Философские категории, выражающие целостность и структурную организованность бытия
Категория – предельно общие понятия, в которых отражаются универсальные, присущие всем предметам и процессам действительности свойства, признаки, связи. В диалектике есть парные соотносительные категории, выражающие целостность бытия: единичное, общее, особенное; целое и часть; система, структура, элемент; содержание и форма. Единичное – фил. категория, выражающая свойства и связи, присущие отдельным предметам и отсутствующие у других предметов. Известно, что в мире существуют конкретные единичные явления, предметы, вещи. Мы пытаемся их как-то структурировать, т.е. объединять в группы по общим признакам. Поэтому понятие общее рождается на основе единичного. Общее – фил. категория, выражающая свойства и связи, присущие определённому множеству предметов. И единичное, и общее существуют в отдельном предмете одновременно и в неразрывной связи. Вместе с тем они связаны с особенным, содержание которого выражает одноименная категория.Особенное– фил. категория, обозначающая связи и отношения, которые отличают отдельные предметы или классы предметов друг от друга. Единичное – всегда что-то особенное, что отличает отдельные предметы друг от друга. Особенное – единство единичного и общего, это мера выражения общего в единичном и единичного в общем. Часть – фил. категория, обозначающая предметы, образующие другие, более сложные предметы. Целое– фил. категория, обозначающая предметы, включающие в себя в качестве составных частей другие предметы. Это соотносительные категории, значит, что вне связи друг с другом они не имеют смысла. Эти категории выражают отношения между элементами объекта или совокупностью предметов и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению совокупности новых свойств, не присущих предметам в их разобщённости. Типы целого: неорганизованное, организованное и органическое. Система- фил. категория, обозначающая совокупность элементов, находящихся в устойчивых связях друг с другом и образующих определённую целостность.Элемент – фил. категория, обозначающая составную часть системы. Любая система структурирована, имеет определённую организацию, любой объект окружающего мира можно представить как реальную или потенциальную систему.Структура – фил. категория, обозначающая совокупность устойчивых связей элементов, обеспечивающих целостность системы и сохранение её основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Содержание данных категорий упорядочивает ход мыслей, ориентирует на восприятие предмета мысли в его целостности и понимание, за счёт чего обеспечивается его целостность. Тем самым оно способствует выработке навыков системного мышления у отдельных людей и превращению системного мышления в эталон интеллектуальной деятельности для всего человеческого сообщества, необходимость чего диктуется реалиями самой жизни. Данные категории имеют много точек соприкосновения с категориями «содержание» и «форма». Содержание – фил. категория, обозначающая совокупность элементов, образующих вещь, , взаимодействий элементов и результатов взаимодействий.Форма– фил. категория, обозначающая совокупность относительно устойчивых отношений и связей элементов, образующих предмет. Содержание определяет основное качество предмета, его тип. Форма фиксирует, закрепляет достигнутое качество, образовавшийся тип объекта. Форма всегда активна и относительно самостоятельна, воздействует на содержание.
34.Природа-все сущее , весь мир в многообразии его форм и проявлений. Античность: главное значение прир-е начало,превосходство природы над челом, идея чел-й жизни-в гармонии с природой.Средневековье:христ-я фил-я понимает природу как последнее звено лестницы,кот ведет вниз от Бога к челу.Чел развивая свои дух-е силы стремится к возвышению над природой.Эпоха Возражд: отождествление Бога и мира,Бога и природы. Новое время: природа-объект научного анализа,поприще активной деят-ти чела.В 20 в. –на поле превращения деят-ти чела в планетарную силу, кот не только создает, но и разрушает.
33. Философские категории, выражающие основные типы детерминации: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность.
Причина – фил. категория, обозначающая явление, действие которого порождает или изменяет другое явление, называемое следствием. Следствие – фил. категория, обозначающая явление, порождаемое или изменяемое действием другого явления, называемого причиной. Причина играет первичную роль и порождает следствие. При этом следствие не является пассивным явлением и оно влияет на причину. В литературе, говоря о причине, используются понятия: каузальность – внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что порождается, и тем, что ещё только становится; детерминизм – всеобщность и объективность причинно-следственной обусловленности всех процессов; индетерминизм – отрицание объективности и всеобщности причинности. Могут быть ситуации, когда есть несколько причин, но всегда есть некая ведущая причина. Необходимость – фил. категория, выражающая устойчивую регулярную связь явлений. Случайность – фил. категория, выражающая связь явлений, не обладающую чётко обозначенной регулярностью и устойчивостью. Случайность – форма проявления необходимости и её дополнение. Необходимость – неминуемость, которая непременно происходит или должна произойти. Возможность – фил. категория, обозначающая предметы, ещё не ставшие наличным бытием, но предпосылки возникновения которых уже имеются в действительности. Действительность – фил. категория, обозначающая реально существующие предметы, явления, процессы. Действительность – реализованная возможность. В самой действительности присутствуют предпосылки и возможности новой действительности. Возможности противостоит невозможность – понятие, обозначающее предметы, возникновение которых исключается закономерностями действительности. Возможности: реальные и формальные. Р – обусловлены необходимыми отношениями и связями объекта., реально превращаются в действительность. Ф – обусловлены случайными связями и свойствами. Конкретные и абстрактные. К – связаны с наличием конкретных условий. А – для их реализации необходимы конкретные условия (есть пожелание, но нет возможности. Условия: объективные и субъективные. О – окружают человека. С – возможности субъективного порядка. Симбиоз О. и С. позволяет превратить возможность в действительность.
35.Экология (от греч. oikos — обиталище, местопребывание) -наука об условиях обитания тех, кто его населяет. Экология — комплексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического равновесия системы общество — природа. Чел деятельность- канал, по кот осущся постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направленности и масштабах чел деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но НТР столкнула человека с новой проблемой — с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимостью бережного к ней отношения. Если прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего природные, соц-е процессы, учитывающего характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над природой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Человечество вплотную столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного покрова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опасно-острое противоречие с условиями своего обитания.Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техни-
ка — человек — биосфера. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Человеку по мере его развития всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к природе. Нравственное отношение человека к природе обусловлено нравственным отношением к людям. Заповедь собственно человеческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой.
36.В языке себя общественная природа сознания. Язык так же древен, как и сознание. Язык и соз- нание представляют собой органическое единство, не исключающее од- нако, и противоречий между ними. Сущность языка обнаруживает себя в его функциях. Прежде всего язык выступает как средство общения, передачи мыслей, выполняет коммуникативную функцию. Мысль представляет собой идеальное отоб- ражение предмета и поэтому не может быть ни выражена, ни передана без материального обрамления. В роли материальной, чувственной оболочки мысли и выступает слово как единство знака, звучания и значения, понятия. Речь представляет собой деятельность, сам процесс общения, обмена мыс- лями, чувствами и т.п., осуществляемый с помощью языка как средс- тва общения. Но язык не только средство общения, но и орудие мышления, средство выражения и оформления мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и потому вы- разить и усвоить мысль значит облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мы мыслим, отливая мысль в языко- вые формы. Выполнение языком этой своей функции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя цело- го класса сходных предметов, т.е. в роли знака понятия. Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приоб- ретают материальное бытие и благодаря этому могут стать и стано- вятся достоянием других людей. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство орга- низации нашего мышления Искусственные языки позволяют в предельно сжатой форме вы- ражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной науч- ной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мысли- тельного материала.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 2425;