Правоотношение - это общественные отношения, урегулированные нормами права.
Очевидно, что между фактическим и юридическим отношением существует единство в случае правомерного поведения субъекта, отклонение же от требований норм права вызывает противоречие, несоответствие модели реальности.
Именно поэтому принято считать, что правоотношения- это отношения, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость в плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей и, следовательно, переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов - носителей прав и обязанностей. Правоотношения в таком случае обоснованно занимают место одного из основных звеньев механизма правового регулирования.
Правоотношения обладают рядом признаков. Обыкновенно к ним относят их жёсткую и неразрывную связь с нормами права,ведь правоотношения возникают исключительно вследствие воздействия норм права на поведение людей.
Правоотношения - это всегда волевые отношения.Их динамика обусловлена волей как государства, так и самих субъектов отношения. Причём следствием участия государственной воли будет стремление государства охранять правоотношения,«навязывать» модели поведения посредством принуждения, контролировать их правильность и неискажённость реализации. Еще одним признаком является раскрытие правоотношений как связи между субъектами, которые имеют субъективные права и юридические обязанности.Именно в праве социального обеспечения проявляется классическое наличие управомоченного и обязанного субъектов, имеющих встречные, корреспондирующие права и обязанности, установленные юридическими нормами. Также правоотношениям присуща индивидуализация,описание субъектов к воле которых обращается законодатель.
Все эти и иные выделяемые учеными характеристики правоотношений присущи в полной мере отношениям по социальному обеспечению, зачастую уточняясь в ходе правового регулирования такой сложной сферы человеческой деятельности, как социальное обеспечение. Например, можно утверждать, что отношения по социальному обеспечению являются относительными,а не абсолютными. Это означает, что в них субъектная индивидуализация не односторонняя, когда конкретному лицу противостоит неопределенное, безграничное число лиц. Наоборот, социальное обеспечение подразумевает чёткую конкретизацию обязанных и управомоченных субъектов.
Важно понимать, что в сфере социального обеспечения нет единого правоотношения,в которое может вступить гражданин и в его рамках получать всетребуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предложил субъектам множество видовых правоотношений, объединённых общей целью -необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, перманентно присущие человеческому обществу.
В теории права продолжаются дискуссии о составе (элементах) правоотношения. Большинство правоведов считают, что состав правоотношения образуют субъекты, между которыми оно устанавливается, его содержание, а также те объекты, на которые оно направлено. В качестве не элемента, а явления, обусловливающего динамику, «включение» правоотношения, обыкновенно называют юридические факты, вызывающие возникновение, изменение и прекращение соответствующих правоотношений. Именно специфика указанных элементов и юридических фактов позволяет показать отраслевую индивидуальность правоотношений. Конечно, такие особенности обусловлены свойствами предмета и метода каждой отрасли права.
Классифицировать правоотношения по социальному обеспечению можно по различным основаниям. В качестве наиболее значимой классификации выступает систематизация отношений в сфере социального обеспечения по объекту.Он выступает своеобразным лексическим «визуальным» классификатором отношений в социальном обеспечении.
Объект всегда находится в центре действий субъектов правоотношения. Сложились две теории относительно объекта правоотношений: монистическая (объект-действие) и плюралистическая (объект-благо).
Согласно монистической теории единственным объектом правоотношения является поведение человека, так как только оно обладает способностью реагировать на правовое воздействие. Плюралистическая теория считает объектами правоотношений различные социальные блага, представляющие ценность для субъектов. Представляется более удачной плюралистическая теория, включившая в перечень благ не только материальные блага (вещи, в том числе деньги), но и неимущественные блага, предметы духовного творчества, а также поведение субъектов и даже результаты такого поведения (последствия). Действительно, мнение, что объектом права могут быть лишь вещи и что ими не могут быть действия людей, основано на неправильном представлении, будто значение поведения обязанного лица в правоотношении ограничивается тем, что оно составляет содержание правоотношения. Объектами интереса участников правоотношения выступают различные блага, т. е. явления, способные удовлетворять те или иные потребности людей. Таким образом, объектом правоотношения может выступать благо в виде материального, имеющего материальную ценность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также благо в виде некой поведенческой активности субъектов и её результатов.
Именно такая оценка видов объектов правоотношений приводит нас к классификации отношений по социальному обеспечению первого уровня: на материальные и процедурно-процессуальные правоотношения.
Ядро системы правоотношений по социальному обеспечению составляют материальные отношения. У второй же группы - миссия обслуживания, вспомогательная роль.
Объектом первой группы отношений будет выступать имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары).Объектом же второй группы является требуемое поведение участниковотношений, полезные действия для достижения определённого результата (например, установления необходимого юридического факта). Как указывает Р.И. Иванова, процедурные отношения есть правовое средство перевода «желаемого объекта» в стадию реализованного.
В свою очередь, материальные правоотношения следует подразделить на группы второго уровняв зависимости от формы предоставления благ по социальному обеспечению. Это разделение на отношения по денежному предоставлениюи отношения по «натуральному» предоставлениюсоциального обеспечения. При этом представляется более корректным использовать термин «натуральное» предоставление, а не «социальное обслуживание», поскольку объектом этих правоотношений могут явиться не только потребляемые услуги, но и конкретное имущество - транспортное средство, лекарства, топливо, одежда и т. д.
Отношения по предоставлению благ в денежной форме классифицируются по типам выплат:
1) отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоотношения);
2) отношения по предоставлению пособий;
3) отношения по предоставлению компенсационных выплат и субсидий;
4) отношения по предоставлению выплат в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5) отношения по предоставлению ежемесячных денежных выплат в связи с «монетизацией» льгот.
Отношения по предоставлению благ в «натуральной» форме классифицируются по типам благ с учётом субъектной специфики:
1) отношения по предоставлению медицинской помощи и лекарственного обеспечения;
2) отношения по предоставлению санаторно-курортного лечения;
3) отношения по социальному обслуживанию в различных учреждениях (домах-интернатах, домах ребенка, приютах и т. д.);
4) социальная реабилитация инвалидов, в том числе протезирование, содействие их занятости и трудоустройству и т. д.;
5) социальное обслуживание детей и т. д.
Особого упоминания заслуживают правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи(её предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»). Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. То есть, как видно из определения, объектом отношения по данному виду социального обеспечения могут быть как денежные выплаты, так и «натуральное» предоставление.
Нельзя обойти вниманием и проблему отнесения отношений по предоставлению льгот в области социального обеспечения к какой-либо группе. Несмотря на то, что на первый взгляд можно отождествить льготы с социальным обслуживанием (а это часто действительно так и есть), представляется, что социальные льготы «растворены во всех отношениях по социальному обеспечениюи крайне трудно поддаются обособлению. Ведь льгота как некое дополнительное благо или преимущество может быть предоставлено в любых правоотношениях по социальному обеспечению (например, можно говорить о пенсионных льготах или льготах при определении размеров пособий), однако, как правило, посредством льготы государство предоставляет определенную социальную услугу бесплатно либо со скидкой. Следует учесть и возможный нематериальный характер некоторых льгот (например, преимущественное право на получение блага).
Очевидно, что представленная трехуровневая классификация (заканчивая типами выплат) не исчерпывающа. Дальнейшее дробление каждой группы правоотношений необходимои имеет большую практическую значимость. Так, пенсионные правоотношения можно разделить в зависимости от формы финансирования пенсий на отношения по выплате трудовых и государственных пенсий. Далее трудовые пенсии разделяются на пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Государственные пенсии разделены в законодательстве на пенсии за выслугу лет, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также социальные пенсии.
К ним примыкает дополнительное государственное пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан (депутатов, Героев России и т. д.). По количеству более десятка пособий выделяют и такое же количество отношений по выплате социальных пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице, на погребение и т. д).
Что касается выделения помимо рассмотренной выше группы материальных правоотношений ещё и группы процедурно-процессуальных правоотношений, то среди учёных нет единого мнения о том, следует ли включать в предмет права социального обеспечения помимо процедурных (их признает большинство специалистов) ещё и процессуальные отношения в сфере социального обеспечения.
Практически все учёные видят различие между процедурой и процессом в социальном обеспечении. Однако многие авторы категорически считают процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения не относящимися к предмету права социального обеспечения, а органично включенными в соответствующие отрасли права - гражданско-процессуальное и административное. Другие учёные констатируют, что эти отношения регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, но в качестве составной части предмета науки и учебного курса права социального обеспечения раскрывают их особенности, которые, безусловно, имеются. Возможно, в будущем эти отношения будут регулироваться разрабатываемым в настоящее время Трудовым (или социальным) процессуальным кодексом, так как в случае создания органов специализированной трудовой юстиции и соответствующего обособленного процессуального законодательства было бы логичным включить в компетенцию указанных органов рассмотрение помимо трудовых споров еще и споров в области социального обеспечения.
Таким образом, процедурно-процессуальные отношения в сфере социального обеспечения можно подразделить на:
1) Процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (например, инвалидности, временной нетрудоспособности, нахождения на иждивении и т. д.);
2) Процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение;
3) Процессуальные отношения по рассмотрению споров в области социального обеспечения как в административном, так и в судебном порядке.
Очевидно, что служебный характер указанных отношений по отношению к материальным не означает того, что они факультативны и необязательны. Напротив, без них материальные отношения невозможны. Инфраструктурная сущность процедурно-процессуальных отношений сравнима с ролью транспорта в экономике. Выделенное благо должно быть максимально эффективно, быстро и точно доставлено нуждающемуся лицу-адресату, отвечающему законным требованиям. В ходе этих отношений субъект-предоставитель блага также идентифицирует получателя в качестве такового и в длящихся отношениях постоянно контролирует его соответствие установленным требованиям.
Как видно из приведенных классификаций отношений, каждый человек в качестве получателя блага либо заявителя потенциально может участвовать параллельно в целом ряде материальных и процедурно-процессуальных отношенийпо социальному обеспечению.
Так, инвалид может одновременно получать трудовую пенсию по инвалидности, ежемесячное пособие на ребенка, компенсационную выплату как аспирант, находящийся в академическом отпуске по медицинским показаниям, бесплатную лекарственную помощь, ежемесячную денежную выплату в связи с «монетизацией» льгот, находиться в данный момент в процедурных отношениях по предоставлению ему санаторно-курортного лечения и протезирования, предоставления ему транспортного средства и обжаловать действия органа службы занятости по прекращению выплаты пособия по безработице и т. д.
Это будут нижние уровни классификаций отношений - единичные правоотношения по социальному обеспечению определённого вида.
Само наличие нематериальных процедурно-процессуальных отношений в сфере социального обеспечения, а также сложная иерархичность материальных отношений позволяет говорить о своеобразной неоднородности предмета данной отрасли, его слоистости и сложности.Это создаёт известные проблемы при изучении данной отрасли права.
В учебной литературе помимо рассмотренной классификации отношений по объекту предлагаются и иные.
Например, обозначается деление отношений в зависимости от того, в рамках какой организационно-правовой формы происходит их функционирование. Соответственно, выделяют отношения по социальному обеспечению путём обязательного социального страхования и отношения по социальному обеспечению посредством бюджетного финансирования (вспомоществования). Однако, как справедливо отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, по сути, эта классификация сведётся в конечном итоге к конкретным видовым правоотношениям, рассмотренным выше.
Возможна и классификация по срокам действия (продолжительности) соответствующих отношений. Выделяют правоотношения, прекращающиеся, однократным исполнением обязанностей (разовые), правоотношения с известным сроком существования во времени (например, по выплате пособий на детей), правоотношения с относительно неопределённым сроком существования во времени (пожизненная выплата пенсии по старости), иногда выделяют периодические правоотношения (предоставление медицинских услуг и т.д.).
Представляется обоснованными и такие критерии классификации отношений по социальному обеспечению, как субъектный состав получателей (например, отношения по социальному обеспечению семей с детьми, инвалидов, военнослужащих и т. д.), а также уровни предоставления благ (отношения по социальному обеспечению на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях).
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 3016;