол, появление Русской Православной Церкви за границей, “катакомбной” церкви. С конца 80-х годов начинается нормализация церковно-государственных отношений, что способствует росту количества церковных приходов. В настоящее время в Р.П.Ц. входит ряд церквей, обладающих самостоятельностью в делах внутреннего управления: Украинская Православная Церковь, Белорусская Православная Церковь, Православная Церковь в Молдове, Латвийская Православная Церковь, Эстонская Апостольская Православная Церковь, а также Японская Автономная Православная Церковь.
Святые- в христианстве люди, угодившие Богу своей праведной жизнью, после смерти ставшие “небесными покровителями” людей, прославленные Церковью в одном из чинов святости, являясь своеобразным образцом религиозной жизни. Можно выделить несколько чинов святости: пророки, апостолы, равноапостольные князья, мученики, великомученики, исповедники, святители, преподобные, бессребреники, праведные, благоверные князья, юродивые.
Священное Предание - второй, наряду со Священным Писанием (Библией), источник вероучения православной и католической церкви, которое воспринимается как учение Иисуса Христа, переданное через апостолов устно и лишь позднее зафиксированное письменно. С.п. весьма сложно по своей структуре и включает в себя: вероопределения и правила семи Вселенских и ряда поместных соборов; творения ряда святых отцов и учителей церкви, толковавших учение церкви (Григорий Нисский, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и др.); живую традицию и практику церкви (древние тексты богослужений и молитв, “правила апостольские”, акты мучеников). С. П. с церковной точки зрения является необходимым руководством для правильного разумения Библии.
Символ веры – краткий свод главных догматов (см.), составляющих основу христианского вероучения. Был утвержден на Вселенских соборах в Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), получив название Никео-Царьградский. На церковно-славянском языке он звучит так: “Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истина от Бога Истина, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием, и возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь”. Подробное толкование С. в. изложено в катехизисах - кратких изложениях христианского вероучения, составленных, как правило, в форме вопросов и ответов.
Синод (греч. - сходка, собрание) - созданный в 1721 году по инициативе императора Петра I орган управления Русской Православной Церковью, пришедший на смену патриарху. Состоял из высших церковных иерархов и находился под контролем представителя светской власти - обер-прокурора. После восстановления патриаршества в 1917 году С. является вспомогательным органом при патриархе. В настоящее время С. состоит из пяти постоянных и шести временных членов - епархиальных архиереев.
Сотериология(греч. - искупление, спасение; учение) - богословское учение об искуплении и спасении человечества. Центральным моментом С. является представление о тяжком последствии для всего человечества грехопадения первых людей - Адама и Евы. Для исправления первородного греха и преодоления разрыва между человеком и Богом была необходима особая Божественная помощь человеку, которая заключалась в воплощении и искупительной жертве второй ипостаси Троицы - Боге-Сыне - Иисусе Христе, через рождение, нравственную жизнь, проповедь, страдания и смерть на кресте. Искупление предполагает восстановление человеческой природы и возможность соединения человека с Богом. Но это объективная сторона спасения – то, что сделано для спасения Богом. Субъективная сторона спасения состоит в тех усилиях, которые необходимо сделать человеку для преодоления собственных грехов.
Старообрядчество- совокупность религиозныхорганизаций, возникших в результате раскола в Русской Православной Церкви, отказавшихся признать церковную реформу, проведенную во вт. пол. 17 века патриархом Никоном, суть которой сводилась к исправлению богослужебных книг по греческим образцам и изменению некоторых обрядов (например, замена двуперстного крестного знамения троеперстным). Хотя реформа не меняла основ православия, против нее выступила значительная часть духовенства и мирян, которые были осуждены на церковном соборе 1666-1667 гг., после чего начинается их преследование со стороны светской власти. В С. образовалось два направления: поповцы (или беглопоповцы), переманивавшие “никонианских” священников, и беспоповцы, отрицавшие церковную иерархию, которые затем распались на ряд толков. В конце 18 века была предпринята попытка примирить православных и старообрядцев созданием Единоверческой церкви, где богослужение шло по старым обрядам, но с признанием православных церковных властей. В 1971 году на Поместном соборе Русской Православной Церкви анафема со старообрядцев была снята.
Таинства – священные действия в христианской церкви, в результате которых на верующих сходят дары Святого Духа, или Божественная благодать, которая преображает природу человека. Насчитывается семь Т.:
Крещение – через троекратное погружение в воду “Во имя Отца и Сына и Святого Духа” человек становится членом церкви. В Православной Церкви, как правило, крестят в младенческом возрасте.
Миропомазание - через помазание особым маслом (миром) человек получает дары Святого Духа на служение Богу и людям. В Православной Церкви совершается одновременно с крещением.
Причащение (Евхаристия) - центральное таинство в котором хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христа, которые верующие принимают “во исцеление души и тела и жизнь вечную”. Таинство совершается во время главной службы - литургии (обедни).
Покаяние (Исповедь) - верующие исповедуют свои грехи священнику, который обладает правом освобождать от них. В Православной Церкви это таинство как правило предшествует евхаристии, чтобы верующий мог подойти к последнему духовно очищенным.
Елеосвящение (Соборование) - семь священников соборно помазуют лоб, щеки, губы, руки, грудь больного человека освященным маслом елеем, что позволяет освободиться от телесных и душевных недугов.
Брак (Венчание) - через это таинство супруги объединяются в семью, которая воспринимается как “малая церковь”.
Священство (Хиротония, рукоположение) - через возложение рук епископа, как приемника апостолов, человек получает благодать на священническую деятельность, последовательно проходя ступени дьякона, священника, епископа (см. иерархия церковная).
Троица - фундаментальное понятие христианства, выражающее понимание Бога единого, но проявляющего себя в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
Христианство - наиболее многочисленная мировая религия, насчитывающая ок. 2 млрд. последователей, распространенная главным образом в странах Европы, Америки, а также др. регионах. Основу вероучения составляет Священное Писание и Священное Предание. Возникает в 1 в. н.э. в Палестине и распространяется в Римской империи, став там к концу 4 в. главным вероисповеданием. В последующую эпоху Вселенских соборов (см.) формируется христианское богословие и формулируются догматы, главные из которых о Троице и божественности Иисуса Христа. Впоследствии усиливаются разногласия между западной и восточной христианской церковью, что приводит к окончательному разрыву в 1054 году и разделению на католическую и православную. В 15 веке начало реформации в Западной Европе приводит к появлению протестантизма.
Эсхатология (греч. - последний, конечный; учение) -религиозное учение о конечных судьбах человечества и мира. Христианская Э. говорит о конечности земной истории, которая должна завершиться приходом в мир Антихриста и последующим за ним вторым пришествием Иисуса Христа, воскресением мертвых и Страшным судом (см.), который должен определить последующую судьбу всего человечества.
Этика христианская - учение о нравственности. Основными проблемами Э. являются: с одной стороны, учение о добродетели и совести, с другой - вопрос о свободе воли и о высшем благе, который сводится к вопросу о конечных целях. Христианская Э. видит высшее благо в достижении Царства Божия, что понимается как совершенное и гармоничное общение человека с Богом, миром и друг другом. Высшей целью человеческих стремлений является развитие деятельной любви; при этом христианский идеал не только не требует ограничения свободной воли, но, наоборот, придает ей существенное значение, так как только свободное стремление к осуществлению Царства Божия ставится человеку в заслугу.
Тема 6
Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1249;