Психотерапия как ситуация
Многие авторы в области социальных наук сегодня сходятся во мнении, что личность настолько зависит от ситуации, в которую она вовлечена, что не мо-
53 Boss M. Introduction a la medecine psychosomatique. P.,
1959, p. 79.
54 Heidegger M. Zollikoner Seminare. 1987. Цит. по: Dastur F.
Phenomenologie et therapie: la question de Г autre dans les Zol
likoner Seminare//Courtine J. F. (ed.). Figure de la subjectivite.
P., 1992.
55 См. раздел «От поля к ситуации».
56 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. Bor
deaux, 2001.
57 Goodman P. Little Prayers and Finite Experience. New York,
1972, p. 7.
134
Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого
135
жет быть извлечена из нее полностью и реагирует на ситуацию только изнутри этой ситуации. В одной из предшествующих работ58 я подчеркивал, как важно было для основателей гештальт-терапии данное понимание ситуации. Нередко даже кажется, что в своих размышлениях понятию «поля» они предпочитают обращение к «ситуации». Психотерапия является прежде всего выстраиванием ситуации, и к ней вполне подходит определение, данное Ж. Дебором: «Конкретное выстраивание моментов жизненной среды и их трансформация в переживание»59.
Социальная ситуация является структурой возможностей, я создаю ее при участии другого и которая создает и меня и его. По всей видимости, терапевтическая ситуация определяет мое присутствие и мою интенцию психотерапевта, а также присутствие и особенности самовыражения моего клиента. Ситуация не вынуждает моего клиента сообщать мне свой рецепт приготовления кролика в горчице, но, может быть, она подводит его к этому. По традиции мы можем рассматривать это событие как сопротивление или иную форму нарушения контакта. Но взглянем на вещи иначе, возможно, будет столь же естественно спросить себя о том, что думает наш пациент, в чем состоит его интенция, а также то, чего добиваемся мы.
«Я есть» пациента, в парадигме self, выступает одним из результатов его опыта, и, тем не менее, и в своей основе является игрой репрезентаций и риторических позиций. Нарративная идентичность, как ее обозначают сегодня, если и может обозначить одну из возможных форм self, не охватывает целостности. Совершая крутой вираж, гештальт-терапия лишает понятие self пространственной локализации и вменяет
58 См. раздел «От поля к ситуации».
59 Debord G. Rapport sur la construction des situations. 2000.
ему временнэю60. Нарративная идентичность, напротив, охотно рассматривается как статичная; она зачастую понимается как структура или характер и характеризуется устойчивостью. Эта устойчивость, по меньшей мере, достаточна для того, чтобы мы переживали ее как постоянную и непрерывную во времени. Справедливо или нет, я считаю «себя» тем же самым, чем я был несколько десятилетий назад. Но это и позволяет Йонтефу определять структуру в качестве «очень медленно развивающегося процесса»61. Эта потребность в стабильности и непрерывности часто закрывает доступ к новизне ситуаций и ведет к повторению опыта, включая самый прискорбный.
Ситуации, в которых оказывается субъект, рассматриваются им в свете нарративной идентичности, и визави пациента — психотерапевт — охотно рассматривает себя в другой нарративной идентичности, которая чаще всего является имплицитной и связана с допущениями и потребностями субъекта. Допущения обладают большей «реальностью», чем наблюдения; восприятия или ощущения в ситуации не являются тем, что в полной мере заслуживает доверия.
—Я хотел бы задуматься над этим, — говорит мне пациент, — но боюсь...
—Не могли бы вы определить, что я сделал, что вы испугались?
—Вы здесь ни при чем... Дело во мне! Мне всегда страшно говорить о таких вещах...
Этот общий взгляд на взаимодействие, типичный в силу своей распространенности, рождает представления, которые пациент имеет о себе и в которых он на-
60 Robine J.-M. Preface // Perls F., HefTerline R., Goodman P.
Op. cit.
61 Yontef G. Comments on Boundary Processes and Boundary
States // Gestalt Journal, vol. XI, №2, p. 25-35.
136 Жан-Мари Робин
ходит для себя опору. Это предполагает априорное отрицание того, что другой может оказывать какое-либо влияние на уровне переживаемого опыта в момент ситуации. В 1960—70-х годах определенная форма психотерапии, гештальт-терапии в частности, отстаивала идею «принятия ответственности» за то, что пациент думает, чувствует, ощущает, делает и проживает. Мне кажется, эта идея расходится с принципом поля, так как приводит к тому, что я назвал бы «преждевременной дифференциацией», поскольку основывается на столь же преждевременной индивидуализации.
Хотя процесс дифференциации и индивидуализации зависит от психогенеза каждого и формируется прогрессивно и главным образом в первые моменты жизни, мне кажется, что каждая ситуация, каждый опыт реорганизуют его настолько, насколько субъект готов к тому, чтобы встретить нечто отличное, новое, неопределенное, неизвестное.
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 683;