ЛЮБОВЬ И ОРГАЗМ 2 страница
полового акта. Так вот, многие врачи и писатели, изучающие проблему,
считают эту ситуацию вполне нормальной. Вот что пишет, например, Э. Фрид:
"Я думаю, что в какой-то мере чувства стыда и вины, связанные с
мастурбацией, являются реакцией самозащиты, поскольку они говорят
взрослому человеку о том, что с ним что-то не так: ведь он может пойти и
попытаться найти себе партнера вместо того, чтобы заниматься
самоудовлетворением".
Я же полагаю, что всякому (в том числе и занимающемуся мастурбацией)
известно, что удовлетворение и удовольствие, получаемое от полового акта,
намного превосходит то, которое дает мастурбация. Если индивидуум ею
занимается, то обычно - из-за невозможности (недоступности) совершения
полового акта: например, ввиду недостатка женщин, или из-за неумения (или
невротической неспособности) завязывать знакомства, либо по причине
семейного конфликта. В любом случае я не вижу причин принять появление
чувства вины как должное (равно как и появление стыда, беспокойства).
Просто я, как психотерапевт, попытаюсь помочь пациенту устранить
препятствия, мешающие ему получать радость от нормальной половой жизни.
Всякий индивидуум, выбитый из колеи стечением обстоятельств, может
испытывать чувство вины, стыда или беспокойства, обращаясь к мастурбации;
но на то и существуют доктора и терапевты, чтобы снять эти отрицательные
эмоции, а не "отпускать грехи", подобно священникам. Сам по себе акт
мастурбации никогда не был саморазрушением личности; наоборот, не раз
наблюдалось его положительное успокаивающее влияние, снимающее
нервозность. Именно чувства вины, стыда и беспокойства оказывают
разрушительное влияние на личность (при мастурбации). Терапевт должен
выяснить причины обращения пациента к худшему из методов получения
сексуального удовольствия, а не критиковать его за это.
Почему же с мастурбацией связывают большее чувство вины, чем с
совершением полового акта? Мой опыт, как психиатра, показывает мне, что
чувство греха, связанное с половым актом, маскируется отношением
современного общества к этой теме. Существует множество способов
логического оправдания одобрительной позиции общества по отношению к
половому акту, совершаемому взрослым индивидуумом. Его называют самой
углубленной формой общения и связи двух личностей, способом единения и
проявления участия, выражением любви и т. д. Все это, разумеется, верно,
но дело в том, что сексуальность вообще не нуждается в оправданиях. Это
биологическая функция организма, мотивируемая чувствами удовольствия и
удовлетворения, которые она обеспечивает. Человек относится к виду
плацентарных млекопитающих; если он не в состоянии принять свою животную
природу в качестве части своего собственного биологического наследства, то
ему придется вести борьбу с чувствами вины и стыда в связи со своей
сексуальной функцией.
И вот, с точки зрения интересов общества, ценность полового акта
можно легко объяснить и оправдать, а оправдать мастурбацию - трудно, тем
более, что чувство греха, связанное с сексом, проявляется в этом случае
более отчетливо. Одна из пациенток говорила по этому поводу так: "Не
думайте, что я не могу мастурбировать из-за того, что вижу в этом грех.
Просто это - нечто такое, что я не могу делать для себя сама; я хочу,
чтобы это делал для меня мужчина. Такие вещи нелегко объяснить". И потом
она добавила: "Я не могла заниматься мастурбацией, пока не начала
лечиться. Сказать по правде, я никогда по-настоящему этого и не делала. Я
так стеснялась, что до 22 лет даже не пользовалась "тампаксами". Первый
половой акт был у меня в 23 года; он меня напугал. Когда мне было 25, я
впервые попробовала мастурбировать. Только вчера вечером это доставило мне
удовольствие, но потом я плакала. Я чувствую, что хочу мужчину".
То, что пациентка плакала после мастурбации, доставившей ей
удовольствие, объясняется не чувством одиночества: ведь она никогда не
плакала, когда эти попытки были неудачными. Эти слезы напоминают
переживания людей, встретивших любимого после разлуки, или просто близкого
человека, которого долго не было. Пациентка заметила: "Пожалуй, можно
сказать, было так, как будто я снова обрела свое тело". При мастурбации,
ввиду отсутствия партнера, возникает возможность полного и внезапного
ощущения своей телесной сущности. Если мастурбация принесла
удовлетворение, то это чувство ищет выхода и побуждает к поискам партнера,
с которым можно было бы разделить удовольствие.
Если девушка испытывает неприязнь к своим органам и избегает их
трогать, но позволяет молодому человеку ласкать себя или вступать с ней в
связь, то этим она как бы снимает с себя ответственность за свою
сексуальность и перекладывает ее на другого. Подобным же образом люди,
чувствующие греховность мастурбации, страдают от недостатка уверенности в
себе. Зато половой акт приносит удовлетворение самолюбию, заслоняющее
собой незавершенность и недостаток удовольствия. В таких случаях, если
удается проникнуть под маску сексуальной искушенности, то обнаруживается
сохранившееся в душе чувство греха. Однажды я говорил на эту тему с
женатым сорокалетним мужчиной, имевшим нескольких детей. Он проходил
обследования уже несколько лет; наступило небольшое улучшение, но полного
решения проблемы так и не было. В самой первой беседе я спросил его о
сексуальных переживаниях и о мастурбации. Он ответил, что да, занимался
этим, и что это его сильно беспокоит. Меня, как врача, удивил такой ответ:
ведь человек уже проходил лечение. Когда я объяснил ему, что в мастурбации
нет ничего неверного и аморального, он вздохнул с облегчением и сказал:
"Вы сняли с моей души груз, тяготивший меня много лет! " Меня же всегда
удивляло, когда пациенты, уже проходившие курс аналитической терапии,
сообщали, что тема мастурбации при этом не затрагивалась. Ведь в задачу
анализа как раз и входит выявление и нейтрализация чувства вины,
связанного с мастурбацией, омрачающего получаемое удовольствие. Врач
подтверждает, что мастурбация - естественное явление; этим он помогает
противостоять вредному влиянию чувства вины.
Вильгельм Райх сказал однажды, что если пациент не получает
удовольствия от мастурбации, то, значит, он не закончил лечение по курсу
аналитической терапии. Все это говорится, конечно, не в поощрение
мастурбации. Все дело в том, что неспособность получать удовольствие
указывает на наличие чувства греха по отношению к сексу, часто маскируемое
одобрением обычного полового акта. Мастурбация дает опыт самоощущения и
самоодобрения. В этом отношении она занимает законное место в жизни
индивидуума (об этом будет сказано ниже). Говорят, что чувства боязни и
греха, связанные с мастурбацией, происходят от одиночества (Б. Брофи,
"Черный корабль, идущий в ад"); по-моему, это правильно. Человек
испытывает искушение заняться мастурбацией, когда он один; впрочем,
одиночество дает также возможность заглянуть в душу к самому себе.
И, наконец, еще одна область, в которой сексуальная искушенность
обнаруживает свою защитную функцию: это отношение к собственному телу.
Рост сексуальной искушенности происходит вслед за широким распространением
идей психоанализа, отрицающих (вопреки богословским утверждениям)
превосходство ума над телом. Постепенно находит понимание тот факт, что
психический настрой зависит от состояния тела и от физических усилий.
Только псевдоинтеллектуалы могут прикрывать рассуждениями на темы
психологии бедность телесных ощущений. Что касается значения
психологической интерпретации, то с этим еще надо разбираться; а вот явный
недостаток гармонии и грации движений, свойственный современным людям,
отрицать невозможно.
Сексуальность, как и другие качества личности, зависит от функций
тела и проявляется в его физической экспрессии. Осанка и движения говорят
о человеке не меньше (а порой и больше), чем его высказывания. В своем
отношении к другим людям мы бессознательно ориентируемся на их внешний вид
и манеры, не задумываясь о причинах такого отношения. Если кто-то держится
жестко и напряженно, то мы интуитивно понимаем, что это связано с его
психологической позицией. От такого человека мы не ждем тепла и легкости в
обращении, и наши предположения обычно оправдываются. Подобным же образом
(как указывает Г. Оллпорт) мы учитываем многие "моторные" характеристики
личности: выражение глаз, положение губ, тон голоса, характер рукопожатия,
жесты и т. п.
Важным средством понимания нарушений сексуальной функции и других
качеств личности является концепция, сформулированная Райхом,
утверждающая, что структура личности идентична состоянию ее тела. Это
правило я использовал в своей практике врача-психиатра в течение многих
лет. Принципы, лежащие в основе этой концепции, а также ее следствия и
приложения, были показаны в моей предыдущей книге "Физическая динамика
структуры характера". Здесь будет дано краткое объяснение основного тезиса
этой книги, поскольку указанная концепция будет в дальнейшем широко
использоваться при изучении свойств личности и ее сексуальности.
Подавление чувств или сдерживание поступков всегда связано с
определенными изменениями в организме, заметно нарушающими форму и
движения тела. Вот пример. Ко мне обратилась пациентка, которой было
трудно плакать и вообще издавать громкие звуки: кричать, звать кого-то и
т. п. Когда ей хотелось крикнуть - у нее сжималось горло, напрягались и
стискивались челюсти, так что желание пропадало и приходила мысль: "Что
толку это делать?" Оказалось, что все это началось еще в детстве. В семье
было десять детей. Девочка чувствовала, что не стоит обращаться с
просьбами к матери, постоянно занятой с другими детьми. Так вышло, что она
привыкла подавлять и слезы, и желания и не требовать внимания и ласки.
Потом из нее выросла довольно угрюмая девушка, у которой часто
перехватывало горло, сводило челюсти, а дыхание задерживалось. В ходе
лечения выяснилось, что у нее сильно затруднен импульс, вызывающий
сосательные движения, которые получались с большим трудом. Раз, когда она
попробовала пососать палец, у нее вдруг прорвались глубокие рыдания. Это
получилось уже после долгого лечения, направленного на расслабление мышц
челюстей, горла и груди. Раньше ее угрюмость и неспособность выражать
чувства отчасти помешали ей стать актрисой. Этот случай показывает, что
эмоциональная проблема может вызвать структурные изменения в организме.
Пожалуй, наиболее распространенные нарушения сексуальных и других
качеств личности связаны с преждевременным или слишком строгим обучением
"правильному" отправлению физиологических функций организма. Если ребенка
заставляют "соблюдать чистоту" в туалете прежде, чем он научится
контролировать работу мышц анального отверстия, то это может привести к
хроническим нарушениям подвижности таза. Дело в том, что ребенок в таких
случаях пытается регулировать анальную функцию с помощью ягодичных мышц и
мышц основания таза, вместо того, чтобы использовать для этого сфинктерную
мускулатуру. В результате указанные мышцы претерпевают хронические
сокращения, наступающие в виде защитной реакции от "неаккуратности" и
"грязи"; таз выдвигается вперед и остается в этом положении, а бедра
разворачиваются наружу (это служит характерным признаком данного
нарушения). Ягодицы при этом бывают маленькими, тугими и малоподвижными.
Естественные движения таза резко ограничиваются, так что сексуальные
движения затрудняются. Появляется привычка напрягать живот, вместо того,
чтобы опорожняться естественным, произвольным образом Это происходит
потому, что подавление анального конфликта затрудняет осознанное
регулирование мышц, претерпевающих хронические сокращения. Удивляет широта
распространения этого явления. Один пациент говорил о себе, что он
"толкач": "Я занимаюсь любовью так же, как делаю другие дела - я просто
толкаюсь". Неудивительно, что его сексуальные впечатления, как и
исполнение физиологических функций, часто оказывались неудовлетворительны
ми. Отсюда возникает широко распространенное мнение о том, что секс -
"нечистоплотное занятие", поскольку проводится аналогия с неразрешенным
анальным конфликтом.
Существует ряд физиологических факторов, определяющих сексуальный
"отклик" индивидуума, из которых самый очевидный - его жизненная энергия.
Сексуальность - это биологический процесс, зависящий от наличия избыточной
энергии, необходимой для его осуществления. Усталость и истощение сильно
снижают сексуальное чувство; наоборот, здоровый, энергичный индивидуум
способен к сильному сексуальному отклику. Психологические факторы могут
исказить эту зависимость, но они не могут ее полностью изменить. При этом
физически усталый человек может проявить сильное сексуальное желание, но
недостаток энергии может заметно уменьшить завершающий отклик или оргазм,
так что половой акт может оказаться неудовлетворительным. Искушенная
личность смотрит на сексуальность только с точки зрения психологии и
игнорирует реальное действие физических факторов, определяющих качество
процесса; и наоборот, учет состояния здоровья и тела является признаком
сексуальной зрелости.
Поскольку в наши дни жалобы на хроническую усталость являются едва ли
не самой распространенной причиной обращения к врачам, то неудивительно,
что так мало людей испытывают настоящее сексуальное удовлетворение. Многие
даже и не знают о низком энергетическом потенциале своего тела. Они
постоянно пребывают в одном из двух состояний: возбуждения и депрессии, не
подозревая, что это обусловлено влиянием хронической усталости. Только
людям, полным жизненной энергии, свойственно состояние сбалансированного и
устойчивого психического равновесия.
Существует много физических признаков низкого энергетического уровня
организма: бледность, одутловатость, нечистая кожа лица, тусклый взгляд,
вялость мышц, отсутствие живых спонтанных жестов. Это надежные критерии,
постоянно помогающие мне в моих оценках. Как бы ни спорили со мной
пациенты, но здоровой, приносящей удовлетворение сексуальной жизни не
бывает при явных признаках низкого уровня жизненной энергии; либо человек
просто не знает, что такое настоящее сексуальное удовлетворение и полная
сексуальная жизнь.
Есть и другой физический фактор, влияющий на качество сексуального
отклика: подвижность тела. Скованность и жесткость (ригидность) тела,
ограничивающие подвижность, снижают интенсивность как сексуального
чувства, так и оргастического отклика. Обычно бывают ригидны: щиколотки,
колени, бедра, плечи, шея, причем эти явления всегда оказываются
связанными с характерологической ригидностью, т. е. со скованностью в про
явлении чувств. Человек с негнущейся шеей обычно упрям, а непреклонный
(психологически) индивидуум не в состоянии сделать поклона (в физическом
смысле). Понятно, что от такого человека не стоит ждать уступок чувству
любви. Чтобы устранить ригидность, я анализировал ее с точки зрения
психологии, стараясь одновременно восстановить подвижность тела.
С другой стороны, бывает и чрезмерная подвижность, которая тоже
указывает на наличие патологии. Пациент, способный разогнуться назад почти
до уровня пояса, вполне может страдать от чувства "бесхребетности",
которое выявляется при анализе его поведения, так что разные методы
диагноза подтверждают друг друга. Я постоянно убеждался, что
"бесхребетность" связана с недостатком чувства собственного достоинства и
утратой уверенности в себе, т. е. качеств, от которых зависит полноценная
сексуальность (как будет показано ниже).
Ценность такого подхода подтверждается и другими наблюдениями.
Однажды, во время первой беседы с пациенткой, я заметил, что она стоит,
полностью перенеся назад, на каблуки, вес своего тела, так что ее можно
было бы опрокинуть легким толчком. Когда я указал ей на неустойчивость ее
позы и сказал, что от этого зависит способность к сопротивлению давлению
со стороны других людей, она ответила: "Правильно, это как раз то, что
дети называют "неваляшка"! Это "слабак", падающий от любого толчка, и его
толкают все, кому не лень! " Именно по такому поводу она и пришла ко мне
посоветоваться, жалуясь, что не может устоять перед агрессивным натиском
мужчин.
Тело - это та основа, на которой встречаются секс и личность, причем
тело не только служит физическим отражением личности, но и порождает
сексуальный импульс. Всякое телесное нарушение отражается и на личности, и
на сексуальной функции. Изучая зависимость между сексом и любовью (в
последующих двух главах), мы обнаруживаем, что основу эмоций составляют
естественные функции и потребности тела. Сексуально искушенный индивидуум
не понимает этой связи. О нем можно сказать, что его секс - "у него в
голове". Это значит, что он живет в мире иллюзий, а не реальности.
Сексуально зрелая личность (по моим представлениям) не отягощена ни
излишней искушенностью, ни чувством греховности секса. Такому человеку не
нужно "играть роль", потому что его сексуальное поведение прямо выражает
его чувства. Это - не идеальная личность, но и не притворщик. Он не всегда
получает полное удовлетворение, поскольку оно зависит от многого, в том
числе - и от превратностей жизни; но успех или неудача не являются для
него критерием сексуального поведения, потому что сексуальное
удовлетворение невозможно отделить от общего удовлетворения жизнью. Но уж
то, что он получил - остается с ним, потому что зрелость позволяет ему по-
настоящему и от души предаваться и любви, и жизни.
Глава 2. СЕКС - ВЫРАЖЕНИЕ ЛЮБВИ
Невозможно писать о сексе, не говоря о любви. Искушенный индивидуум
смотрит на секс и на любовь как на совершенно разные чувства; такой взгляд
характерен для невротических личностей и связан с неглубоким пониманием
этих эмоций. В этой главе мы поговорим о связях, существующих между сексом
и любовью, и попытаемся определить общие функции, которые их объединяют.
Секс - выражение любви. Однажды я даже осмелился сказать, что "секс
невозможен без любви" (в статье для "Энциклопедии сексуального
поведения"). Экземпляр статьи был отправлен на рецензию редактору
католического журнала, которого заинтересовала моя работа. Он написал, что
идеи, выраженные в статье, впечатляют, но все же непонятно, как они
согласуются с поведением мужчин, посещающих проституток, или солдат,
насилующих мирных женщин. Прежде чем попытаться дать подходящее
объяснение, отметим, что "средний представитель" нашей культуры не
свободен от невротических конфликтов и противоречивости (амбивалентности)
во взглядах, означающей, что в личности человека одновременно представлены
противоположные тенденции. Так, жена может любить мужа и при этом
проявлять к нему неприязнь. Мать может быть предана детям всей душой, но
гневаться так сильно, что они будут ее бояться. Это свойство подразумевает
наличие любви и ненависти во взаимоотношениях. Оно проистекает из
внутреннего конфликта личности, расщепляющего единое чувство на две
противоположные эмоции. Если бы сексуальная деятельность не была
выражением любви, то ни одна зрелая личность не считала бы совокупление
актом любви. Секс - это биологическое выражение любви. Если половой акт
сопровождается враждебностью или презрением к партнеру, то налицо
амбивалентность сознательных чувств индивидуума и его подсознательного
(инстинктивного) поведения, нарушающая связность этих психических явлений.
Внутренняя же связь между сексом и любовью все равно существует, и ее
можно показать вполне отчетливо.
Чувство любви одушевляет многие связи, изначально не являющиеся
сексуальными. Так, слово "любовь" применяется для описания чувства к
брату, к другу, к своей стране, к Богу. Все взаимоотношения, в которые
входит любовь, характеризуются желанием близости, как духовной, так и
физической, с объектом любви. Возможно, что слово "близость" звучит здесь
недостаточно выразительно, потому что любовь, в ее интенсивных формах,
содержит желание сплавиться и слиться с предметом любви. Не зря сказано,
что ответ на вопрос о смысле существования человека "связан с достижением
взаимного слияния личностей, сплавления с другой личностью, т. е. связан с
любовью" (Эрих Фромм, "Искусство любить"). Это верно не только по
отношению к чувству любви одного человека к другому, но и по отношению к
любви, испытываемой к символам и материальным объектам, дорогим для
индивидуума. Любовь побуждает к близости, как к духовной (путем
отождествления с другой личностью), так и к телесной (путем физического
контакта и проникновения). Мы желаем близости с теми, кого любим, и любим
тех, к кому чувствуем желание быть близкими.
Чем же отличается секс от любви? Он соединяет людей. Иногда говорят,
что он сводит людей вместе, соединяя их физически, но не духовно. Это,
конечно, не так; ведь духовную сторону жизни можно отделить от физической,
только рискуя разрушить единство и целостность человеческого
существования. Секс, как физический акт, включает в себя духовный опыт
познания партнера и отождествления себя с ним. Недаром у древних евреев и
у древних греков понятие "сожительствовать" выражалось глаголом "познать".
Так же говорится и в Библии: "Адам познал Еву как свою жену; она зачала и
родила Каина". Подбор слов здесь не случаен и не ограничен ложной
стыдливостью, а именно: подчеркивает внутреннюю связь между знанием и
физической близостью, между узнаванием и первобытным ощущением
прикосновения. Чтобы узнать (и полюбить) объект, нужно сблизиться с ним. С
этой точки зрения половой акт является самой тесной формой любви.
Связь секса с желанием близости вполне очевидна, а то, что секс -
выражение любви, подтверждается другими явлениями. Так, эрекция пениса
зависит от наполнения этого органа кровью; это явление необходимо для
исполнения мужской сексуальной функции, так же как для осуществления
женского сексуального отклика необходим соответствующий приток крови.
Наполненность вагины и клитора, образование увлажняющих выделений и
создание ощущения тепла обеспечивается притоком крови в область таза. С
точки зрения биологии возбуждение половых органов можно рассматривать как
функцию крови и системы кровообращения. При половом акте органы
наполняются кровью, получая такой заряд, что начинают пульсировать,
обеспечивая самый тесный физический контакт. Эрогенные зоны
характеризуются обилием кровеносных сосудов. Тесный контакт между
органами, обильно снабжаемыми кровью, имеет место при поцелуе и при
кормлении ребенка грудью, что тоже является выражением любви.
Противопоставление чувств идеям равносильно локализации чувств. Если
пациент говорит: "Я чувствую боль! ", то доктор спрашивает: "Где болит?"
Подобным же образом можно локализовать чувство беспокойства, связав его с
ощущением тяжести в груди, расстройством кишечника, дрожанием рук и ног и
т. д. Общее возбуждение сопровождается потением, слабостью, ознобом.
Любовь тоже можно переживать и как локализованное чувство, и как общее
состояние. Конкретное чувство любви (в противоположность отвлеченному
представлению о ней) обычно локализуется в области сердца и может также
распространяться на руки, касающиеся объекта любви, на губы и на гениталии
и т. д.
Связь между любовью и сердцем отражена во многих символах и
высказываниях. Стрела Купидона, пронзившая сердце, символизирует
пробуждение любви. Сердце является символом дня Св. Валентина, покровителя
любви. Мы говорим: "Мое сердце полно любви! ", "Сердце болит от любви! ",
"Вы тронули мое сердце! " - и этим бессознательно выражаем указанную
связь. Песни о любви полны упоминаний о сердце - символе любви.
Другой символ любви - кровь, ее носитель; и ее символическое значение
тоже широко используется. Кровные связи подразумевают наличие любви.
Влюбленные клянутся кровью: для этого они могут даже порезаться и смешать
кровь. Один пациент, подверженный психозу, написал своей девушке письмо
кровью, чтобы показать силу своей любви. Пролить кровь за другого -
значит, прямо выразить свою любовь к нему. Красный цвет, символизирующий
любовь, - это цвет розы, символа крови и сердца. Зигмунд Фрейд говорил (в
книге "Эго и Ид"), что есть "вещество - главный представитель Эроса", хотя
и не указал его названия; однако некоторые описания Эроса как "жизненной
силы" наводят на мысль о том, что это вещество - кровь.
Приведенные соображения не могут служить научным доказательством
того, что эрекция - это выражение желания любви, но дело в том, что любовь
представляет собой явление, которое очень трудно исследовать научными
методами. Так, с точки зрения физиологии, сердце - не более чем насос,
перекачивающий кровь; понятно, что такое объяснение не дает представления
о поведении и чувствах людей. Сердце - насос, пенис - орган для введения
спермы в тело женщины; в таком случае человеческое существо - это машина,
не нуждающаяся в чувствах любви и удовольствия для мотивации своих
функций. Конечно, я отвергаю эту концепцию, утверждающую, что человек -
просто механизм, работу которого можно объяснить только на основе законов
физиологии и биохимии. Человеку присущи вера и мышление, а человеческий ум
пытается осознать и поступки, и чувства.
Выдвигается и еще одно (кажущееся важным) возражение против того, что
эрекция служит выражением любви, - это указание на явление так называемой
"холодной эрекции", хорошо знакомое мужчинам, переживающим его по утрам.
Считается, что оно стимулируется наполнением мочевого пузыря и не связано
с чувством сексуального желания и с мыслями о сексе. Однако вот что сказал
по этому поводу У. Хастингс: "Полный мочевой пузырь - не объяснение; это
понятно уже из того, что современный человек часто оказывается в
ситуациях, когда мочевой пузырь полон, но эрекция при этом не
наблюдается". У. Стекел считает, что явление утренней эрекции служит
доказательством того, что импотенция обусловлена причинами психического
происхождения. Но допустим, что существование "холодной эрекции"
опровергает тезис, выдвинутый выше. Факт, однако, состоит в том, что пенис
- теплый, а не холодный, холодным может быть только ум. Это указывает на
разобщение сознания (ума) и бессознательных биологических процессов. То
есть на бессознательном уровне состояния тела индивидуум сексуально
возбужден, но его сознание в этом не участвует. Заботы наступающего дня,
утренняя спешка - вот что занимает ум, так что с опорожнением мочевого
пузыря эрекция спадает. Таким образом, "холодная эрекция" может быть
истолкована как бессознательное проявление желания сексуальной любви. Она
показывает, насколько могут быть разобщены мысли человека и функции его
Дата добавления: 2014-12-03; просмотров: 549;