Правоотношение - это общественные отношения, урегулирован­ные нормами права.

Очевидно, что между фактическим и юридическим отношением существует единство в случае правомерного поведения субъекта, от­клонение же от требований норм права вызывает противоречие, не­соответствие модели реальности.

Именно поэтому принято считать, что правоотношения- это отношения, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абст­рактные возможности и необходимость в плоскость конкретных, ад­ресных субъективных юридических прав и обязанностей и, следова­тельно, переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей. Правоотношения в таком случае обоснованно занимают место одно­го из основных звеньев механизма правового регулирования.

Правоотношения обладают рядом признаков. Обыкновенно к ним относят их жёсткую и неразрывную связь с нормами права,ведь правоотношения возникают исключительно вследствие воздей­ствия норм права на поведение людей.

Правоотношения - это всег­да волевые отношения.Их динамика обусловлена волей как госу­дарства, так и самих субъектов отношения. Причём следствием уча­стия государственной воли будет стремление государства охранять правоотношения,«навязывать» модели поведения посредством при­нуждения, контролировать их правильность и неискажённость реализации. Еще одним признаком является раскрытие правоотноше­ний как связи между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.Именно в праве социального обеспечения проявляется классическое наличие управомоченного и обязанного субъектов, имеющих встречные, корреспондирующие права и обязанности, установленные юридическими нормами. Так­же правоотношениям присуща индивидуализация,описание субъек­тов к воле которых обращается законодатель.

Все эти и иные выделяемые учеными характеристики правоотно­шений присущи в полной мере отношениям по социальному обеспе­чению, зачастую уточняясь в ходе правового регулирования такой сложной сферы человеческой деятельности, как социальное обеспе­чение. Например, можно утверждать, что отношения по социально­му обеспечению являются относительными,а не абсолютными. Это означает, что в них субъектная индивидуализация не односторон­няя, когда конкретному лицу противостоит неопределенное, безгра­ничное число лиц. Наоборот, социальное обеспечение подразумева­ет чёткую конкретизацию обязанных и управомоченных субъектов.

Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет еди­ного правоотношения,в которое может вступить гражданин и в его рамках получать всетребуемые блага. В силу видового разнообра­зия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество ви­довых правоотношений, объединённых общей целью -необходи­мостью реакции государства и общества на социальные риски, пер­манентно присущие человеческому обществу.

В теории права продолжаются дискуссии о составе (элемен­тах) правоотношения. Большинство правоведов считают, что со­став правоотношения образуют субъекты, между которыми оно устанавливается, его содержание, а также те объекты, на которые оно направлено. В качестве не элемента, а явления, обусловливающего динамику, «включение» правоотношения, обыкновенно называют юридические факты, вызывающие возникновение, из­менение и прекращение соответствующих правоотношений. Именно специфика указанных элементов и юридических фактов позволяет показать отраслевую индивидуальность правоотноше­ний. Конечно, такие особенности обусловлены свойствами пред­мета и метода каждой отрасли права.

Классифицировать правоотношения по социальному обеспече­нию можно по различным основаниям. В качестве наиболее значимой классификации выступает систе­матизация отношений в сфере социального обеспечения по объек­ту.Он выступает своеобразным лексическим «визуальным» класси­фикатором отношений в социальном обеспечении.

Объект всегда находится в центре действий субъектов правоот­ношения. Сложились две теории относительно объекта правоотно­шений: монистическая (объект-действие) и плюралистическая (объ­ект-благо).

Согласно монистической теории единственным объек­том правоотношения является поведение человека, так как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие. Плюралистическая теория считает объектами правоотношений раз­личные социальные блага, представляющие ценность для субъек­тов. Представляется более удачной плюралистическая теория, включившая в перечень благ не только материальные блага (вещи, в том числе деньги), но и неимущественные блага, предметы духов­ного творчества, а также поведение субъектов и даже результаты та­кого поведения (последствия). Действительно, мнение, что объек­том права могут быть лишь вещи и что ими не могут быть действия людей, основано на неправильном представлении, будто значение поведения обязанного лица в правоотношении ограничивается тем, что оно составляет содержание правоотношения. Объектами инте­реса участников правоотношения выступают различные блага, т. е. явления, способные удовлетворять те или иные потребности людей. Таким образом, объектом правоотношения может выступать благо в виде материального, имеющего материальную ценность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также бла­го в виде некой поведенческой активности субъектов и её результа­тов.

Именно такая оценка видов объектов правоотношений приводит нас к классификации отношений по социальному обеспечению пер­вого уровня: на материальные и процедурно-процессуальные пра­воотношения.

Ядро системы правоотношений по социальному обеспечению со­ставляют материальные отношения. У второй же группы - миссия обслуживания, вспомогательная роль.

Объектом первой группы отношений будет выступать имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары).Объектом же второй группы является требуемое поведение участ­никовотношений, полезные действия для достижения определённо­го результата (например, установления необходимого юридического факта). Как указывает Р.И. Иванова, процедурные отношения есть правовое средство перевода «желаемого объекта» в стадию реализо­ванного.

В свою очередь, материальные правоотношения следует подраз­делить на группы второго уровняв зависимости от формы предос­тавления благ по социальному обеспечению. Это разделение на от­ношения по денежному предоставлениюи отношения по «нату­ральному» предоставлениюсоциального обеспечения. При этом представляется более корректным использовать термин «натураль­ное» предоставление, а не «социальное обслуживание», поскольку объектом этих правоотношений могут явиться не только потребляе­мые услуги, но и конкретное имущество - транспортное средство, лекарства, топливо, одежда и т. д.

Отношения по предоставлению благ в денежной форме класси­фицируются по типам выплат:

1) отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоот­ношения);

2) отношения по предоставлению пособий;

3) отношения по предоставлению компенсационных выплат и субсидий;

4) отношения по предоставлению выплат в порядке обязатель­ного социального страхования от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний;

5) отношения по предоставлению ежемесячных денежных вы­плат в связи с «монетизацией» льгот.

Отношения по предоставлению благ в «натуральной» форме классифицируются по типам благ с учётом субъектной специфики:

1) отношения по предоставлению медицинской помощи и ле­карственного обеспечения;

2) отношения по предоставлению санаторно-курортного лече­ния;

3) отношения по социальному обслуживанию в различных учре­ждениях (домах-интернатах, домах ребенка, приютах и т. д.);

4) социальная реабилитация инвалидов, в том числе протезиро­вание, содействие их занятости и трудоустройству и т. д.;

5) социальное обслуживание детей и т. д.

Особого упоминания заслуживают правоотношения по предос­тавлению государственной социальной помощи(её предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Государственная соци­альная помощь - это предоставление малоимущим семьям, мало­имущим одиноко проживающим гражданам, а также иным катего­риям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, соци­альных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. То есть, как видно из определения, объектом отношения по данному виду социального обеспечения могут быть как денежные выплаты, так и «натуральное» предоставление.

Нельзя обойти вниманием и проблему отнесения отношений по предоставлению льгот в области социального обеспечения к ка­кой-либо группе. Несмотря на то, что на первый взгляд можно ото­ждествить льготы с социальным обслуживанием (а это часто дейст­вительно так и есть), представляется, что социальные льготы «рас­творены во всех отношениях по социальному обеспечениюи крайне трудно поддаются обособлению. Ведь льгота как некое до­полнительное благо или преимущество может быть предоставлено в любых правоотношениях по социальному обеспечению (например, можно говорить о пенсионных льготах или льготах при определении размеров пособий), однако, как правило, посредством льготы государство предоставляет определенную социальную услугу бес­платно либо со скидкой. Следует учесть и возможный нематериаль­ный характер некоторых льгот (например, преимущественное право на получение блага).

Очевидно, что представленная трехуровневая классификация (заканчивая типами выплат) не исчерпывающа. Дальнейшее дроб­ление каждой группы правоотношений необходимои имеет боль­шую практическую значимость. Так, пенсионные правоотношения можно разделить в зависимости от формы финансирования пенсий на отношения по выплате трудовых и государственных пенсий. Да­лее трудовые пенсии разделяются на пенсии по старости, по инва­лидности и по случаю потери кормильца. Государственные пенсии разделены в законодательстве на пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии.

К ним примыкает дополнительное государст­венное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (де­путатов, Героев России и т. д.). По количеству более десятка посо­бий выделяют и такое же количество отношений по выплате соци­альных пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение и т. д).

Что касается выделения помимо рассмотренной выше группы материальных правоотношений ещё и группы процедурно-процессу­альных правоотношений, то среди учёных нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспече­ния помимо процедурных (их признает большинство специалистов) ещё и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.

Практически все учёные видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы ка­тегорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включен­ными в соответствующие отрасли права - гражданско-процессуаль­ное и административное. Другие учёные констатируют, что эти от­ношения регулируются, как правило, не нормами права социально­го обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или социальным) процессуальным кодексом, так как в случае создания органов специализированной трудовой юсти­ции и соответствующего обособленного процессуального законода­тельства было бы логичным включить в компетенцию указанных органов рассмотрение помимо трудовых споров еще и споров в об­ласти социального обеспечения.

Таким образом, процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:

1) Процедурные отношения по установлению необходимых юри­дических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспо­собности, нахождения на иждивении и т. д.);

2) Процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;

3) Процессуальные отношения по рассмотрению споров в облас­ти социального обеспечения как в административном, так и в судеб­ном порядке.

Очевидно, что служебный характер указанных отношений по от­ношению к материальным не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения не­возможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно дос­тавлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным тре­бованиям. В ходе этих отношений субъект-предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.

Как видно из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных и процедурно-процессуальных отношенийпо социальному обеспечению.

Так, инвалид может одновременно получать трудовую пенсию по инвалидности, ежемесячное пособие на ребенка, компенсационную выплату как аспирант, находящийся в академическом отпуске по медицинским показаниям, бесплатную лекарственную помощь, ежемесячную денежную выплату в связи с «монетизацией» льгот, находиться в данный момент в процедурных отношениях по предостав­лению ему санаторно-курортного лечения и протезирования, предоставления ему транспортного средства и обжаловать действия органа службы занятости по прекращению выплаты пособия по безработице и т. д.

Это будут нижние уровни классификаций отношений - единич­ные правоотношения по социальному обеспечению определённого вида.

Само наличие нематериальных процедурно-процессуальных от­ношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерар­хичность материальных отношений позволяет говорить о своеоб­разной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности.Это создаёт известные проблемы при изучении дан­ной отрасли права.

В учебной литературе помимо рассмотренной классификации от­ношений по объекту предлагаются и иные.

Например, обозначается деление отношений в зависимости от того, в рамках какой организационно-правовой формы происходит их функционирование. Соответственно, выделяют отношения по социальному обеспечению путём обязательного социального страхо­вания и отношения по социальному обеспечению посредством бюд­жетного финансирования (вспомоществования). Однако, как спра­ведливо отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, по сути, эта клас­сификация сведётся в конечном итоге к конкретным видовым правоотношениям, рассмотренным выше.

Возможна и классификация по срокам действия (продолжитель­ности) соответствующих отношений. Выделяют правоотношения, прекращающиеся, однократным исполнением обязанностей (разовые), правоотношения с известным сроком существования во времени (на­пример, по выплате пособий на детей), правоотношения с относи­тельно неопределённым сроком существования во времени (пожиз­ненная выплата пенсии по старости), иногда выделяют периодиче­ские правоотношения (предоставление медицинских услуг и т.д.).

Представляется обоснованными и такие критерии классифика­ции отношений по социальному обеспечению, как субъектный со­став получателей (например, отношения по социальному обеспече­нию семей с детьми, инвалидов, военнослужащих и т. д.), а также уровни предоставления благ (отношения по социальному обеспече­нию на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях).








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 3016;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.