ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Понятие религии. Крупнейшие религиозные конфессии мира.

2. Религиозная карта современного мира. Религиозная ситуация в России и Самарском регионе.

3. Христианство – крупнейшая конфессия мира. Основные направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Православие – традиционная религия русского народа.

4. Ислам. Происхождение и распространение. Основные догматы ислама. Ислам на территории России и в современном мире.

5. Буддизм. Учение и основные направления. Буддизм в России.

6. Вероучение буддизма.

7. Иудаизм. Этапы истории. Иудаизм в России.

8. Библия. Канон книг Ветхого Завета. Канонические и неканонические книги Ветхого Завета.

9. Библейская картина мира. Сотворение мира и человека. Дни творения.

10. Коран – основой источник вероучения Ислама. Историко-культурное значение Корана. Коран и Библия.

11 Основные направления в исламе.

12. Вероучение и культ ислама.

13. Ислам в современном мире. Проблемы ваххабизма. Терроризм и ислам.

14. Основные события Ветхого Завета. Время судей и царств.

15. Пророческое служение в Ветхом Завете. Пророки Илия и Елисей. Великие и малые пророки.

16. Состояние иудейского мира в 1 в. н.э. Движения и партии в Иудее. Книжники и хранители Закона, фарисеи, саддукеи, ессеи.

17. Канон священных книг Нового Завета

18. Личность Иисуса Христа. Христианское учение о богочеловечестве. Основные события из жизни Христа по Евангелию.

19. Нагорная проповедь - основа христианского учения

20. Последние события из жизни Иисуса Христа. (Гефсиманское моление. Взятие под стражу. Суд над Христом. Крестные страдания, смерть и погребение). Воскресение мертвых.

21. Основные христианские добродетели. Учение апостола Иоанна Богослова о христианской любви и истинном христианстве по Первому соборному посланию и апостола Павла по Первому посланию к Коринфинам.

22. Периодизация общецерковной истории Евсевий Памфил - отец церковной истории.

23. Апостольский век. Распространение христианства в I в. Гонения на христиан. Их причины и формы. Основные периоды гонений. Императоры-гонители.

24. Император Константин Великий и царица Елена. Начало второго периода истории Церкви.

25. Эпоха Вселенских соборов Краткая хронология и характеристика.

26. Миссия в Церкви Деятельность св. Кирилла и Мефодия.

27. История Поместных Церквей после 1054 г. Общая характеристика.

28. Догматическое богословие как наука. Понятие догмата

29. Символ веры — исповедание учения Православной Церкви.

30. Периодизация истории Русской Церкви по арх. Макарию (Булгакову), Е.Е. Голубинскому, А В. Карташову.

31. Князь Владимир. Крещение Руси.

32. Взаимоотношение Церкви и княжеской власти в XI-XVII вв, Москва - собирательница Руси. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Старец Елиазариевского монастыря Филофей и концепция «Москва - Третий Рим».

33. Деятельность Патриарха Никона и раскол ХVII в.

34. История монашества на Руси ХI — ХХ вв.

35. Поместный Собор 1917-1918 гг. Восстановление патриаршества Русская Православная Церковь в советские годы. Новомученики и исповедники российские

36. Жизнь Русской Церкви в 1950-1980 гг. Тысячелетие Крещения Руси. Возрождение в 1990-е гг. Современная ситуация.

37. Вероучение католической церкви. Отличия от Православия

38. Деятельность римских пап в ХХ веке. II Ватиканский собор. Лютеранство. Личность Лютера. Лютеранство в современном мире.

39. Цвинглианство. Кальвинизм. Англиканство.

40. Протестантские течения XVII-ХVIII вв; баптисты, методисты.

41. Протестантские теченияХIХ-ХХ в. Общая характеристика (адвентисты, пятидесятники и др.)

42. Понятие новых религиозных движений и тоталитарных сект. Классификация. Секты христианской ориентации: церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны), «Свидетели Иеговы», церковь Объединения (секта Муна), церковь Христа (Бостонское движение).

43. Секты восточной ориентации: Общество сознания Кришны, Агни-йога (учение Рериха), Сахаджа-йога.

44. Деструктивные религиозные организации неоязыческой ориентации. Нью-эйдж, Белое братство

45. Современный шаманизм (экстрасенсорика, ведовство, колдовство).

46. Секты российского происхождения: Виссарион (церковь Последнего Завета), Богородичный центр, Порфирий Иванов и ивановство.

47. Закон РФ 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединения».

48. Социальная концепция Русской Православной Церкви: содержание, основные идеи.

49 Демографический кризис в современной России.

50.История церковно-государственных отношений. Понятия: теократия, симфония властей, отделение церкви от государства, светское государство.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Тема 1: Религиоведение и теология как науки

Анимизм (лат. – душа, дух) – вера в души и духов. Термин впервые введен англ. антропологом Э.Тейлором для описания верований первобытных людей. Он полагал, что представления древних людей о существовании души зарождались в результате осмысления таких явлений как сон, болезнь, смерть, галлюцинации. Вырабатывались понятие о душе, находящейся в теле человека и покидающей его. Появляются представления о существовании души после смерти, загробном мире, переселении душ. А. свойственно олицетворение и одушевление окружающего мира. Предметы объективного мира человек рассматривал как нечто подобное себе, наделяя их желаниями, волей, чувствами. Вера в отдельно существующие силы природы, растений, животных, умерших предков трансформировалась в развитые религиозные представления – политеизм. Поэтому, с точки зрения Тейлора, “А. есть минимум определения религии”.

Атеизм (греч. – отрицающий бога) - воззрение, исходящее из признания естественного мира единственным и самодостаточным, а религии – творением самого человека. В основе А. лежит материалистическое понимание мира.

Деизм (лат. - бог) – учение, основанное на принципах рационализма, по которому Бог есть безличная разумная первопричина мира, находящаяся вне его и не участвующая в жизни природы и человека. Вселенная после первотолчка движется по своим законам. Распространение Д. в 17 - 18 веках связано с секуляризацией сознания и отходам от церковного почитания божества, чем противостоит теизму.

Магия (греч. - колдовство, чародейство) – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира, особыми способами, отличными от повседневной практической деятельности. По методам воздействия М. делится на контактную, инициальную, парциальную, имитативную. По целям воздействия М. делится на вредоносную, военную, промысловую, лечебную и т.п. Обычно магические приемы совершали специально подготовленные люди – колдуны, чародеи, шаманы.

Монотеизм (греч. - один; бог) – представление и понятие о едином Боге. Монотеистическими религиями являются христианство, ислам, иудаизм.

Пантеизм (греч. - все; бог) – учение о единстве Бога и мира, идеальной и материальной сущности.

Политеизм (греч. - много; бог, многобожие) – представление о существовании нескольких или многих богов и их почитание. К политеистическим религиям относятся религии Древнего мира, а также современный буддизм, индуизм, даосизм, джайнизм и др. В русской традиции синонимом П. является язычество.

Почитание предков – религиозное почитание умерших родителей, важный элемент семейно-родового культа, сложившегося на ранних этапах развития человеческого общества. Предки воспринимались как могущественные члены рода, от которых зависела его жизнь. Со временем почитание перерастает в культ вождя племени, а затем племенного бога.

Происхождение религии – одна из важнейших проблем богословия и религиоведения, решая которую отвечают на вопросы о причине, времени и форме существования религии на ранних этапах развития. Богословский взгляд на происхождение религии отмечает ее божественную природу и возникновение одновременно с человечеством. С точки зрения большинства религиозных систем, религия есть результат божественного откровения, где Бог открывается людям, и почитания божества, т.е. религия свойственна людям изначально, со времени их появления (сотворения). Еще одна из гипотез в рамках богословского взгляда – прамонотеизм – теория происхождения религии, построенная на утверждении единобожия в качестве изначальной ступени истории религиозного развития. Атеистический (материалистический) взгляд на происхождение религий формируется с древности и представлен рядом гипотез, популярных в разные периоды:

Натуралистическая – идея Бога возникла в результате страха людей перед грозными силами природы и непонимания причин их возникновения, следствием чего стало обожествление сил природы (в 17 веке – Т.Гоббс).

Гипотеза невежества: незнание людьми законов природы заставляло их придумывать богов (в 18 веке – П. Гольбах).

Гипотеза обмана: религия – не внутренняя потребность человека, а навязана людям с помощью обмана с корыстными побуждениями философами, царями, жрецами. (берет свое начало с античности, была популярна в 18 веке, где ее развивали Вольтер, Д. Дидро)

Анимистическая гипотеза: (см. анимизм) источник религии в сновидениях, галлюцинациях, смерти, наблюдения за которыми привели «неразвитого человека» к мысли о существовании другого мира, столь же реального как этот. (Дж. Тейлор – вт. пол. 19 века)

Антропологическая гипотеза: боги – это олицетворение сил природы и свойств человека, превращенные человеческой мыслью в самостоятельные существа. Религии делит на “естественные”, которые берут начала от олицетворения природы и “духовные”, которые возникли из олицетворения собственных свойств человека. (Л. Фейербах - середина 19 века).

Социальная гипотеза: в классовых обществах причина возникновения религии в бессилии человека перед социальным гнетом. (К. Маркс, Ф. Энгельс, популярна в конце 19 – 20 веке).

Психологическая гипотеза: религия возникает как результат модификации различных эмоционально-психических состояний - зависть, страх, любовь, стыд. (У. Джеймс, В. Дильтей, З. Фрейд, популярна в 19-20 веке)

Религиоведение – совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Как самостоятельная отрасль знания начала формироваться с 19 века, хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Предметом Р. являются закономерности развития и функционирование религии, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимовлияние религии и др. областей культуры. Р. включает в себя ряд разделов:

История религий – изучает происхождение религий, ранние формы верований и культа, воспроизводит прошлое религий, накапливает информацию о многочисленных существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религий, истории данной религии или конфессии, страноведческой истории религий.

Философия религии – совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение религии. Нередко в рамках этого раздело происходит абстрагирование от конкретных форм религии и даются попытки показать все многообразие религиозного опыта.

Социология религии – исследует религию как общественную подсистему, изучает общественные основы религии, общественные закономерности развития и функционирования религий, их влияние на общество, а также обратное влияние.

Психология религии – исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру и направленность этих явлений, их влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности индивида, групп, общества.

Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы взаимодействующих индивидов с точки зрения религиозных значений и смыслов и на этой основе достигает понимания явлений религии, дает их систематическое описание.

Религия(лат. relegere – идти назад, возвращаться, созерцать; religare – вязать, связывать, привязывать; religio – совестливое отношение, благочестие) – одна из сфер духовной жизни человека, его мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и действия, основанные на вере в существование Бога (богов) и сверхъестественного мира. (Др. определения: Р. - вера, особый взгляд на мир, совокупность обрядово-культовых действий, а также объединение людей в определенную организацию, которые вытекают из убеждения в существовании той или иной разновидности сверхъестественного; Р. - организованное поклонение высшим силам) Р. можно разделить на монотеистические, политеистические, мировые и национальные формы и др. В рамках религиоведения выделяют ряд функций Р. в обществе: мировоззренческая, компенсаторная, регулятивная, легитимирующая, коммуникативная, интегрирующая, культуротранслирующая.

Секуляризация (лат. – мирской, светский) - процесс освобождения различных сфер общества, общественного и индивидуального сознания, деятельности и поведения людей, социальных отношений и институтов от влияния религии.

Табу (полинез. - запрет) - религиозно-магический запрет у людей, находящихся на родоплеменной стадии общественного развития. Объектами Т. могли быть вещи, животные, люди, слова, действия и т.п. Некоторые из этих объектов считались священными, другие - нечистыми в религиозном смысле. Соприкосновение как с священными, так и нечистыми объектами грозило наказанием, насылаемым чудодейственной силой, богами, духами. Отсутствие у примитивных народов фиксированного права и развитой морали привело к тому, что Т. стали главным механизмом регулирования социальных отношений.

Теизм (греч. - бог) – религиозные воззрения, содержание которых составляют понятия о Боге, наиболее полно выраженные в монотеистических религиях.

Теология (греч. – богословие) – вероучительная дисциплина или «наука о вере», создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви. Св. Писание, согласно церковному пониманию, - душа всей теологии. В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, основу которой составляет вера в существование мистической связи между группой людей (племя, род) и определенным видом растений или животных. С развитием тотемизма возникают табу (см.).

Фетишизм(порт. - амулет, магическая вещь) – поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектом поклонения – фетишем, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший человека (необычный камень, кусок дерева, фигурка, зуб животного и т.п.); как правило, выбирался случайно и, если не приносил удачу владельцу, мог быть выброшен. Элементы фетишизма широко распространены в сфере бытовых суеверий и предрассудков.

Шаман (тунгусск. - возбужденный, исступленный человек) - у коренных народов Сев. Азии и Америки человек, которому приписывается способность вступать в непосредственный контакт с духами и оказывать на них влияние. Считается, что благодаря этой способности Ш. может исцелять людей, вызывать изменения в природе, обеспечивать удачу на охоте, предсказывать будущее, провожать умерших в загробный мир. Чтобы стать Ш., необходимо не только иметь “шаманский дар”, который зачастую передается по наследству, но и пройти обучение у опытных шаманов, чем достигается преемственность шаманских традиций. Общение Ш. с духами происходит в состоянии экстаза, которое достигается в ходе камланий - особых ритуалов, сопровождающихся ударами бубна, пляской, пением и являющихся своеобразным путешествием Ш. в мир духов, где он обращается к ним с просьбами, ведет переговоры и даже вступает в борьбу.

 

Тема 2-5








Дата добавления: 2014-11-29; просмотров: 1305;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.