Формы общ.созн-я

В горизонтальном подходе созн.рассм. с т.зр. форм. :

экологическое, эконом., полит., правовое, нравственное,

философское, научное, эстетическое.Каждая форма общественного сознания отражает сферу общ.жизни. Формы общ.сознания отлич.по:1)объекту соц. действительности; 2)способу отражения и зависимости от общ.бытия; 3)соц.роли и общ.значимости в общ.жизни.С т.зр.этих аспектов мы видим,что полит.и правовое созн.зависят от общ.бытия. Изменение общ. бытия ведет за собой изм.пол.и правовой с-мы. Эконом.созн.отражает д-ть людей, их отнош.в проц.пр-ва,распред.,обмена,потребления.Эк.созн. направлено на поиски адекватных методов хоз-ния.Оно не исчерпывается эк.учениями и теориями,а проявляет себя на уровне обыденного сознания в форме здравого эк. смысла, который влияет на теоритич.концепции. Полит.и правовое созн. зав.от эк.базиса. Полит.созн.—форма общ.созн.,поср-вом которой отражаются и регулир.полит.,нац.,межгосуд.отношения. Оно неоднородно,т.к.выражает полит.интересы разл.классов и групп. Полит.сознание на идеологич.уровне выступает ввиде идей, лозунгов,кот.выражают интересы опред.соц.групп. На обыденном уровне выступ.в эмоц форме, ввиде несистематизированных взглядов людей о власти,отн.м/ду гос-вами.Правовое сознание—совок.взглядов, теорий,представлений людей по отн.к сущ-щему праву.Право на идеологич.уровне выступает ввиде с-мы правовых теорий, концепций; на обыденном уровне-- взглядов людей о справедливости, взаимоотн.власти и народа.Религ.сознание: Гл.признак религиозности—удвоение мира. Религ.созн.значит-но больше удалено от матер.жизни общ-ва. Дает понимание мира на теоритич.и обыденном уровне. Ему противостоит атеистич.сознание, кот.опир.на науку,ч/з неё объясняет окр. Мир и явления.В религ.сознании большую роль играет вера.Нравственное созн.:Первоб.ч-к нужд.и в опред.правилах совместной жизни. Они воплощ.в морали. Формир.такие явл.: «мы-чувсва»-уподобление ч-ка к той общности,в кот.он нах.; «они-чувства»

Эстетич.созн.—форма общ.сознания,кот. отражает действительность с т.зр.соверш. или несоверш.природы и общ-ва. Эстетика оперирует своими категориями и отражает в эстетич.форме окруж.действ-ть. Наиболее полно эстетич.отн..выраж.в искусстве. Научное созн.—совок.объект.знаний о природе или общ.жизни. Возн.в17-18в. Особенности:1.отражение процесса интеграции и деффиренциации наук 2.формир.науч.позн.как самост.вида д-ти. Филос.сознание: формир мировоззрение ч-ка,раскрывает природные и общ.закономерн. бытия. Интегративная ф-ция.

40. Антропосоциогенез: факторы, рубежи, результаты. Биологическое и социальное в человеке.

Для выяснения сущности человека большое значение имеет вопрос о его происхождении. Согласно многим современным концепциям человек возник одновременно с обществом. Становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) составляют две стороны единого процесса - антропосоциогенеза.

Общий смысл антропосоциогенеза особенно прояснился в XIX веке после создания Ч. Дарвиным эволюционной теории. Это позволило с научной точки зрения объяснить естественное происхождение человека от обезьяны через влияние таких факторов, как труд, игра, язык, творчество, регулирование брачных отношений, нравственность т.п.

Особенно плодотворной оказалась трудовая теория происхождения человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигалась все более тесное сплочение людей и возникали потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека.

Согласно эволюционной теории человек- это существо биосоциальное. С одной стороны он обладает биологическим началом, приобщающим его к высшим млекопитающим. С другой стороны, он обладает социальным началом, то есть способностью к высокому уровню общественной организации.

Это соотношение биологического (природного) и социального (общественного) в человеке рассматривается наукой с различных точек зрения. Крайние из них – это биологизаторство и социологизаторство. При этом биологизаторская концепция человека низводит его до уровня животного, а социологизаторская превращает человека в абстрактную социологическую схему. Например, К. Маркс писал, что сущность человека есть не что иное, как совокупность всех общественных отношений.

На самом деле, речь должна идти о диалектическом единстве биологического и социального в человеке. Будучи по своей сути животным, человек не может существовать вне общественной системы. Он отличается от животных способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры.

Развитие человека не является завершенным, оно продолжается. И эта незавершенность преодолевается как социальной самоорганизацией людей, так и продолжающимся самоформированием человека как биологического вида.

Несмотря на достижения науки, антропосоциогенез до сих пор во многом остается загадочным. Первая загадка в том, что ученым никак не удается найти недостающее звено в цепи эволюции. А именно, определенной переходной формы человека между нашими обезьяноподобными предками и современными разумным человеком. Вторая загадка в том, что возможности мозга человека во много раз превышают те требования, которые предъявляют к нему земные условия. Все это дает поводы для теистических и даже инопланетных подходов к проблеме происхождения человека.

 

 

41. Основной смысл понятий «индивид, индивидуальность, личность». Ролевая и сущностная концепция личности.

Единство биологического и социального в человеке раскрывается с помощью понятий «индивид», «индивидуальность» и «личность». Понятие «индивид» характеризует человека как отдельного представителя человеческого рода, когда он выступает в своих природных, биологических особенностях как человеческий организм.

К индивидным свойствам человека относятся: задатки, темперамент, пол, возраст, телосложение, нейродинамика, органические побуждения, влечения и потребности.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений, в результате чего приобретает социальные качества, то есть становится личностью. Это значит, что не всякий индивид является личностью. Личностью не рождаются, личность формируется, а также может разрушаться, деградировать.

Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.

Личность формируется по образу и подобию тех общественных отношений, в которые она включена. Вместе с тем, личность не только продукт, но и субъект общественных отношений. Выполняя различные социальные роли (студент, предприниматель, отец, врач и т.д.), личность выражает свой внутренний мир, мировоззрение, интересы, идеалы, способности. Это придает ей относительную самостоятельность.

Таким образом, философия признает личность не только носительницей конкретных общественных отношений, но и носительницей собственного «Я», носительницей свободы воли, свободы выбора и ответственности.

Наиболее распространены две концепции личности: ролевая и сущностная.

В ролевой концепции личность понимается как набор социальных ролей. Понятие социальной роли учитывает включенность человека в различные социальные группы. Один и тот же человек может выполнять много социальных ролей: муж, отец, профессионал, коллекционер, член партии и т.д.

Количество и качество исполняемых ролей разностороннее (хотя и неисчерпывающе) характеризует значимость и содержание личности. Такой подход может быть очень важным, например, для прикладной социологии. Но с точки

зрения философии он недостаточен, поскольку не вполне раскрывает сущность личности.

Сущностная концепция личности опирается на системную организацию всех свойств личности, где в качестве ядра или системообразующего элемента выступают ценностно - мировоззренческие установки и самосознание индивида.

Итак, если понятие «индивид» соотносится с биологической организаций человека, то понятие «личность» характеризует его социокультурную организацию. Однако, если личность по своей суть социальна, то по способу существования индивидуальна.

«Индивидуальность» - понятие более узкое и содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое отличает данного человека от других людей. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других – малозаметно. «Индивидуальность» характеризует человека конкретнее, детальнее и тем самым полнее.

 








Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 890;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.