Личность и социальная среда.
Социальные закономерности и индивидуальное поведение. Преступность представляет собой сложное многоплановое явление. Как явление социальное преступность подчиняется действию объективных факторов, социальных закономерностей. Она порождается социальной средой. Человечество, возникнув в условиях природной, естественной среды, в ходе своего развития создало среду искусственную, социальную. Все, что создано в природном, материальном мире человеком создает особую среду его обитания. Но в понятие социальной среды входят не только материальные продукты человеческой деятельности, но и продукты духовной деятельности людей.
Поэтому социальная среда это не только здания, города, машины и другие вещи, но и нравы, законы, все продукты созданной человечеством культуры. Они духовны по своему происхождению, но раз возникнув они составляют объективно существующую среду человека. И, наконец, социальной средой каждого человека являются окружающие его другие люди. Воздействуя на поведение людей, социальная среда влияет и на совершение преступлений.
Вместе с тем преступность представляет собой совокупность конкретных преступных проявлений, актов воли отдельных лиц. В преступлении проявляются свойства личности человека. Исследование механизма опосредствования общих закономерностей в конкретных поступках, выяснение особенностей сочетания объективно действующих факторов с волевыми устремлениями индивидуумов представляет непосредственный интерес для криминологического исследования.
Сколь подробно ни выявляются и описываются факторы социального порядка, явно влияющие на преступность в целом, это не ведет ещё к уяснению закономерности в поведении отдельного лица. Более того, все более ясным становится сложность познания закономерностей индивидуального поведения, по крайней мере, с использованием категорий и понятий, выработанных применительно к преступности в целом.
По существу рассматриваемый вопрос представляет собой частный случай общей проблемы раскрытия социально-психологического механизма поведения человека вообще. Но конечной целью в данном случае является раскрытие механизма совершения преступления. Представление о механизме поведения людей в обществе (в том числе и противоправного характера) может быть расширено и углублено в результате рассмотрения отношений, связывающих индивидуума с окружающей его социальной средой.
Объективные возможности и личный выбор. Акт поведения человека является результатом выбора им определенного варианта поведения из числа возможностей, содержащихся в окружающей его социальной среде. В богатстве или бедности этих возможностей, в их широте или узости, наконец, в самом их содержании проявляется действие общих социальных закономерностей данного общества, проявляется их влияние на преступность в целом.
В решении вопроса о том, какой именно из предлагаемых средой способов поведения избрать, налицо действие закономерности иного плана — закономерности развития конкретной личности. На процесс такого выбора влияет не только наличие и содержание объективных возможностей, но их оценка, характер их восприятия лицом, самооценка, а также его субъективная оценка конкретной ситуации, не обязательно совпадающая с её действительным содержанием.
Между совокупностью воздействия внешней среды и актом индивидуального поведения находится специфическое поле социального действия, на котором вступают во взаимодействие различные закономерности и среди них прежде всего закономерности крупных социальных явлений, воплощаемые в законе больших чисел (социальная среда), и закономерности индивидуального поведения (личность человека).
Приведенные положения представляются чрезвычайно важными для теории преступного поведения. Именно механистическое перенесение элементов иррациональности отдельных преступных актов на преступность в целом, перенесение того отпечатка, который накладывают на отдельное преступление биопсихологические черты личности, на преступность в целом, иными словами, перенесение характеристик отдельного преступного акта на весь процесс преступности — таков кардинальный порок антропологических и неоантропологических концепций преступности.
Предметом изучения индивидуума служит его поведение, сложный психофизиологический и социально обусловленный комплекс. Здесь к неповторимости и индивидуальности биологической прибавляется ещё более важная и сложная, исторически приобретенная индивидуальность. В поведении воплощается как социальный опыт человечества, так и личный опыт человека, уникальный и неповторимый. Индивидуальное поведение поэтому исчерпывающим образом непредсказуемо, а его детерминация носит иной характер по сравнению с закономерностями, определяющими ход крупных социальных процессов.
Именно поэтому в поведении индивидуума могут проявиться элементы, противостоящие господствующим общественным процессам и тенденциям, вносящие в их нечто новое, часто опровергающее и изменяющее крупные социальные явления и процессы (в этом проявляется активная роль сознания по отношению к порождающему его общественному бытию).
Традиционная и рациональная деятельность. Важно констатировать наличие в общественной жизни так называемых традиционных форм деятельности, в которых основным средством передачи общественного опыта (социальная информация) является следование определенным, установившимся в обществе традиционным образцам, шаблонам, стандартам поведения. Индивидуальное сознание здесь действует как частный, подчиненный элемент общественного сознания, лишь реализующий заданную программу. Здесь мы можем констатировать наличие сравнительно жесткого уровня детерминации в сфере социальной деятельности. В такой ситуации, изучив какой-то образец социальной информации (ценности, позиции, нравы, обычаи), мы можем с уверенностью предсказать воспроизведение определенных образцов в поведении соответствующих групп, слоев, классов и т. д.
Подобного рода детерминация поведения отмечается в условиях доминирования преступной субкультуры. В таких зонах то, что рассматривается на уровне общества в целом как преступное, аморальное в зоне преступной субкультуры считается само собой разумеющимся. Причем нормы преступной субкультуры не только подменяют нормативно ориентированные критерии отграничения преступного от нормального поведения на критерии целесообразности, успешности, эффективности, но и снабжают соответствующих лиц через каналы неформального общения методами и способами соответствующего преступного поведения.
Такому типу или уровню детерминации (традиционного типа) противостоит иная форма или структура передачи социальной информации. Сюда относится так называемая рациональная форма социальной деятельности, решающим признаком которой является способ деятельности, расчленение её на цель и средства, подчинение ближайших целей отдаленным, но главным и т. д. Эта особенность социальной информации в рациональной деятельности ведет к изменению соотношения между общественным и индивидуальным сознанием. Существуя параллельно с традиционными нормами, рациональная форма передачи информации объясняет, почему в зонах преступной субкультуры существует различная степень вовлеченности соответствующих лиц в преступный образ жизни вплоть до полного отказа от подчинения нормам такой субкультуры.
На уровне рациональной деятельности, функционирующей наряду с традиционной деятельностью, выявляется новая роль индивидуального сознания. Мы могли бы сказать, что здесь отмечается иной уровень детерминации поведения, так как здесь индивидуальное сознание оказывается способным не только воспроизводить требования социальной среды, но и выбирать тот или иной вариант реализации этих требований. Рациональная деятельность также детерминирована, но, как мы видим, в ином плане, на ином уровне, ибо она носит избирательный характер, причем такой вид деятельности жизненно необходим для успешного функционирования системы в целом. Здесь мы вынуждены считаться с определенной автономией индивидуального поведения, должны быть готовы к индивидуальным актам, вносящим нечто новое в ранее известные образцы поведения.
Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1490;