ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вме­сте с тем находимся в зависимости от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, чтопо­требность — состояние живого существа, выражающее его зависи­мость от того, что составляет условия его существования. Нежи­вое не испытывает потребности.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологи­ческое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и зас­тавляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.Удовлетворение потребности про­цесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает по­требность — снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет ту же са­мую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и обществен­ное здание строили люди глубоко неудовлетворенные. Потребно­сти — движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог абрахам маслоу (1908 — 1970 гг.). Его учение называетсяиерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1. Физиологические и сексуальные потребности — в воспроиз­водстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жили­ще, отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздей­ствий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Экзистенциальные потребности, илипотребности в безопас­ности. Они выражают потребности не просто в сохранении жиз­ни, но в качестве жизни. Физическая безопасность — потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жиз­нью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, ста­бильности условий жизнедеятельности, потребности в опреде­ленном постоянстве и регулярности окружающего социума, например, в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конф­ликтов, а также в стремлении избежать несправедливого обра­щения. Экономическая безопасность — потребность в гарантиро­ванной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что чело­век — существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлеж­ности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть рав­ным другим.

4. Престижные потребности, напротив, показывают, что чело­веку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обго­нять других, быть не равным им, обращать на себя особое вни­мание и искать преимуществ. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, илипотребностями в оценке, ибо они ориенти­рованы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, дости­жениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности проще — это стремление к самореа­лизации, выразить через творческую активность все, на что спо­собен человек, осуществить себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека. А. Маслоу называл их основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности — мотиваци-онными переменными (но не мотивами в строгом смысле слова).

Первые два типа потребностей названы первичными (врож­денными), три других — вторичными (приобретенными). Взрос­лея, человек все большее значение придает вторым. Таким обра­зом, процесс духовного взросления — это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Кроме них Маслоу выделял еще две потребности — когни­тивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим, и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями (см. Приложение).

Отечественные психологи, в частности А. В. Петровский, совершенно правильно полагают, что высшая пятая потреб­ность — в самореализации, это по существу потребность инди­вида стать личностью. Уже проведены некоторые эксперимен­ты, доказывающие ее наличие.

 








Дата добавления: 2014-12-04; просмотров: 934;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.