Субъекты правоотношений по социальному обеспечению.
Субъектом правоотношения по социальному обеспечениюявляется его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права).
Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права на социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособны, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению выступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган.
Как указывается в теории права, правосубъектность есть условие возможности правоотношения, это есть система вышеуказанных способностей субъекта. При этом важно отличать способность к правообладанию и само обладание. Ведь субъект может не стать субъектом определённого правоотношения в сфере права социального обеспечения, и реального правообладания не возникнет.
Обыкновенно выделяется общая, отраслевая и специальная правосубъектность. То есть субъект, обладая соответствующей правосубъектностью, может стадийно становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и, наконец, субъектом конкретных видовых правоотношений.
Очевидно, что формулировки ст. 39 и 41 Конституции РФ дают основание полагать, что потенциально право на социальное обеспечение и медицинскую помощь имеет любой человек с рождения. То есть отраслевая правосубъектность вытекает из общей, поскольку данная отрасль права обуславливает возможное приобретение благ социально значимой нуждаемостью лица и определяемыми законом социальными рисками.
Но так как социальное обеспечение предоставляется в основном в рамках двух организационно-правовых форм (обязательное социальное страхование и вспомоществование без учета трудового вклада человеку как члену общества), можно выделить такую же, как и отраслевую, широкую, всеохватывающую, суботраслевую правосубъектность в отношениях по вспомоществованию любому члену общества, и в отличие от этого более узкую суботраслевую правосубъектность в блоке отношений по обязательному социальному страхованию в основном наёмных работников и их семей.
То есть субъектами последних указанных отношений могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежавшие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного).
Некоторые учёные связывают возникновение правоотношений по выплате страховых пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и иных выплат по обязательному социальному страхованию исключительно с заключением индивидуального трудового договора. Имеется в виду, что правоотношения по поводу этих выплат возникают не при наступлении страхового случая (временной нетрудоспособности и т.д.) и дополнительных юридических фактов (обращение лица и принятие решение о выплате), а одновременно с возникновением трудовых отношений. Выпячивание связи некоторых отношений по социальному обеспечению с трудовыми не оправдывает указанное предположение о моменте начала отношений, связанных с выплатой пособий по социальному страхованию. Здесь происходит подмена понятий субъективного права на пособие и специальной праводееспособности гражданина. Законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» установил, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у застрахованных лиц по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, а у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Но имеется в виду финансовый аспект отношений по социальному страхованию. Интересующие нас отношения по социальному обеспечению возникнут все-таки именно при обращении лица (процедурные правоотношения), наличии полного фактического состава (материальные правоотношения). То есть в таких ситуациях при заключении трудового договора возникает соответствующая суботраслевая (специальная) правосубъектность в качестве одной из предпосылок для возможного возникновения в будущем конкретного видового правоотношения, в процессе которого будет реализовано субъективное право на страховую выплату.
Однако, надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии.
Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет специальную правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и прекращается вместе с окончанием этого права.
Субъекты права социального обеспечения (и соответственно субъекты правоотношений по социальному обеспечению) в силу распределительного характера складывающихся отношений очевидно делятся на две условно находящиеся на разных полюсах правоотношения группы:
1) лица - получатели благ по социальному обеспечению;
2) лица - представители благ по социальному обеспечению.
Первая группа лиц - это граждане-физические лица, по общему правилу как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства.Никакие юридические лица получать блага по социальному обеспечению не имеют права. Конечно, граждане должны отвечать установленным юридическими нормами требованиям для притязаний на соответствующие блага.
Как правило, в учебной литературе в дополнение к гражданам как получателям благ по социальному обеспечению выделяют семью в качестве особого субъекта. При очевидной сложности определения состава семьи в российском семейном законодательстве именно в праве социального обеспечения предприняты попытки раскрыть этот термин, правда, применительно к отдельным правоотношениям. Например, Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учёта доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» в ст. 13 указывает, что в состав малоимущей семьи при расчёте среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
Как видно, предложенное определение имеет прикладной характер для отдельного вида социального обеспечения и не позволяет абсолютно точно говорить о сложившемся термине «семья» в качестве субъекта права социального обеспечения.
Тем не менее семью как субъект права социального обеспечения часто упоминают многие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и т.д. Поэтому можно говорить о правомерном отнесении семьи к коллективным субъектам правоотношений по социальному обеспечению (получателям благ), хотя, к сожалению, российское социальное законодательство недостаточно отражает стремление мирового сообщества оказать именно семье особую поддержку со стороны государства.
К числу наиболее типичных получателей благ по социальному обеспечению можно отнести: престарелых, инвалидов, детей, семьи с детьми, безработных, временно нетрудоспособных работников, лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, семьи, потерявшие кормильца, больных определёнными болезнями (ВИЧ-инфекция, туберкулез и т. д.), беженцев и вынужденных переселенцев, лиц, имеющих длительный профессиональный стаж (выслугу лет), и т. д.
Вторым субъектом - представителем благ по социальному обеспечению является, как правило, государство(в лице своих уполномоченных органов и организаций), а также в случаях делегирования или разрешения с его стороны иные лица - муниципальные образования, работодатели, соответствующие образовательные учреждения, учреждения социального и медицинского обслуживания и т. д.
Обращает на себя внимание то, что государство, как указано, может «скидывать», делегировать полномочия по непосредственному участию в отношениях по социальному обеспечению, например, работодателю - по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, при рождении ребёнка, а органам местной власти - по содержанию детей в дошкольных учреждениях и т. д. В данных ситуациях обязывание нижестоящих субъектов преследует цель создания удобства для конечного потребителя блага, а иногда и сбрасывание бремени несения расходов на социальное обеспечение (например, введенная оплата за счет работодателя, а не ФСС первых двух дней получения пособия по временной нетрудоспособности).
Но помимо связывания государство дозволяет(нормами муниципального права, трудового права и т. д.) всем указанным субъектам предоставлять блага социального обеспечения дополнительно к уже установленным государством. Это позволяет, например, тем же работодателям в порядке социально-партнерского регулирования или локального нормотворчества вводить дополнительные виды социального обеспечения (пособия семьям работников с школьниками к Дню знаний, оплату детского оздоровительного отдыха и т.д.), увеличивать объём предоставляемых государством благ (доплачивать к государственному пособию по беременности и родам свыше установленного максимального размера и т. д.), иным образом улучшать правовой статус получателей благ по социальному обеспечению.
В силу значительно большего объёма распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлечённости населения именно в государственную систему социального обеспечения следует особо подчеркнуть разнообразие государственных органов, которые участвуют в отношениях по социальному обеспечению населения России. Это государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФОМС), пенсионные службы силовых министерств и ведомств, органы службы занятости, региональные органы социальной защиты населения и т. д.
В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико-социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т. д.), клинико-экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т. д.) и проч.
В процессуальных отношениях соответствующим субъектом, от которого гражданин ожидает юридических действий, будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган (например, главные бюро медико-социальной экспертизы), прокуратура, а также суды общей юрисдикции.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 4619;