Сознание, ответственность, мораль, правосознание
Правопослушное поведение является результатом социализации, в процессе которой происходит усвоение субъектом моральных и правовых запретов, социальных стереотипов поведения, что, в свою очередь, определяется групповым и индивидуальным правосознанием, чувством социальной ответственности, социальной справедливости, правовой интуицией и др.
Сознание определяет предварительную мысленную модель действий, предвидя их последствия, обладает способностью отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и в окружающем его мире, осуществляет управление поведением человека.
Осознанная, целесообразная и произвольная регуляция поведения человека возможна благодаря тому, что у него формируется внутренняя модель внешнего мира. В рамках этой модели осуществляется мысленное манипулирование, она позволяет сопоставлять текущее состояние с прошлым и не только намечать цели будущего поведения, но и отчетливо их представлять. Так реализуется предусмотрительность — прогнозирование последствий поступков до их совершения — и осуществляется поэтапный контроль за приближением к цели путем минимизации различия между реальным и желаемым положением вещей.
Избирательность отношения человека к группе и коллективу зависит от механизма психологической защиты. Она является своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласовании между собственной системой ценностей и оценкой своего поступка или поступков близких людей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующие убеждениям, потребностям и ценностям личности — от несоответствующих. Применительно к воспитанию это может проявляться в повышенно критическом отношении к воспитателю или преподавателю, при этом защитные отношения могут быть перенесены с личности воспитателя на содержание преподаваемого им предмета. Полезно иметь в виду, что воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, эта защита создает почву для самооправдания[41] (смотри психологический портрет №1, опубликованный в предыдущем разделе учебника «стерва»).
Большое криминологическое значение имеет, не противоречивость усвоенной ролевой информации, что связано с наличием в ряде случаев противоречий в самом содержании социальной роли, ее неоднозначности, когда от исполнителя данной роли требуются такие варианты поведения, которые логически не во всем совместимы: когда от руководителя промышленного предприятия одновременно требуется выполнение плана «любой ценой», с одной стороны, и высокое качество продукции — с другой, своевременный (или досрочный) ввод промышленных объектов «во что бы то ни стало», с одной стороны, и забота о сохранении среды обитания, т. е. своевременный ввод очистных сооружений, — с другой; когда от работника правоохранительных органов одновременно требуют стопроцентной регистрации всех преступлений и постоянного снижения показателей преступности; когда социальная роль отца семейства требует от него, с одной стороны, обеспечить благосостояние семьи и любой ценой воспитать в детях честность, порядочность, умение пожертвовать материальными благами во имя требований закона, совести — с другой и т. д.
Поведение каждого индивида в условиях внутриролевого конфликта зависит как от факторов объективного порядка (основных характеристик, свойств ролевых требований), так и от субъективных факторов, центральным из которых является социально обусловленное истолкование человеком конкретного смысла и значения объективных требований. Причем именно субъективное истолкование непосредственно предрешает акт соответствующего поведения.
Виды ответственности можно классифицировать главным образом по видам ролевых обязанностей и социальных отношений, из которых они возникают, т. е. на основе объекта ответственности. Так, различают политическую, юридическую, моральную, профессиональную, и другие виды ответственности. Говорят и об ответственности более конкретного характера, например: родительской, административной, материальной, дисциплинарной, уголовной и т. д. Конечно, все классификации условны, так как многие виды ответственности в действительности тесно переплетены между собой. В особенности это касается моральной и правовой ответственности, в той или иной мере присутствующих в других ее формах.
При оценке личности основную роль играют ее социальное лицо и моральные качества. Для этого необходимо определить некоторые понятия.
Направленность личности — это совокупность взглядов, идей и убеждений, ставших руководящими в ее активной деятельности. В направленности различают качества и формы. Качества направленности — это уровень, широта, интенсивность, устойчивость, а основное в качестве — действенность. Формы направленности: мировоззрение, идеалы и как высшая форма направленности — убеждения.
Мировоззрение — это система взглядов на окружающую человека объективную реальность.
Идеал — это высшая цель сознательных активных устремлений личности. Часто идеалы выражаются в конкретных образах.
Убеждение определяется сочетанием мировоззрения со стремлением к его осуществлению, готовностью бороться за него. В структуру убеждений входят компоненты мышления, эмоций и воли.
Качества и формы направленности связаны с опытом и знаниями, навыками, умениями и привычками данной личности. Эта подструктура определяет уровень развития личности.
К основным этическим категориям относятся понятия «долг», «достоинство», «совесть», «честь» и «счастье». Эти понятия имеют тысячелетнюю историю, они разрабатывались в самых различных этических теориях и учениях.
Долг — буквально означает определенный круг профессиональных и общественных обязательств при исполнении своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений. Понятие «долг» довольно емкое. Чтобы правильно выполнить долг, его необходимо до конца осознать, в результате чего у человека появляется обоснованная потребность выполнять свои обязанности. Выполнение долга неразрывно связано с моральными качествами личности, с уровнем общественного сознания.
От понятия «долга» неотделимо понятие «честь». Это понятие в наиболее общем виде выражает общественное значение человека (как личности, гражданина, мастера своей профессии и т.д.). Оно выражает также соответствующее самосознание личности, т. е. стремление поддержать свою репутацию, добрую славу, достоинство. При этом понятия «честь» и «достоинство» неразрывно связаны между собой, второе как бы подтверждает и утверждает первое.
Достоинство и честь представляют собой не только осознание личностью общественной значимости своей профессии, любовь к ней и профессиональную гордость, но и постоянное стремление к нравственному совершенствованию, повышению квалификации и качества работы.
С чувством долга, чести и личного достоинства тесно связано понятие совести. В понимании совести, в отличие от других категорий морали, представлено внутреннее нравственное самосознание, сознание моральной ответственности человека за свое поведение, оценка своих мыслей, чувств и поступков сообразно с действующими в обществе нравственными нормами. Совесть — это внутренний, нравственный судья человека. Совесть сочетается с такими социальными ценностями, как честность и правдивость, справедливость и нравственная чистота, уважение прав других людей и своих обязанностей.
Под правосознанием в широком смысле слова понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. В первую очередь к нему относится психологический механизм правопослушного поведения и зависимость между различными дефектами индивидуального правосознания и противоправным поведением.
Правосознание — это одна из форм общественного сознания; его содержание и развитие детерминированы материальными условиями существования общества. Оно отражает общественные отношения, которые регулируются или должны быть урегулированы нормами права.
Экономические и иные потребности общества, пройдя через сознание, приобретают форму юридических мотивов и получают в итоге выражение в нормах права. Таким образом, отношение между интересами и потребностями, с одной стороны, и правом — с другой, опосредуются правовым сознанием (правовой психологией и правовой идеологией). Правосознание как одна из форм общественного сознания обладает следующими признаками:
Ø не только отражает социальную действительность, но и активно на нее воздействует, является высшим уровнем отражения социально-экономических отношений людей, выраженных в законах их общества;
Ø всегда проявляется через вторую сигнальную систему; речемыслительная деятельность людей выступает в качестве механизма правосознания, отражая систему правовых знаний и понятий, регулирующую общественные отношения;
Ø не может существовать без своего конкретного носителя — конкретной человеческой личности, групп, коллективов. По признаку общности осознания правовых норм в обществе происходит объединение людей в группы, возникает категория группового правосознания, характерного для социальных общностей и исторических эпох.
Правовые конфликты личности с обществом — правонарушения и преступления — должны рассматриваться в криминальной и пенитенциарной психологии с учетом того, какие этапы развития правосознания нарушены в конкретном случае и какие меры социальной реадаптации правонарушителей могут вернуть их к нормам правосознания, реализуемым в нормальном правоповедении.
Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано окружающей социальной средой. На его формирование воздействуют многочисленные факторы как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процессе формирования индивидуального правосознания личности эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологические особенности личности и реализуются в ее деятельности.
Как уже отмечалось выше, основным механизмом правосознания является речемыслительная деятельность человека. Однако это не означает, что в окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сфера. Именно с ее участием знание норм права и переживание их переходит у субъекта в глубокие правовые убеждения, которые он стремится неукоснительно исполнять.
Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок. Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, содействует осмыслению сущности социально-экономического строя, определяющего, в конечном счете правовую надстройку.
Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.
Исследования лиц, совершивших преступления, в целом подтвердили изложенный выше вывод и позволили выявить следующие закономерности:
Ø правосознание лица, совершившего преступление, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам;
Ø преступник отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих те общественные отношения, на которые он посягнул;
Ø преступник принимает как правильную и справедливую действующую правовую норму, в соответствии с которой он был осужден, в ее абстрактном понимании, однако считает приговор несправедливым (обычно излишне суровым) в отношении себя.
Следовательно, при перевоспитании осужденных необходимо работать над восстановлением не правосознания вообще, а именно тех его аспектов, которые утрачены или отрицаются данной личностью.
Правосознание является функцией возраста. Оно формируется в течение всей жизни индивида. Новорожденный ребенок правосознанием не обладает, оно формируется в личности по мере ее социализации. Развитие индивидуального правосознания тесно связано с правоспособностью и дееспособностью личности.
В нормативно-оценочной стороне правосознания могут содержаться консервативные элементы, развитие которых отстает от задач, стоящих перед общественной группой, общественным субъектом. Такими консервативными элементами являются социальные привычки и традиции правового характера. Высокий уровень индивидуального правосознания является фактором, обеспечивающим права и интересы личности в условиях, когда большинство граждан смирились с этими нарушениями.
А.С. ехал на автомашине «ВАЗ-2108» в Ульяновск. При пересечении моста через Волгу его остановил работник ульяновской ГАИ А. В. Ш. за нарушение правил. А. С. был оштрафован, водительское удостоверение отобрали. А. В. Ш. пояснил, что действует во исполнение распоряжения губернатора области № 1156р от 10. 11.1997 г., которым запрещается проезд иногороднего транспорта с 7 до 22 часов по этому мосту, связывающему две части Ульяновска. Машины с чужими номерами должны ждать вечера или объезжать по плотине Волжской ГЭС, сделав крюк в 300 км.
А.С. обратился в Красноглинский райсуд (по месту жительства) с жалобой на действия главы администрации и начальника ГАИ.
Судья ГПК, пославшая запрос в администрацию с просьбой выслать текст распоряжения, его не получила. Тогда она наложила на губернатора Ю. Ф. Г. штраф в размере 50 минимальных окладов (за непредоставление документов по запросу суда).
12 мая состоялся суд, на котором распоряжение было отменено как незаконное, ограничивающее конституционные права и свободы граждан, а ульяновскому губернатору предписано выплатить за нанесенный А. С. моральный ущерб небольшую сумму[42].
Для эффективности правовой нормы необходимо соблюдение следующих условий:
Ø личность должна признавать те социальные ценности, которые закрепляет и охраняет правовая норма;
Ø правовая норма должна развиваться и изменяться с учетом изменений, происходящих в общественном правосознании;
Ø норма права должна следовать за развитием общественных потребностей, материальных и духовных интересов общества.
Противоречия между индивидуальным и общественным правосознанием имеют объективную основу. Эти противоречия наблюдаются в структуре производительных сил и производственных отношений, в формах управления, в отношениях между коллективами и отдельными людьми и связаны со столкновением противоположных взглядов и действий людей, с их борьбой за осуществление поставленных целей.
Мы проиллюстрируем это положение следующим примером.
В одной камере следственного изолятора находились двое заключенных. Первый обвинялся в хищении государственной собственности в особо крупных размерах. Под давлением собранных улик, признавая в значительной части свою вину, этот человек говорил, что, совершая преступление, он заботился, главным образом, о своей семье, и в особенности о детях, которые благодаря этим заботам ни в чем не нуждались.
Второй заключенный обвинялся помимо других преступлений в злостном уклонении от уплаты алиментов на содержание четверых детей в двух покинутых им семьях. Он также частично признавал свою вину и в качестве смягчающего обстоятельства отмечал, что всю жизнь работал на пользу общества, являлся честным тружеником, а в семейной жизни ему не повезло из-за дурных свойств характера его бывших спутниц жизни.
Оба заключенных постоянно конфликтовали между собой: первый обвинял второго в безнравственном поведении, забвении собственных детей и т. п.; второй обвинял первого в стяжательстве и забвении государственных интересов во имя мещанского благополучия. Оба считали себя правыми.
Интересы личности и общества весьма многообразны, однако далеко не все из них могут быть защищены правом и нуждаются в этой защите; не все отношения между членами общества поддаются правовой регламентации, да это и не всегда целесообразно. Особенность юридических норм и понятий заключается в том, что они отражают наиболее существенные отношения между людьми. Значительное количество правил поведения представлено в моральных, нравственных и этических нормах, соблюдение которых контролируется общественным мнением.
Механизм правопослушного поведения в большинстве случаев тесно связан
с явлением, которое может быть названо «правовой интуицией» — на нее большинство граждан опирается при выборе решения и вариантов поведения. «Правовая интуиция» в этих случаях может рассматриваться как функция интеллектуально развитой личности, как один из аспектов положительного социального стереотипа поведения человека.
Психология правотворчества. Психологический портрет «Психоаналитик»
Психологический анализ правотворчества в России эпохи перестройки констатирует противоречия и незавершенность многих законов этого времени. Особенно это касается законодательства в области регулирования экономики, налогообложения и коррупции.
Размытость доходов российского чиновника размывает его правовое сознание, затягивая в коррупцию, стирая грань между законным и незаконным.
Существует небезызвестный Указ Президента РФ № 2267 от 22 декабря 1993 г. в соответствие с которым федеральные госслужащие, т. е. чиновники, обособляются от прочих госслужащих в особую касту со своим уставом и льготной системой финансового, медицинского, бытового и иного обеспечения.
Размытая формулировка законов порождает беззаконие и способствует превращению честного чиновника в коррупционера. Врагом рыночных реформ в посткоммунистической России стали сами реформаторы.
На этой почве широко развивается злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. Коррупция способствует развитию теневой экономики.
Феномен коррупции тесно связан с низким уровнем профессиональной компетентности российского чиновничества. В ряде случаев коррупционные связи являются механизмом компенсации низкого уровня профессионализма. Не будучи в состоянии компетентно разрешить сложную экономическую ситуацию, чиновник симулирует активную деятельность путем создания дополнительных запретов.
Фактором, способствующим коррупции и теневой экономике, является психология так называемого «двойного стандарта» поведения. В первую очередь это относится к декларированию органами власти целого ряда мер, в том числе законодательных, по борьбе с коррупцией. Так, например, указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» предусматривался ряд запретов для служащих государственного аппарата, в декларативной форме препятствующих коррупции. Однако по существу эти запреты остались на бумаге, так как не были проработаны механизмы исполнения и контроля положений, содержащихся в Указе. В другом случае указ Президента РФ «О представлении лицами, занимающим государственные должности Российской Федерации, и лицами, занимающим государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе» от 15 мая 1997 г. также по существу остался декларацией, так как контролировать его исполнение должны были работники кадровых подразделений в отношении своих непосредственных начальников. Тенденция «двойного стандарта» в законодательстве проникла даже в сферу борьбы с курением. По существующему законодательству продажа табачных изделий подросткам до 18 лет. запрещена. Однако, действует и другой закон, в силу которого для этих лиц продажа табачных изделий запрещена лишь в радиусе 100 метров от школы и других учебных заведений. Ясно, что недобросовестный продавец будет ориентироваться на последний закон...
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 1301;