ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Мера жесткости иерархической структуры Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложитьсявпечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структурепотребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не такстабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребностибольшинства исследованных нами людей, в общем виде, подчинялись описанномупорядку, но были и исключения из этого правила. 1. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляетсебя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенныйслучай реверсии, и в основе его лежит представление о том, что сильные,властные люди, люди, которые вызывают уважение и даже страх, люди уверенныев себе, ведущие себя наступательно и агрессивно, заслуживают большей любвиили, по крайней мере, с большим правом пользуются ее плодами. Именно в силуэтого представления человек, которому недостает любви и который ищет ее,может демонстрировать самоуверенное, агрессивное поведение. Но в данномслучае самоуважение не является конечной целью, оно выступает как средствоудовлетворения другой потребности. Такие люди занимают активную,наступательную позицию не ради самоутверждения как такового, а для того,чтобы добиться любви. 2. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческимпотенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. Надоотдать должное таким людям ѕ испытываемая ими потребность в актуализациитворческого потенциала не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей,очень часто они творят вопреки неудовлетворенности. 3. Человек может навсегда остаться на одном, достаточно низком уровнемотивационной жизни, он может смириться со своими "земными" потребностями,забыть о самом существовании высших целей человеческого бытия или отказатьсяот них. Например, человек, некогда терпевший лишения, например, бывшийбезработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт. 4. Психопат ѕ еще один образчик утраты потребности в любви. Какпоказывают клинические исследования, психопат, в раннем детстве испытавшийнедостаток любви, нж2рачивает желание и способность получать и дарить любовь(подобно тому, как у животных угасают сосательный и клевательный рефлексы,если в первые дни жизни они не получают достаточного подкрепления). 5. Еще один пример подмены потребностей можно обнаружить в тех случаях,когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своихжеланий, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают,что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается голодныйчеловек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным.Если они движимы какой-то более высокой потребностью, то именно онапредставляется им самой важной, самой значимой. Ради нее они готовы терпетьлишения, готовы поступиться удовлетворением своих физиологическихпотребностей. Однако можно предположить, что той или иной базовойпотребности они будут вынуждены согласиться с тем, что "низкая" потребность,более насущная, препотент-ная потребность требует к себе более уважительногоотношения. Например, человек решает бросить работу, потому что считает, чтоего недооценивают, но полгода спустя, испытав материальные затруднения, онуже готов поступиться амбициями и не прочь оказаться на прежнем рабочемместе. 6. Очень может быть, что видимость реверсии возникает еще и потому, чтомы пытаемся говорить об иерархии препотентности скорее в терминахосознаваемых желаний и стремлений, нежели в терминах поведения. Известно,что поведение не всегда отражает стоящие за ним мотивы. Говоря об иерархиипотребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетвореныдве потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, аследовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае неозначает, что поведение этого человека будет определяться именно этойпотребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желаниячеловека ѕ не единственные детерминанты его поведения. 7. Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те,что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями.Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения,муки и даже пойти на смерть. Мы сможем лучше понять чувства этих людей, еслисогласимся с основополагающей концепцией (или гипотезой), которую в краткомизложении звучит следующим образом: удовлетворение базовых потребностей враннем детстве закладывает основы повышенной фрустрационной толерантности.Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно враннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развиваетсяособый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрацияне страшит их хотя бы потому, что они обладают сильным, здоровым характером,истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это ѕ сильныеличности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеютплыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят заправду, чего бы это ни стоило им. Они умеют по-настоящему любить, и онилюбимы другими, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшныникакие испытания. Я не смог удержаться от пафоса и патетики, несмотря на то, чтотолерантность к фрустрации с равной убедительностью можно было бы списать наэлементарное привыкание. Не исключено, что человек, большую часть жизнипроживший впроголодь, в результате свыкнется с депривацией пищевойпотребности. Вопрос о том, какая из двух предпосылок ѕ привыкание илибазовое чувство удовлетворенности ѕ может стать более прочным фундаментомдля развития толерантности к фрустрациям, остается открытым и требуетдальнейших исследований. Пока мы вправе только предполагать, что онидействуют обе, бок о бок, поскольку явного противоречия между ними необнаруживается, и что решающую роль в формировании фрустрационнойтолерантности играет удовлетворение базовых потребностей индивидуума вмладенчестве и в раннем детстве. Люди, с молоком матери впитавшие базовыечувства безопасности и уверенности, как правило, умеют сохранять спокойствиеи уверенность даже в самых опасных ситуациях. Мера удовлетворенности потребности Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложномнаправлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групппотребностей обозначает конкретную зависимость ѕ стоит, мол, удовлетворитьодну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда можетпоследовать следующий ошибочный вывод ѕ возникновение потребности возможнотолько после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самомже деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать,что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовыхпотребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет болеереалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей искажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чемвысшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пустьи условными, то получится, что у среднестатистического гражданинафизиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность вбезопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви ѕ на 50%, потребностьв самоуважении ѕ на 40%, а потребность в самоактуализации ѕ на 10%. Термин "мера удовлетворенности потребности" позволяет нам лучше понятьтезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения болеенизкой. Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей невнезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализацииболее высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например,если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может необнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25%, топотребность В "пробуждается" на 5%, а когда потребность А получает 75%-оеудовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и такдалее. Неосознаваемый характер потребностей О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что онибессознательные или, наоборот, сознательные. Однако, как правило, усреднестатистического человека они все же имеют бессознательную природу. Недумаю, что было бы разумным приводить здесь все то огромное множествоклинических данных, которые свидетельствуют о чрезвычайно важной ролибессознательной мотивации. Потребности, которые мы называем базовыми,большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя,разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полномуосознанию. Есть ряд специальных техник, предназначенных именно для того,чтобы помочь человеку осознать свои бессознательные потребности. Потребности и культура, общее и особенное Предложенная выше классификация основывается на представлении обуниверсальном характере базовых потребностей и представляет собой попыткупреодоления тех видимых, поверхностных различий, которые обнаруживаются вконкретных желаниях представителей разных культур. Бесспорно, сознательное содержание мотивационной жизни может бытьсовершенно разным у представителей разных культур. Однако, большинствоантропологов сходятся во мнении, что у всех людей, и в том числе упредставителей разных культур, столь разных на первый взгляд, так непохожихдруг на друга, на самом деле очень много общего, и что по мере того, как мыузнаем людей ближе, мы обнаруживаем все больше и больше сходства между ними.Только тогда мы начинаем понимать, что самые броские, самые разительныеразличия, такие, например, как разница в прическах, в одежде, вгастрономических предпочтениях, ѕ на самом деле внешние и несущественные. Вкакой-то мере и наша классификация базовых потребностей обусловленастремлением найти то общее, что объединяет всех людей независимо от цвета ихкожи, национальности, стиля жизни, привычек, манеры держаться и прочихвнешних вещей. Мы не готовы со всей уверенностью заявить, что нашаклассификация ѕ истина в последней инстанции, что она универсальна абсолютнодля всех культур. Мы утверждаем лишь, что она несколько более универсальна,несколько более ультимативна, что она позволяет нам приблизиться к пониманиюобщих характеристик человека, помогает нам понять, что базовые потребностиявляются гораздо более универсальной характеристикой человека, чем егосознательные желания. Множественная мотивация поведения Ни одна из упомянутых нами потребностей почти никогда не становитсяединственным, всепоглощающим мотивом поведения человека. Подтверждениемэтому могут стать исследования таких форм поведения, которые принятоназывать физиологически мотивированными, например, исследования пищевого илисексуального поведения. Клиническим психологам давно известно, чтопосредством одного и того же поведенческого акта могут выражаться самыеразные импульсы. Иначе говоря, практически любой поведенческий актдетерминирован множеством детерминант или множеством мотивов. Если говоритьо мотивационных детерминантах, то поведение, как правило, детерминировано неодной отдельно взятой потребностью, а совокупностью нескольких или всехбазовых потребностей. Если мы сталкиваемся с поведенческим актом, в котороммы можем выявить единственную детерминанту, единственный мотив, то нужнопонимать, что мы имеем дело с исключением. Человек ест для того, чтобыизбавиться от чувства пустоты в животе, но это не единственная причина.Человек ест также и потому, что стремится к комфорту, к безопасности илипытается таким образом удовлетворить иные свои потребности. Человекзанимается любовью не только под воздействием сексуального влечения. Дляодного половой акт служит способом мужского самоутверждения, для другого этовозможность властвовать, почувствовать себя сильным, третий, занимаясьлюбовью, ищет тепла и сочувствия. Хорошей иллюстрацией этому тезисупослужило бы специальное исследование. Мне кажется, что возможно было бы(если не практически, то хотя бы теоретически) проанализировать любойотдельно взятый поведенческий акт конкретного индивидуума и попытатьсяобнаружить в нем конкретные проявления его физиологических потребностей, егопотребности в безопасности, потребности в любви, потребности в самоуважениии потребности в самоактуализации. Такой подход в корне отличен от наивного,прямолинейного подхода, принятого в психологии личности, когда поведенческийакт жестко соотносится с определенной чертой характера или с определенныммотивом, например, акт агрессии рассматривается как свидетельствоагрессивности человека. Множественная детерминация поведения Базовые потребности не предопределяют все поведение человека. Можносказать даже, что не за всяким поведенческим актом обязательно стоиткакой-то мотив. Есть и иные, кроме мотивов, детерминанты поведения. В ролиодной из важнейших детерминант выступает внешняя среда, или так называемоеполе. Все поведение человека может, по крайней мере теоретически,предопределяться влияниями среды или даже каким-то одним, специфическим,изолированным внешним стимулом, и такое поведение мы называем ассоциативнымили условно-рефлекторным. Если в ответ на стимульное слово "стол" в моейголове мгновенно возникает картинка стола или стула, то очевидно, что этареакция никак не связана с моими базовыми потребностями. Кроме того, хочу вновь привлечь ваше внимание к прозвучавшему вышетезису, согласно которому те или иные формы поведения имеют большую илименьшую связь с базовыми потребностями, то есть характеризуются разнойстепенью мотивированности. Одни поведенческие акты можно назватьвысокомотивированными, другие ѕ слабомотивированными, третьи ѕ вовсе немотивированными (это не мешает нам утверждать, что все поведенческие актычем-то детерминированы). Необходимо также учитывать различия между экспрессивным ифункциональным (или целенаправленным) поведением. Эспрессивное поведение неимеет цели, оно не более чем отражение личности, индивидуальности. Глупецведет себя глупо не потому, что хочет выглядеть дураком или старается вестисебя так, а просто потому, что он таков, каков он есть. То же самое можносказать о певце, который поет басом, а не тенором или сопрано. Спонтанныедвижения здорового ребенка, улыбка, озаряющая лицо счастливого человека,бодрая, пружинистая походка молодого, здорового мужчины, его всегдарасправленные плечи ѕ все это примеры экспрессивного, нефункциональногоповедения. Общий стиль, манера поведения, ѕ как мотивированного, так инемотивированного, ѕ сами по себе могут считаться экспрессивным поведением(8, 486). Поневоле задаешься вопросом: всякое ли поведение экспрессивно, илииначе, всякое ли поведение отражает индивидуальность человека? Отвечу: нет.Механическое, автоматизированное или конвенциональное поведение может быть иэкспрессивным, и неэкспрессивным. То же самое можно сказать и про большуючасть поведенческих актов, спровоцированных теми или иными внешнимистимулами. В заключение считаю нужным подчеркнуть, что термины "экспрессия" и"целенаправленность" в применении к поведению не являютсявзаимоисключающими. В повседневном поведении человека несложно обнаружитькак один, так и другой компонент. Более подробно этот вопрос мы обсудим вглаве 10. Антропоцентризм против зооцентризма За отправную точку в данной теории мотивации мы взяли человека, а некакое-нибудь низшее, более простое животное. Мы поступили так потому, чтослишком многие выводы, сделанные на основании экспериментов с животными,бесспорные по отношению к животным, оказываются совершенно неприемлемыми,когда мы пытаемся распространить их на человека. Я не понимаю, отчего многиеисследователи, желающие исследовать мотивацию человека, начинают сэкспериментов над животными. Причем логика, а вернее нелогичность этойвсеобщей погони за псевдопростотой навязывается нам не толькоучеными-естественниками, ей зачастую следуют философы и логики. Еслисогласиться с тем, что изучению человека обязательно должно предшествоватьизучение животных, то несложно сделать и следующий шаг и заявить, что,прежде чем браться за психологию, нужно досконально изучить, например,математику. Мотивация и теория психопатогенеза Итак, мы оцениваем содержание осознанной мотивации как более или менееважное в зависимости от того, в какой мере оно связано с базовыми целями.Желание съесть мороженое может быть косвенным выражением потребности влюбви, и в этом случае оно является чрезвычайно важной мотивацией. Но еслипричина вашей потребности в мороженом исключительно внешняя, если вам жаркои вы просто-напросто хотите чего-нибудь прохладного или у вас неожиданноразыгрался аппетит, то это желание можно отнести к разряду несущественных. Япризываю относиться к повседневным осознанным желаниям лишь как к симптомам,как к внешним проявлениям иных, более базовых потребностей и желаний. Еслиже мы будем принимать их за чистую монету, если мы примемся оцениватьмотивационную жизнь индивидуума по этим внешним, поверхностным симптомам,поленимся искать их подоплеку, мы можем очень сильно ошибиться. Преграды, встающие на пути удовлетворения внешних, несущественныхжеланий, не грозят человеку ничем существенным, но если неудовлетвореннымиокажутся важные, базовые потребности, ему угрожает психопатология. А потомулюбая теория психопатогенеза должна иметь в своей основе верную теориюмотивации. Конфликт или фрустрация не обязательно приводят к патологии, ноони становятся серьезными патогенными факторами тогда, когда угрожаютудовлетворению базовых потребностей или тех парциальных желаний, которыетесно связаны с базовыми потребностями. Что остается от потребности после ее удовлетворения Уже несколько раз в этой книге я говорил о том, что потребностьпробуждается только тогда, когда удовлетворены потребности нижележащихуровней ѕ более насущные по отношению к ней, более сильные, препотент-ныеей. И еще раз подчеркну, что концепция удовлетворения имеет чрезвычайноважное значение для теории мотивации. Впрочем, она важна не сама по себе, асокрытым в ней смыслом. Например, она предполагает, что потребность, послетого, как она удовлетворена, уже не может влиять на поведение человека, неможет предопределять и организовывать его. Я близок к тому, чтобы сделать еще более сильное заявление, я почтиготов утверждать, что человек, удовлетворив свою базовую потребность, будьто потребность в любви, в безопасности или в самоуважении, лишается ее. Еслимы и предполагаем за ним эту потребность, то не более чем в метафизическомсмысле, в том же смысле, в каком сытый человек голоден, а наполненная виномбутылка ѕ пуста. Если нас интересует, что в действительности движетчеловеком, а не то, чем он был, будет или может быть движим, то мы должныпризнать, что удовлетворенная потребность не может рассматриваться какмотив. С практической точки зрения правильно было бы считать, что этойпотребности уже не существует, что она угасла. Считаю необходимым особоподчеркнуть этот момент, так как во всех известных мне теориях мотивации еголибо обходят стороной, либо трактуют совершенно иначе. Я со всейответственностью заявляю, что у нормального, здорового, благополучногочеловека нет сексуального и пищевого позывов, что он не испытываетпотребности в безопасности, любви, престиже или самоуважении, за исключениемтех редких моментов, когда он оказывается перед лицом угрозы. Если вызахотите поспорить со мной на эту тему, то я предложу вам признать, что васмучает множество патологических рефлексов, например, рефлекс Бабинского,ведь ваш организм может продуцировать его в случае расстройства нервнойсистемы. На основании всего вышеизложенного я со всей прямотой и резкостьюзаявляю, что человека, неудовлетворенного в какой-либо из базовыхпотребностей, мы должны рассматривать как больного или по меньшей мере"недочеловеченного" человека. Нас ничто не останавливает, когда мы называембольными людей, страдающих от нехватки витаминов и микроэлементов. Но ктосказал, что нехватка любви менее пагубна для организма, чем нехваткавитаминов? Зная о патогенном влиянии на организм неразделенной любви, ктовозьмется обвинить меня в ненаучности на том лишь основании, что я пытаюсьввести в сферу научного рассмотрения такую "ненаучную" проблему как проблемаценностей? Терапевт, столкнувшись с цингой или пеллагрой, рассуждает о роливитаминов, с тем же правом психолог говорит о ценностях. Следуя этойаналогии, можно сказать, что главной движущей силой здорового человекаявляется потребность в развитии и полной актуализации заложенных в немспособностей. Если человек постоянно ощущает влияние иной потребности, егонельзя считать здоровым человеком. Он болен, и эта болезнь так же серьезна,как нарушение солевого или кальциевого баланса.18 Может быть, это заявление покажется вам парадоксальным. В таком случаеспешу заверить вас, что этот парадокс ѕ лишь один из множества, которыеожидают нас при исследовании глубин человеческой мотивации. Невозможнопонять сущность человека, не задав себе вопроса: "Что нужно этому человекуот жизни, чего он ищет в ней?" Функциональная автономия Гордон Олпорт (6, 7) сформулировал и ввел в научный обиход принцип,гласящий, что средство достижения цели может подменить собой цель и само посебе стать источником удовлетворения, то есть может стать самоцельным всознании индивидуума. Этот принцип лишний раз убеждает нас в том, чтообучение играет важнейшую роль в мотивации человека. Но не это существенно,а то, что он заставляет нас заново пересмотреть все изложенные выше законычеловеческой мотивации. Парадокс Олпорта ни в коем случае не противоречитим. он дополняет и развивает их. Вопрос о том, насколько уместнорассматривать эти средства-цели в качестве базовых потребностей и насколькоони удовлетворяют выдвинутым выше критериям отнесения потребности в разрядбазовых, остается открытым и требует специальных исследований. Как бы то ни было, мы уже убедились в том, что на базовые потребности,удовлетворяемые достаточно постоянно и достаточно длительное время, уже неоказывают такого существенного влияния ни условия, необходимые для ихудовлетворения, ни сам факт их удовлетворения или неудовлетворения. Есличеловек в раннем детстве был окружен любовью, вниманием и заботой близкихлюдей, если его потребности в безопасности, в принадлежности и любви былиудовлетворены, то, став взрослым, он будет более независим от этихпотребностей, чем среднестатистический человек. Я склоняюсь к мнению, чтотак называемый сильный характер является самым важным следствиемфункциональной автономии. Сильный, здоровый, автономный человек не боитсяосуждения окружающих людей, он не ищет их любви и не заискивает перед ними,и эта его способность обусловлена чувством базового удовлетворения.Испытываемые им чувство безопасности и причастности, его любовь исамоуважение функционально автономны или, говоря другими словами, не зависятот факта удовлетворения потребности, лежавшей в их основе.Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1036;