Движ.как сп-б сущ-я материи. Движение материи.
В мире все постоянно движется, видоизменяясь, превращаясь, колеблясь между бытием и небытием всего единичного сущего. Мириады звезд только кажутся нам неподвижными; на самом деле они движутся с колоссальными скоростями. Вм.со своими спутниками звезды вращ-ся вокруг своей оси и участвуют во вращении всей галактики вокруг ее оси. В св.оч-дь гал-ка движется отн-но др-х гал-к.Поск-ку движ-е есть сущностный атрибут материи, то оно, так же как и материя, несотворимо и неучтожимо.Движ-е - это сп-б сущ-я материи: быть - значит быть в движении. Вопросы о первоприч.материи и о первоист-ке движ-я - это по сути один и тот же ?. Из истории науки и фил-и изв-но, что ? о первонач-м ист-ке всеобщих изм-й, движ-я сущего, его разв-я решали ссылаясь на всемог-во бож-й силы. Материализм же, исходя из данных науки, исходит из того, что движ-е, как и материя, несотворимо и неучтожимо. Одни формы движ-я превращ-ся в другие. В бескон.потоке никогда не прекращающегося движ-я всегда прис-ют моменты отн-ного покоя. Вещество в отличие от поля обладает св-вом, к-рое выраж-ся физич.пон-ем “масса покоя”. Но и в самом движ.поля есть момент устойч-сти.Тут покоем явл-ся сохр-е определ-го сост-я движ.Каждый вид поля имеет свои неизменные хар-ки. Абсол. покой невозможен, ибо обрести его – значит перестать существовать. Покой всегда имеет лишь относительный характер: тела могут покоиться только по отношению к какой-либо системе отсчета, условно принятую за неподвижную.
Предст-я об изменч-сти бытия сформ-сь еще в глуб.древности. Аристотель считал, что «незнание движ. Необх-мо влечет за собой незнание природы».Идея вечного абсол-го движ-я как неотъемлемого св-ва материи,как ее сп-а сущ-я высказывались философами XXIIIв.(Дж.Толанд ,П.Гольбах).В больш-ве материалистич.учений материя рассм-сь как пассивная, лишенная внутренней акт-сти субстанция,а движ. – как нечто внешнее по отношению к ней, как сила ,прилагающая к телу извне. Бытие без движения так же бессмысленно, как и бытие без материи. Все формы бытия представляют собой конкретные формы движущейся материи. Движение в применении к материи – это изменение вообще.Представление о движении как способе существования материи наглядно раскрывается при рассмотрении материальных объектов как систем. Именно благодаря тому, что между элементами системы существует определенный тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые.Мало сказать, что материя и движение связаны,- движение неотделимо от материи. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались какой бы то ни было предмет без движения и взаимодействия, то должны были бы признать, что он никак и ни в чем не обнаруживал бы свое существование, не имел бы структуры, свойств, он просто не мог бы существовать реально. Движение не просто присутствует в материи, оно внутренне присуще ей.Движение как способ существования материи противоречиво. Оно – единство изменения, превращения и сохранения. Фундаментальный закон природы – закон сохранения и превращения энергии – объединяет и выражает обе стороны. Единство устойчивости и изменчивости прежде всего можно рассмотреть на примере отношения «движение – покой». Движение носит абсолютный характер; как способ существования материи имеет место всегда и везде. Между тем отрицается не покой вообще, а фиксируется лишь его временный относительный характер. Материальные объекты, изменяясь в одних отношениях, как правило, остаются неизменными в других отношениях. При перемещении тела в пространстве структура его не изменяется, но вместе с тем в нем совершаются внутренние движения. Все предметы в мире, не зависимо от их природы, преходящи. Вечно только сама материя, но любая вещь или процесс в то или иное время сохраняют присущие им внутренние движения, которые определяют их качественные особенности.Сохранение также внутреннее противоречиво, как и изменение. Его нельзя свести к простому покою. Сохранение – непрерывное превращение в рамках одного общего состояния. Не будь этого непрерывного превращения, сохранение было бы невозможно. Тело, к-рое не обладало бы внутренней, относительно устойчивой сов-стью превращ-й, не могло бы сущ-ть ни одного мгновения. Превращ-е включ.в себя противоположность – относительное постоянство, сохранение, равновесия. Без постоянства и сохранения невозможно новое состояние. В противном случае оно было бы сотворением из ничего.Существует ряд форм устойчивости и изменчивости (сохранение самого состояния движения, сохранение самого процесса движения, изменчивость как содержание данного процесса движения.Движение как изменение следует отличать от понятия «развитие». Применительно к материи вообще развитие должно пониматься как ее самообновление и самоорганизация, порождение качественно иных форм бытия. Важно и то, что если в понятии развития фиксируется необратимость изменений от низшего к высшему (прогресс) или от высшего к низшему (регресс), то категорией движения выражаются направления изменений и необратимость их только от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему.Необратимость всякого изменения можно видеть на любом примере. Маятник до и после колебания – разные маятники. Различие нелегко уловить, но оно есть. При колебании маятник нагревается, деформируется и т.д.Целостную классификацию форм движения материи впервые осуществил Ф.Энгельс. Опираясь на достигнутый уровень научного знания, он выделил пять взаимосвязанных по восходящей линии форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Каждая из них характеризуется своим особым носителем движения, типом взаимодействия объектов, специфическими законами. Если мы зададимся ?, в чем отличие более высокой ф-мы движ.из низшей, то ответ следует искать пр.вс. в обнар-и особого типа взаим-я, к-го не было, когда матер.носители более низких форм движения выступали обособленно. Мол-ла явл-ся более сложным структурным образ-ем, чем атом. Но в мол-х нет нич.нового в вещественном отношении, кроме специфическим образом взаимодействующих носителей (атомов). Движ.атомов вызывает изм-е химизма в-ва, к-рый выраж-ся в изм-и строения самих мол-л, их качеств. Когда же мы рассм-ем движ-е мол-л, их качества. Когда же мы рассматриваем движение молекул как целостных образований, то мы имеем дело с физической формой движения материи .Биологическая форма движения материи реализуется через обмен веществ в процессах самообновления, саморегуляции, самовоспроизведения.Соц.форма движ. предст.соб.пр-с, вместе с тем рез-т взаимодействия людей в формах сознательно целепологающей деятельности. Спец-ка ее сост.в том, что самораз-е и самосоверш-ние ч-ка происх-т тол.благодаря разуму.Наряду с ф-ми движ.материи имеет смысл выд-ть и 3 важн.типа движ: физич., биотич-й и соц-й – соотв-но общепр-му делению всех явлений на три сферы (неживую, живую и социально организованную).В зав-сти от того, какие ф-мы движ.дом-ют в работе той или другой технич.с-мы, всю технику можно разд-ть на соотв-е виды.Таких видов м.б. ст-ко же, ск-ко форм и видов физич.движ, а также их комб-й, дост-х челу.
31. Содержание, мировоззренческое и методологическое значение осн-х законов диалектики. Закон диалектики – форма философского знания, выражающая всеобщую связь явлений природы, общества и мышления, обусловливающую их развитие. Законы диалектики внутренне связаны между собой. В реальном мире они действуют не параллельно, а в системе целостного механизма развития. Они были сформулированы Гегелем. 1. Закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий преимущественно характер источника развития. 2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений, детализирующий представления о форме, в которой осуществляется процесс развития. 3. Закон отрицания отрицания, выражающий механизмы преемственности и цикличности развития.
1. Развитие объективного мира и познания осуществляется путём раздвоения единого на противоположные стороны и свойства, взаимоотношения которых с одной стороны характеризуют систему как целостное определённое образование, а с другой стороны представляют внутренний импульс её изменения и развития. В каждом процессе, явлении всегда есть противоположные стороны, полярные элементы. Следствием их фил. осмысления явилось понятие«диалектические противоположности» - такие стороны, свойства, тенденции целого изменяющегося предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга. В системе целостного образования противоположности находятся в неразрывной связи и непрерывном взаимодействии, которые характеризуются посредством понятий «единство противополож – ностей» и «борьба противоположностей».Единство противоположностей – такая связь противоположностей, при которой они составляют часть единого целого. Борьба противоположностей – такая связь противоположностей, которая ведёт к изменению целого, в рамках которого они существуют, переходу его в новое качество. Диалектическое противоречие – взаимодействие противоположных, взаимоисключающих и взаимодополняющих сторон, свойств и тенденций предметов, которое является источником их самодвижения и развития, перехода в новое качество. Виды парных противоречий:
внутренние и внешние; основные и неосновные; главные и неглавные; общие и специфические; антагонистические и неантагонистические. Структура противоречия включает: основание – то, по поводу чего выделено противоречие; элементы противоречия – диалектич. противоположности; взаимодействие противоположностей. Противоречия не исчезают, не уничтожаются, а разрешаются – стимул для дальнейшего развития разрешения противоречий.
2.Накопление количественных изменений в определённый для предмета момент приводит к его качественному изменению и переходу от старого качества к новому, которое обладает новыми количественными параметрами. Механизм перехода предметов в новое качество раскрывается посредством определённой совокупности понятий и категорий. Исходным является понятие свойства. Свойство – сторона предмета, которая обусловливает его сходство (различие) с другими предметами и проявляется во взаимодействии с ними: протяжённость, тяжесть, твёрдость, упругость, теплопроводность, цвет и т.д. Они бывают общими и специфическими. Предметы мы отличаем по их свойствам. Через свойства мы выходим на понятие качества предмета. Качество –фил. категория, выражающая определённость, целостность предметов в органическом единстве их общих и специфических свойств. Содержание данной категории охватывает прежде всего такие специфические свойства, которые присутствуют у вещи во всех отношениях. Ряд свойств предметов изменяется по степени интенсивности. Последняя очень часто выражается количественно. Количество –фил. категория,выражающая величину, объём, число предметов, интенсивность присущих им свойств, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Количество выражается числом. Оно может выражаться и соотноситься понятиями: больше и меньше, быстрее и медленнее и др. Это выражает характеристики предмета. Категорию качества и количества связывает категория меры.Мера – фил. категория, определяющая интервал количественных изменений, в пределах которых сохраняется качественная определённость предмета. Сопряжённое с ней понятие «границы меры» отражает способ фиксации меры. Граница меры – такие пункты, за пределами которых количественные изменения приводят к качественным. Качественные изменения в отличие от количественных выражаются через понятие «скачок». Скачок – качественное изменение предмета, переход из одного качества в другое в результате выхода количественных изменений за границы меры. В зависимости от масштаба и скорости качественных изменений выделяют несколькотипов скачков: частные– связанные с изменением отдельных элементов, свойств, сторон предмета (локальное изменение климата);общие – обусловленные изменением качества предмета как целостного образования (глобальное изменение климата, появление нового биологического вида, нового экономического уклада); постепенные– осуществляемые в медленном темпе, по частям, поэтапно (в процессе эволюции – появление новых минералов, новых видов, в обществе – медленные, постепенные реформы, кот. растягиваются на десятилетия); «со взрывом» - для которых характерны резко выраженные границы перехода, его высокая интенсивность, скорость, целостность качественной перестройки предмета (стихийные бедствия, землетрясения). Новое качество предмета, к которому привели количественные изменения в старом качестве, также имеет свои границы меры. Они отличаются от прежних – расширяются или сужаются. Как правило, расширение границ меры связано с прогрессивным развитием предмета и повышением его стабильности. Этот закон показывает, как в процессе эволюции накопление количественных параметров в сфере живой, неживой природы или социума приводит к новому преобразованию природы, социума.
3.В процессе развития предметов имеют место существенные необходимые отношения и связи между прошлым, настоящим и будущим, которые обусловливают преемственность содержания и цикличность развития. Его содержание раскрывается посредством фил. категорий. Главная – категория «отрицание». Отрицание – фил. категория, выражающая взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, отмирания старого, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового, соответствующего им. Эти процессы происходят повсеместно, во всех сферах материального мира. Основой и движущей силой отрицания является возникновение, развитие и разрешение противоречий, т.к. вне противоречий отрицание не может разрешаться. Основные виды отрицания: деструкция, снятие и трансформация. Деструкция – ведёт к распаду, гибели, уничтожению предмета в результате внутренней борьбы противоположностей или внешних воздействий, к замене более высокого типа целостности низшим, потере им структурированности и целостности (гибель каких-либо организмов, биологических видов, государств, цивилизаций, деградация окруж. среды). Снятие – его результатом является качественно новый предмет, сохранивший в преобразованном виде отдельные элементы, стороны, свойства прежней системы (использование старой техники, старых технологий в рамках нового экономического уклада, наследование новыми биологическими видами старых признаков и особенностей). Трансформация– представляет собой переход от одной стадии эволюции к другой, основанной на сохранении качественной специфики системы (смена стадий эмбрионального развития живых организмов и смена жизненного цикла растений, возрастные стадии в развитии человека). В рамках всякого бытия каждое отрицание не является ни абсолютно первым, ни абсолютно последним, т.к. происходит постоянное бесконечное развитие во всех формах и противоречия не исчезают, а разрешаются, т.е. создают почву для новых противоречий. Следовательно, за каждым отрицанием следует второе отрицание, которое отрицает предыдущее. С точки зрения этого закона – это не всегда восходящее развитие, а развитие по спирали., которое носит бесконечный характер. Каждое отрицание – возврат к прошлому на другой, более высокой основе. Законы диалектики имеют важное мировоззренческое значение, т.к. они позволяют человеку, который знаком с ними, более адекватно ориентироваться в этом мире, понимать его тенденции, строить своё поведение в соответствие с этими законами.
Дата добавления: 2014-12-05; просмотров: 877;