ЛЮБОВЬ И ОРГАЗМ 4 страница
которые можно понять только с указанной точки зрения. У многих птиц
принято, чтобы курочка, сидя рядом с петушком, чистила ему перышки клювом,
причем эти действия явно доставляют ему удовольствие. В ответ он, тоже
проявляя свои чувства, угощает ее отборными червяками и другой едой.
Однажды я наблюдал и фотографировал двух собак-колли, которые с
первого взгляда понравились друг другу и подружились. Самец (крупное
красивое животное) бегал за самкой по пляжу и старался лизнуть ее при
каждом удобном случае или потереться о нее шеей - "понежничать". Раз
вечером он выпрыгнул из окна коттеджа, услышав, что она на берегу. Всю
ночь он провел под окном дома, где жила его подружка, и после этого его
заперли в комнатах на целый день. Надо сказать, что в период ухаживаний
самка "не гуляла", так что поведение самца нельзя объяснить просто как
половое влечение; скорее, это был пример настоящего чувства привязанности.
Поведение животных (по моим наблюдениям и по мнению других)
напоминает поведение людей в подобных обстоятельствах, т. е. оно выражает
чувства любви и привязанности. Я хотел бы особо подчеркнуть, что оно
свойственно только животным, которые в процессе размножения находятся в
тесной физической связи.
У людей нежность и страсть в отношениях между мужчиной и женщиной
обычно связаны со взаимным сексуальным интересом. Один ряд эмоций влечет
за собой другие; эти чувства - любовь и секс - находятся в функциональной
или органической связи между собой, и это невозможно отрицать, не вступая
в противоречие с общим опытом. Далее у супругов, давно состоящих в браке,
у которых ослабло сексуальное влечение, всегда остается взаимная
привязанность, возникшая благодаря сексуальным чувствам, которые привели
их друг к другу. Вопрос лишь в том, действительно ли чувства привязанности
и любви возникают благодаря сексуальному влечению. Если сказать "да", то
важно понять - "почему". Некоторую ясность вносит изучение материнского
поведения животных.
Эволюция животных тоже характеризовалась увеличением физической
близости и связи между матерью и ее потомством. Так, у животных, мечущих
икру в море или оставляющих яйца в земле, не наблюдается признаков
материнской привязанности к выводку. Материнская любовь проявляется только
у высших животных, у которых биологические процессы предполагают более
тесные физические взаимоотношения между матерью и детенышами. Так, птицы
не только высиживают птенцов, согревая кладку яиц теплом своего тела, но и
кормят и защищают их до тех пор, пока они не смогут покинуть гнездо. У
млекопитающих зависимость детенышей от матери еще больше, а ее
привязанности шире. Мать чистит детенышей, оберегает и охраняет их, играет
с ними и обучает их. Неподдельное отчаяние, проявляемое ею при разлуке с
потомством, позволяет предполагать наличие материнского чувства, причем
оно действует тем сильнее, чем более беспомощными являются детеныши.
Какова же связь между материнской любовью и сексуальностью, между
уходом за потомством и коитусом? Даже если признать, что материнская
любовь проистекает из биологической потребности детеныша быть в контакте с
материнским телом, это еще не доказательство того, что любовь происходит
от сексуальности. Чтобы связать указанные явления, необходимо показать
наличие прямой связи между выхаживанием детей и половым актом. И такая
связь существует.
Функция грудного вскармливания свойственна только тем животным, у
которых способ размножения (репродукции) предполагает введение пениса в
вагину. Вряд ли совместное развитие этих двух процессов у животных
является случайностью. То, как взаимодействуют сосок и рот, напоминает во
многом взаимодействие пениса и вагины. Сосок, как и пенис - эрективный
орган; рот, как и вагина - это полость со слизистой оболочкой. Все
перечисленные органы обильно снабжаются кровью, а выделения попадают, в
обоих случаях, в приемную полость. Эротическое удовольствие и
удовлетворение получаются от соприкосновения и трения двух поверхностей;
тесная физическая связь при кормлении грудью напоминает сексуальные
объятия. С другой стороны, сосок более пассивен, чем пенис, но рот более
активен, чем вагина. Тем не менее, совпадения гораздо более поразительны,
чем различия.
Кроме физиологических, существуют и другие признаки, указывающие на
схожесть соска и пениса. Исследование грудной ткани животных показывает,
что она подобна клитору самок и пенису самцов. У самок соски имеют
секреторную функцию, а клитор неактивен, тогда как у самцов - все как раз
наоборот.
Напрашивается предположение: две функции - кормления и репродукции -
имеют общее происхождение, подразумевающее использование выступа на
брюшной поверхности тела (пенис или сосок) и рецептивной полости (рот,
вагина) с целью объединения двух организмов. Так возникает концепция,
звучащая достаточно поэтично: природа приспособила механизм генитальной
репродукции для выращивания потомства, полученного в результате
генитальной деятельности.
Гомологическая (подобная) природа соска и пениса, подтверждаемая их
биологическим и топологическим родством, проясняет тесную связь между
оральностью и генитальностью, наблюдаемую в психиатрической практике. Для
многих женщин фелляция - это оральное желание соска, сместившееся на
пенис, а для некоторых мужчин половой акт имеет дополнительное значение
кормления (об этом рассказывают сами пациенты). Представление о "зубастой
вагине" указывает на смешивание понятий - рта и вагины. Во время сеанса
терапевтического лечения одной из пациенток представилось, что материнская
грудь трансформировалась в отцовский пенис, и это видение прямо-таки
потрясло ее. Все это объясняет, кстати, почему некоторые сексологи
(например, X. Эллис) считают сперму питательным веществом.
Биологическая цепь событий ведет от сексуальности к зачатию и
беременности и от родов - к вскармливанию. Психологически эта
последовательность начинается с любви женщины к мужчине и достигает
кульминации в любви к своему ребенку, выражающейся в кормлении, заботе,
внимании и привязанности. Тут возникает ряд вопросов по поводу логической
связи перечисленных событий, а именно: 1. В какой степени последующее
событие диссоциировано с предыдущим? 2. Может ли женщина испытывать разные
чувства к отцу своего ребенка и к самому ребенку, или, выражаясь точнее,
может ли она, испытывая неприязнь к мужчине, перенести ее на ребенка? 3.
Могут ли различаться чувства женщины, относящиеся к сексуальности (т. е.
открывающие указанный цикл) - с чувствами, сопровождающими вскармливание
(завершающими цикл)? Ответы на эти вопросы дать нелегко. Пожалуй, было бы
наивным полагать, что нет никакой связи между чувствами, относящимися к
событиям начала "цепочки", и чувствами, связанными с завершающими
событиями; ведь не зря говорят, что здоровые дети рождаются у родителей,
которые были счастливы в постели, - и с этим нельзя не согласиться.
Клинический опыт неоднократно подтверждал эту истину, только с ее обратной
стороны, поскольку неизменно прослеживалась связь детских неврозов с
сексуальным несоответствием и конфликтами родителей. В общем, можно смело
утверждать следующее: мать, получающая удовлетворение в сексуальной жизни,
способна легко удовлетворить потребности своего ребенка, потому что
обладает достаточным запасом любви для этого.
Богатый материал для понимания связи любви и секса дает изучение
психосексуального развития ребенка. С точки зрения биологии, каждый
ребенок - плод любви, поскольку секс - это выражение любви на телесном
уровне. К сожалению, большинству людей свойственно переживать конфликты и
противоречия, а секс и беременность нередко отягощены так называемыми
"вторичными побуждениями" (по В. Райху). Так, секс может стать актом
подчинения, с целью избежать конфликта, а не добровольным выражением
любви; а беременность бывает следствием вторичного желания женщины
покрепче привязать мужчину либо заполнить пустоту в своей жизни. Такие
"вторичные чувства" ограничивают материнскую любовь, хотя и не отрицают
ее. Всякое выражение любви и внимания, проявляемое женщиной к ребенку,
показывает ее любовь к нему; но одновременно она может и ненавидеть его;
об этом рассказывают многие матери, говоря, что иногда чувствуют такую
злость к грудному ребенку, как будто готовы его убить. Резкий тон,
холодный взгляд, язвительное замечание могут выдать неосознанную
неприязнь, которую чутко улавливает ребенок. При этом, в первые дни своей
жизни он, подобно всем детенышам млекопитающих, просто отвечает выражением
удовольствия или страдания на удовлетворение или на отказ в удовлетворении
его потребностей, не понимая эмоциональных затруднений матери.
По мере роста ребенка любовь как биологическая функция преобразуется
в любовь, основанную на сознательном психологическом опыте. Это
сопровождается ростом самосознания и, как следствие, пониманием других
людей. В начале жизни ребенок осознает свою мать как объект, доставляющий
удовольствие и удовлетворение, и начинает различать лица людей, выражая
это улыбкой. Обычно это бывает примерно в трехмесячном возрасте и
указывает (по Р. Шпитцу) на то, что в психике ребенка уже присутствуют
память и предвкушение. Восьмимесячный ребенок способен проявлять
беспокойство при приближении незнакомого лица, что является признаком
способности отличать объект своего влечения от других людей (согласно Р.
Шпитцу). Поведение ребенка позволяет сделать вывод, что в этом возрасте он
обретает свое "Я". Нельзя с уверенностью сказать, что восьмимесячный
ребенок сознает, что он любит свою мать, хотя это чувство вскоре приходит.
Тем не менее понятно, что он узнает мать, осознает ее особую роль в
удовлетворении его потребностей и может выражать желание близости с
помощью соответствующих действий.
Психоаналитики считают, что в сознании ребенка формируются два образа
матери, соответствующие ее поведению: "хорошая мама", удовлетворяющая его
потребности и выполняющая его эротические желания, и "плохая мать" -
грозящая и наказывающая, вызывающая тревогу и причиняющая боль. Все добрые
чувства ребенка связаны с образом "хорошей мамы". Таким путем ребенок
решает проблему внутреннего конфликта, отличая "добрую маму" по ее
положительным действиям, а "злую" - по ее раздражительности и отказам.
Пока эти два образа остаются ясно выраженными и разделенными, реакции
ребенка не противоречивы, но когда (позже) они сливаются в образ одной
личности - возникают трудности в формировании поведения.
Когда речь становится развитой (в возрасте примерно 3 лет), ребенок
выражает чувство привязанности к "доброй маме" словами любви. Любой,
слышавший слова ребенка: "Мамочка, я тебя люблю! " - не сомневается в
искренности и глубине его чувств, потому что эти слова идут прямо от
сердца. Так первоначальный биологический отклик на удовольствие и радость
при виде "доброй мамы" превращается в психологический опыт, выражаемый
ребенком с помощью слов. Использование языка позволяет ребенку отделить
чувство от его базы, выражаемой действием - протягиванием рук к матери.
Память и чувство предвкушения создают вместе чувство привязанности к
образу "доброй мамы", воспринимаемое сознанием и выражаемое словами. Вот
почему М. Пруст определил красоту как "обещание счастья". Любовь можно
определить как ожидание удовольствия и удовлетворения.
Объект любви взрослого человека всегда заключает в себе черты образа
"доброй мамы", а для того, чтобы познать любовь, нужно обладать знанием
"плохой (отказывающей) матери". Эту мысль подтверждает и Т. Рейк,
определяя любовь как "контрреакцию на скрытую зависть и враждебность".
Согласно Рейку, "все начинается с желания самоопределения,
самозавершенности, самосовершенствования". Указанные точки зрения на
любовь вполне совместимы, поскольку обе основаны на противопоставлении
чувств: нежности и враждебности, зависти и самоотверженности, любви и
ненависти. Но если Рейк считает, что проблема порождается самой личностью,
то я полагаю, что она берет начало в отношениях между ребенком и его
матерью. Романтичная любовь просто повторяет ситуацию, имевшую место в
детстве; это "мечта о любви", основанная на отрицании плохого, т. е.
враждебности, заключенной в образе "злой матери". Объект любви всегда
видится добрым, чистым, благородным, словом - "идеальным".
Любовь как психологическое переживание - это абстракция, чувство,
отделенное от действия, ожидание, не получившее воплощения, нечто сродни
надежде, желанию, мечте. Такие отвлеченные желания и переживания
необходимы для существования человека; однако оценка любви как
психологического явления не должна заслонять необходимости ее претворения
в действия. Любовь ищет своего воплощения в получении удовольствия и
удовлетворения биологической потребности в объятии и единении.
Романтическая любовь - пособница сексуальности; она тоже исполняет важную
функцию. Любовь усиливает напряженность, вызванную чувством сексуальной
привлекательности, путем создания психической дистанции между влюбленными,
которая возникает из-за обостренного стремления понять объект любви.
Повышенное стремление к осознанию другой личности способно разделить двух
людей, поскольку выявляет их различия и подчеркивает их индивидуальность.
Объект любви - всегда единственный в своем роде, он не бывает обычным.
Известное выражение "Разлука укрепляет любовь" можно понять и так, что чем
больше любовь - тем больше разделены влюбленные. Здесь-то и появляется
секс. Это механизм получения удовольствия, имеющий целью устранение
дистанции и разрядку напряжения. Удовольствие прямо пропорционально
напряжению, или, как говорил Фрейд, чем больше любовь - тем больше
дистанция и тем полнее удовольствие от сексуального единения.
Важное значение имеет факт изменения позиции коитуса с обратной (как
у большинства млекопитающих) на фронтальную (как у большинства людей),
поскольку расположение партнеров лицом к лицу расширяет и углубляет
взаимное осознание личности, помогает легко улавливать чувства другого.
При этом соприкасаются более чувствительные передние поверхности тела.
Существуют интересные рассуждения о том, что такое изменение позиции могло
дать человеку лучшее понимание чувства любви.
Можно так представить себе отношения между сексом и любовью. Секс,
поскольку он отделен от корреляции со стороны сознания, является
подсознательным побуждением и подчиняется принципу получения удовольствия.
Рост сексуального напряжения ведет поэтому к немедленной попытке разрядки
с использованием ближайшего доступного объекта. Когда же появляется
любовь, то начинает действовать принцип "понимания реальности", поскольку
человек, познавший любовь, начинает сознавать, что удовольствие от
сексуальной разрядки может быть выше с одним объектом, чем с другим. Узнав
любовь, человек сдерживает свои действия, сознательно ограничивая
стремление к разрядке сексуального напряжения до достижения наиболее
благоприятной ситуации, которой является, конечно, встреча с объектом
любви. Утверждение избирательности и разборчивости при выборе сексуального
объекта с целью получения большего сексуального удовольствия - одна из
главных функций любви. В поисках "своего" объекта любви человек лучше
осознает свои стремления, становится более восприимчивым к чувству любви
вообще, как и к любви своего партнера. Любовь имеет как духовное, так и
физическое выражение, причем одно не исключает, а скорее дополняет другое.
У здорового человека духовное выражение любви вызывает напряжение,
разряжаемое физическим актом любви, а получаемое при этом удовольствие
способствует росту сознательного и духовного элемента чувства. Одно влечет
за собой другое и усиливает его значение.
Если человек не страдает от неврозов, то его духовность способствует
сексуальности, и наоборот. При отсутствии диссоциативных тенденций,
расщепляющих личность, большая духовность означает и большую
сексуальность. В связи с этим можно сказать, что сексуальность
цивилизованной личности вообще превосходит (в качественном и в
количественном смысле) эту же способность примитивного индивидуума:
качественно она отличается большей нежностью, обостренной
чувствительностью и более глубоким уважением к партнеру, а количественно -
большей частотой и интенсивностью сексуального импульса. Однако это верно
только при отсутствии неврозов, потому что у невротика сексуальная свобода
и удовольствия, переживаемые примитивными людьми, вызывают только зависть.
В прежние времена примитивные люди завидовали цивилизованным, считая
их более сексуальными. Индивидуализм и эгоизм цивилизованного мужчины
подавляли примитивных мужчин и восхищали примитивных женщин. К сожалению,
мышление примитивного человека оказалось неподготовленным к восприятию
невротического поведения цивилизованных людей, к их хитростям и лжи.
Пример того, как сексуальные обычаи белых людей влияли на индейцев,
описан в рассказе Оливера Ла Фарга "Смешной паренек". Герой рассказа,
индеец из племени Навахо, встречает индейскую девушку, воспитанную белыми
людьми и соблазненную одним из них, и влюбляется в нее. Она вовлекает его
в любовную игру, с поцелуями, ласками и с алкоголем. Парень без ума от
любви и чувствует, что не сможет оставить девушку и вернуться к своему
племени, но понимает, что его родня ее не примет. Все же он решает
попытаться, но на пути к индейцам девушка погибает. После этого герой не
может найти себе жену, потому что все девушки-индианки кажутся ему серыми
и скучными, и он решает жить один, храня в сердце память о промелькнувшей
яркой любви.
Конечно, здесь приведена односторонняя картина любви цивилизованных
людей. Ее обещания не так-то легко сбываются, к тому же культура несет с
собой не только надежды, но и проблемы, не только восторги, но и
конфликты. Любовь - союзник секса, но она может оказаться и его
предательницей. Опасность любого диалектически развивающегося
взаимодействия состоит в том, что один партнер может выступить против
другого. Ведь именно во имя любви подавляется детская сексуальность. Мать,
запрещающая ребенку мастурбировать, уверена, что действует в его лучших
интересах. Сексуальность взрослых тоже ограничивается и подрывается - и
тоже во имя любви. Немало женщин говорят: "Если ты меня любишь - ты не
должен требовать от меня "таких вещей! " Правда, теперь такие взгляды не
слишком распространены, но они отнюдь не исчезли. Мужчинам тоже
свойственно применять двойной стандарт, отражающий антагонизм любви и
секса: "Нельзя спать с любимой; нельзя любить ту, с которой спишь". Для
искушенного уха это звучит, как отголосок прошлого, но и многие
современные писатели подчеркивают разницу между сексом и любовью. Такая
разница, несомненно, есть, но подчеркивать ее - значит разделять любовь и
секс, как это делает Т. Рейк, заявивший: "Я уверен в том, что любовь и
секс различны по своей природе и происхождению". Секс, по его словам, -
это биологический инстинкт, имеющий целью только разрядку физического
напряжения, а любовь - порождение культуры, ставящее целью достижение
счастья путем утверждения очень близких личных отношений. Секс без любви
Рейк определял как "непосредственный секс". Такая позиция упрощает и
принижает сексуальность, сводя ее к животной страсти, к низменному
вожделению, не идущему ни в какое сравнение с благородной любовью.
Подобная диссоциация любви и секса проистекает от привычки разделять
единую природу человека на противоположные категории: дух и тело, культуру
и природу, интеллигентный разум и животный организм. И хотя различия,
конечно, существуют, но игнорировать неотъемлемое единство биологической
природы человека - значит, создавать шизоидное состояние. Культуру можно
противопоставлять природе только в ситуации опасности [для культуры или
для природы (прим. переводчика) ]. Разумный человек контролирует тело
только для улучшения его функционирования и для обогащения своих чувств.
Человек может проявлять человечность только в той мере, в какой это
позволяет делать его животная природа, а секс - это часть его животной
природы.
Все эти рассуждения представляют собой не более чем философское
объяснение антагонизма любви и секса. Сам же динамический механизм этого
антагонизма формируется в детстве (как об этом говорилось выше). Дитя или
ребенок может испытывать по отношению к матери два отчетливо различающихся
чувства: эротическое удовольствие, получаемое от ее груди или от близости
ее тела, и сознавание матери как объекта любви и существа, обещающего
удовольствие и исполняющего обещанное самим своим существом. При
нормальных условиях эти два чувства сплавляются, образуя единый образ
матери. Однако часто бывает и так, что этот образ расщепляется на два:
"хорошей мамы" и "плохой матери". Первая обещает счастье, и ребенок
переносит свою любовь на этот образ. "Плохая мать" - фигура, несущая с
собой расстройство чувств (фрустрацию) и отрицающая потребность ребенка в
эротическом удовлетворении. Неприязнь ребенка концентрируется на образе
"плохой матери". Таким образом, в уме ребенка любовь ассоциируется с
надеждой на счастье, но не с его достижением.
Чем больше надежда - тем меньше шансов на ее исполнение. Невозможно
отказаться от впечатления, что все истории о великой любви заканчиваются
трагедией и смертью. Классические примеры: любовь Ромео и Джульетты,
Тристана и Изольды; современный вариант - "Смешной парень" (о котором
говорилось выше), и этот список не имеет конца. Может быть, любовь - не
более чем иллюзия, теряющая краски в безжалостном свете современной
реальности? Или наш мир - такое жестокое место, где не может выжить
великая любовь?
У меня лечилась пациентка, интеллигентная молодая женщина; она была
сильно влюблена и так описывала свои чувства: "Я сказала ему - я люблю
тебя так сильно, что ничто не сможет меня удовлетворить; я хотела бы тебя
поглотить, выпить, чтобы чувствовать в себе каждую твою частицу! " Такую
любовь можно назвать как угодно: невротической, инфантильной,
иррациональной - но невозможно отрицать искренность и подлинность чувств
этой женщины. Она сказала, что даже самые потрясающие сексуальные
переживания не приносили ей полного удовлетворения, и заметила: "Когда я
сильнее всего переживаю любовь, я чувствую себя особенно беспомощной,
слабой и зависимой". Она была достаточно умна, чтобы понимать, что брак не
может быть основан на таких чувствах. В конце концов и эта женщина, и ее
возлюбленный создали свои семьи, но их взаимная привязанность так и не
исчезла.
Любой аналитик, прочтя эти заметки, отметит в чувствах этой пациентки
проявление детского желания "есть" свою мать, ставшего продолжением
неудовлетворенного стремления к ее груди. В первые недели жизни младенца
мать для него - это грудь. Любовь этой женщины стала выражением ее
потребности "заполнить себя". Когда она не любила, она чувствовала себя
подавленной и опустошенной. Поэтому она и не находила удовлетворения в
сексе и не искала генитальной разрядки. Ведь генитальность действует
только на основе избытка энергии, когда организм наполнен и жаждет
разрядки. Ей было нужно оральное удовлетворение, поскольку она
бессознательно отождествляла пенис с соском. Счастье, которое она искала,
заключалось не в сексуальном удовлетворении, а представляло собой
блаженство ребенка, засыпающего в объятиях матери. Возможно, было бы
правильнее сказать, что ее подсознательным желанием было возвращение в
утробу матери, где все ее потребности исполнялись автоматически. Так что
можно сказать: любовь - это поиски утерянного рая.
Эта пациентка была подвержена неврозу; но разве не содержится элемент
указанного поиска во всяком чувстве любви? Рай возвращается, когда мы
находим возлюбленного; такова магия любви, преображающей обычное в нечто
замечательное, переносящей с земли в небеса. Где же тут невроз, незрелость
и иррациональность? По-моему, их нет. Женщина страдала от невроза не из-за
своей глубокой любви; любовь - это было лучшее из того, чем она владела, а
невроз возник из-за неспособности (невозможности) удовлетворить свою
любовь сексуально зрелым способом. Ее фиксированность на оральном уровне
мешала ей получить генитальное удовлетворение. Проблема заключалась не в
неспособности любить, а в неспособности выразить любовь так, как это
должна сделать зрелая женщина. Любовь выражает детскую сторону нашей души;
мы все любим как дети, но выражаем любовь - как взрослые. Этой пациентке
помогло не выявление несообразности ее любви, а разрешение ее сексуального
конфликта.
Любовь, утерявшая связь со своим биологическим первоисточником,
становится "блуждающим чувством". Это хорошо видно на примере "явления
переноса", объектом которого становится врач-психоаналитик. Многие
пациентки влюбляются в своего аналитика. С точки зрения психоанализа это
рассматривается как бессознательный перенос чувств, предназначавшихся отцу
(матери). Тем не менее, бывает (и нередко), что такое чувство длится
годами. Пациентка мечтает о своем целителе, живет от одной встречи до
другой. Это затрудняет решение ее проблем. Можно сказать по опыту, что
ситуация "переноса чувства" возникает, когда врач-аналитик предстает в
виде недоступной фигуры, личность которой скрыта от пациента. Поскольку
физический контакт невозможен, любовь принимает одухотворенный характер,
когда фигура врача идеализируется, а пациентка живет в мире иллюзий.
Явления "блуждания и переноса чувства" можно избежать, если врач-аналитик
выступает как доступное человеческое существо, до которого можно
дотронуться, за которым можно наблюдать, на поступки которого можно
реагировать. Тогда чувство влюбленности быстро преобразуется в сексуальное
влечение, которое пациентка выражает в виде отвлеченных рассуждений,
намеков, флирта, а то и говорит о нем прямо. Чувство, принявшее такую
форму, можно подвергнуть анализу и этим разрешить ситуацию.
Любовь, получившая биологическое исполнение, перестает быть иллюзией.
В ней заключена некая "субстанция", проистекающая из чувства физического
удовлетворения, вызванного осуществлением взаимоотношений. Она приобретает
глубину, поскольку проходит испытание реальностью и усиливается
удовольствием, и широту - благодаря добрым чувствам, связанным с ней, и
распространяется на весь мир. Так что говорить о любви отвлеченно, вообще
- все равно, что рассуждать о еде с голодным: какова бы ни была ценность
идеи, но она не может непосредственно изменить физическое состояние
человека. Жизнь и благосостояние живых существ зависят от их биологических
действий, а не от абстрактных чувств. Секс дает удовлетворение, кормление
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 527;