Интенциональность и ситуация
Всякая ситуация, а, в особенности, всякая ситуация межличностных отношений мобилизует у каждого участника определенную интенциональность.
65 Levinas E. Intentionnalite et sensation // En decouvrant
l'existence avec Husserl et Heidegger. P., 1974.
66 Searle J. L'intentionnalite. Essai de philosophic des etats men-
taux. P., 1985.
67 Chemouni J. (dir.). Clinique de l'intentionnalite. 2001.
68 Ibid., p. 46.
Быть в присутствии другого 139
Сила, которая мобилизует эту интенциональность, может быть обозначена и описана разными способами. Фрейд69 говорил об этом в терминах импульсов и, следуя за Гроддеком70, разработал свою теорию «id», первое вместилище психической энергии. (Для наших последующих размышлений, кроме того, важно вспомнить, что, когда Фрейд предпринял теоретическое рассмотрение психических инстанций (id, ego и superego) с динамической и психогенетической точки зрения, он определил ego и superego как последовательные дифференциации id.) Гудмен71 ввел в свое время понятие «id ситуации» — способ локализации происхождения движущего импульса в самой ситуации, в отличие от всякой локализации в организме или психике. Человек придает форму ситуации, как ситуация придает форму человеку. «Ситуации есть то, к чему индивиды приспосабливаются посредством определений, которые они им дают»72. Это движение контакта и взаимного построения делает индивида дающим и получающим, действующим и являющимся объектом действия в одной и той же операции.
Если id обретает форму в ситуации, то и интенциональность становится интенцией именно в ситуации. Именно так id становится ощущением, аффектом, словом, контактом, актом, поведением, взаимодействием... Гроддек мог утверждать, что «жизнь про-
69 Freud S. Le moi et le за // Freud S. Oeuvres completes (1921—
1923). P., 1991 (русск. пер.: Фрейд З. По ту сторону принци
па наслаждения. Я и Оно. Неудовлетворенность культурой.
СПб., 1998, с. 80-135).
70 Groddeck G. Le livre du за. Р., 1963.
71 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit.
72 У. Томас и Ф. Знанецкий, цит. по кн.: Fornel M. de, Que-
re L. (dir.). Fornel M. de, Quere L. (dir.). La logique des situa
tions - Nouveaux regards sur l'ecologie des activites sociales.
P., 1999.
140 Жан-Мари Робин
живается посредством id»73. Так или иначе, на основе «id ситуации» или - если угодно сохранять интрапси-хическую модель — на основе «id импульса» изменение и оформление становятся фактом self, составным параметром которого выступает id.
В переживаемом опыте субъект охотно рассматривает ощущения, поступки и т. д. как принадлежащие ему. Он их объясняет и оправдывает в форме личности («нарративной идентичности») и локализует преимущественно в рамках своего «Я», которое, по его мнению, свободно и сознательно. Это затрудняет осмыслить то, как ситуация осуществляет контроль над его опытом. Можно ли сказать, что одна из функций психотерапии состоит в устранении этого — часто имплицитного — представления и восстановлении более сложной картины индивидуализации, принимая в расчет последовательный ряд контактов и ситуаций? Не надо ли постулировать, что в поле опыта интенци-ональность составляет то, что свойственно субъекту, образует и определяет его; что свою интенциональ-ность помещают как ответ на ответ на ситуацию или как инициативу, потому что интенциональность призвана рождать формы?
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 722;