Введение к первой части
Написание глав, составивших эту первую часть книги, растянулось на пять лет. Отдельные тексты, написанные несколько раньше и опубликованные в моей предыдущей книге3, содержали некоторые зерна перемен, которые произошли в эти годы, но только в этих текстах совершается трансформация, которую я переживаю как радикальную, написание книги для меня — всегда контакт. В контакте с моими пациентами, моими учениками и коллегами моя практика постоянно разрабатывалась и менялась; их запросы показывают мне мои теоретические провалы и подталкивают меня к дальнейшим исследованиям; знакомство с другими исследователями благодаря публикациям и обсуждению их работ может осветить темные вопросы; в диалоге вырисовывается форма, которую письмо приобретает по ходу дела. У меня никогда не получалось излагать завершенные идеи. Остановившаяся
3 Robine J.-M. Gestalt-Therapie, la construction du soi. P., 1998.
34 Жан-Мари Робин
мысль мертва, и белый лист бумаги будет для нее всего лишь саваном.
Потому я сохраняю хронологию появления этих глав, так как это показывает мой путь. Поскольку он складывается из возвращения к старому, из прорывов вперед и новых откатов назад, из сомнений и повторений, из движений по спирали и иногда темных лабиринтов, хочется пожелать себе ангажированности, ангажированной неуверенности, любопытства, которое заставляет сделать следующий шаг в неизвестное. «Вера — это знание, находящееся за рамками простого осознания. Если сделать еще один шаг, мы ощутим почву под ногами», — писал Гудмен в «Гештальт-терапии»4. Продолжая эту мысль в своей последней книге, он говорит: «Бездна не разверзнется под моими ногами в следующую секунду. Благодаря вере я не заключен в клетку конечности своего опыта; это скорее линия горизонта, нежели прутья решетки»5.
Попытка радикализировать переход от индивидуалистического и внутрипсихического подхода к подходу на основе поля и ситуации представляет собой своего рода «квантовый скачек» в психотерапии. Он подразумевает нарушения и разрывы, оставление идей, за иными из которых стоят тысячелетия так называемой очевидности. Мне все же все более и более ясно, что перспектива поля не обязательно должна расцениваться в качестве альтернативы внутрипсихи-ческой ориентации, так как она может ее включать. Но эта диалектика обязывает к строгости (которой не всегда удается придерживаться, как это продемонстрируют некоторые иллюстрации, приведенные во
Быть в присутствии другого 35
второй части книги), которая трансформирует сами основания индивидуалистического подхода. Дело за тем, чтобы изобрести некоторые понятия, дать новое определение другим. А главное — продолжать выбирать способ мыслить, т. е., насколько это возможно, не идти на поводу у того, что мы готовы подумать, или, по замечательному выражению Мальдине, выйти за рамки «того, что может быть».
4 Perls F., Hefferline R., Goodman P. Gestalt-therapie. Bor
deaux, 2001.
5 Goodman P. Little Prayers and Finite Experience. New York,
1972.
Быть в присутствии другого
37
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 903;