Слова ощущений
Гештальт-терапия не является дуалистической теорией, она отказывается от того, что того, что Перлз и Гуд-мен называют «ложными дихотомиями», как-то проти-
Быть в присутствии другого 141
вопоставление души и тела74. И с точки зрения гештальт-терапии нельзя обладать мышлением вне телесного ощущения. Так что было непоследовательно разделять и противопоставлять осмысленную интенциональность и телесную интенциональность, даже если она находится вне поля сознания. Наш подход охотно отдает предпочтение высказыванию пациентом того, что им непосредственно осознается. Сверх того психотерапия предполагает настоящий тренинг по расширению поля осоз-навания в сферах ощущений, эмоций и чувств, жестов и поступков, мыслей и воспоминаний, представлений и фантазий, восприятий среды... На первой стадии создания гештальта речь идет о том, чтобы возникла или выработалась некая ясная фигура, которая затем могла бы войти в фазу раскрытия. «Прочесывание» частичного опыта, который непосредственно осознается, и такого, который выходит на поверхность, собирает, сталкивает, подвигает опыт в направлении смысла. Каждый практикующий терапевт знает, в насколько установление соответствия рассказанного пациентом анекдота телесному ощущению, которое с этим связано, жестикуляции, которая это сопровождает, и т. д. дает другую ориентацию, чем та, которая могла возникнуть на основании одних произнесенных слов (вербализированная интенциональность, т. е. ставшая интенцией), подчас даже не имеющих отношения к ситуации.
Хотя интенциональность имеет «направленность», ее смысл надо искать в целостности ситуации, в поле, понятом как «структура возможностей»75, причем эти возможности не могут быть сведены к одному «организму» или даже к одной психике, как этого хочется слишком многим клиницистам.
Groddeck G. Op. cit.
74 Perls F, Hefferline R., Goodman P. Op. cit., p. 66.
75 Жиль Делез, цит. по: Robine J.-M. Preface.
142 Жан-Мари Робин
Быть в присутствии другого 143
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 701;