Проблема гендерного равноправия на Северном Кавказе
Немаловажная особенность региона – специфика гендерных отношений.
На основные условия становления гражданского общества – свободу, ценность, равенство и равноправие каждой отдельной личности (которые неотделимы друг от друга) на Северном Кавказе накладывает свой отпечаток специфика региона, рассмотренные выше проблемы соотношения гражданского общества с исламским и традиционным обществами.
Одна из основополагающих целей современных российских реформ – развитие личности и гражданского общества[275]. Во втором президентском послании Д. Медведева говорится: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей. Рост гражданского самосознания, развитие институтов гражданского общества возможно только в развитой политической системе[276]».
В классических трудах зарубежных ученых разрабатывавших проблему гражданского общества анализируется проблема свободы личности. И. Кант видел в гражданском обществе реализацию таких важных принципов как: свобода каждого человека, равенство, самостоятельность[277].
Проблему свободы и равноправия женщины, в целях восстановления справедливости, впервые рассмотрел Д. Милль, который в 1859 опубликовал знаменитое «Эссе о свободе[278]», а в 1869 – «Подчиненность женщины» («Угнетение женщин»). Милль вступил в спор с вековыми предрассудками о неполноценности женщин «по природе». «Женская природа» – это факт искусственный, факт исторический. Маргинальное положение женщин есть результат поведения мужчин, «исключительная выгода которых – держать женщин на периферии, в семье или, как это тогда было в Англии, на фабриках, а потом говорить об их неодаренности и неспособности к наукам и искусствам». Проблему следует решить политическими средствами: создать для мужчин и женщин равные социальные условия[279]. «Он сравнивает женщин с «домашними рабами», подчеркивая, что женщины тратят свои способности «не для достижения счастья в своей жизни, а исключительно на услужение и удовлетворение другого пола, что объясняется лишь их зависимым состоянием». Равенства между мужчинами и женщинами, необходимо достичь во имя дружбы в браке и прогресса человеческого общества[280]».
Д. Милль расширил понятие «индивидуальной свободы», в которое включил: во-первых, свободу совести, религии, мысли, чувства, мнения и высказывания, свободу выбора и преследования каких-либо целей, во-вторых, свободу устраивать свою личную жизнь по своему личному усмотрению, в-третьих, свободу собраний и свободу действовать сообща с другими людьми[281], создавать с ними общественные объединения для достижения какой-либо цели, если она не вредит другим людям и интересам государства[282]. «Нужно защищать личность против господствующих мнений, мыслей и образцов поведения; нужно дать личности свободу развиваться исключительно сообразно ее склонностям[283]». Свободу каждого он ограничил только свободой других. Социальный рост рассматривал как следствие развития всех разнообразных индивидуальных инициатив.
Личная свобода человека – один из основных принципов гегелевской концепции гражданского общества[284]. К. Маркс и Ф. Энгельс также видели в индивидуальной свободе основу гражданского общества[285].
Проблема женского развития, равноправия, расширения прав и возможностей женщин, повышения их роли и значения в обществе – глобальная проблема современности. Она стоит в центре внимания многих международных организаций, в частности, ООН[286].
В нашей стране неразрешены многие из проблем, стоящих перед мировым сообществом.
В Российской Федерации, рассматривая проблему женщин, необходимо особо отметить Северо-Кавказский регион. Здесь сконцентрированы все существующие проблемы и трудности женщин, которые усилены бедственным материальным положением республик, слабой защищенностью женщин, особыми специфическими причинами – положением женщины в традиционном и исламском обществе, которое осложняется конфликтом между проживанием в светском обществе с его законами, и необходимостью придерживаться обычаев, исламских и традиционных норм в образе жизни.
Пониманию свободы человека соответствует такой подход к гражданскому обществу, который основывается на обеспечении прав человека, его собственности, личной независимости. «Это общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации. Общество становится гражданским лишь на определенной стадии своего развития и формируется по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа[287]». «Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества является возрастание значения человеческой личности. Важным условием жизнедеятельности гражданского общества является высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт гражданского общества[288]». «Гражданское общество – это общество людей с высоко развитым сознанием и самосознанием, способных и умеющих отстаивать свои права и свободы, правильно относящихся к своим обязанностям[289]».
Основная черта гражданского общества – свобода личности. На нее влияют многие факторы, поэтому свобода имеет разные уровни:
– политическая, правовая и экономическая (внешняя) свобода, определяется общей политикой государства, его устройством и формой правления, конституцией и официальным законодательством;
– общественная свобода. Помимо влияющего на свободу человека общественного и государственного устройства, здесь большое значение имеют и тип локального общества (современное или традиционное) и отношений в нем, модернизационные и религиозные особенности, объективные условии социальной среды, модели социализации;
– личная (внутренняя) свобода, которая определяется вышеназванными уровнями. На нее накладывают отпечаток индивидуальные личностные качества человека – интеллект, развитость, образованность, самовыражение, независимость, способность к собственному мнению, уровень самооценки и др.
С одной стороны, свобода закладывается в отношениях к личности со стороны государства, которое не должно ограничивать свободу личности, установленную и закрепленную правом. Обеспечение и защита свободы человека от посягательств государства, от злоупотреблений с его стороны – занимает важное место в концепции гражданского общества, является его главным признаком и основой. На Северном Кавказе государство предоставило законодательно такую свободу человеку, и гарантирует юридическое равенство прав и свобод всех граждан, независимо от пола и социального положения. Помимо юридически и конституционно закрепленных норм (полноту соблюдений которых мы не рассматриваем в работе), на свободу человека влияют и иные факторы – семья, религия, социальная среда и окружение, образование и правовая культура. Традиционность и патриархальность жизни и взглядов населения, вступают в противоречие с процессами модернизации, демократизации, с ценностями гражданского общества. Как справедливо отметил А.Б. Венгеров, существует и «оборотная сторона свободы личности: зависимость личности. Диапазон зависимости личности включает в себя социальные отношения взаимопомощи, услуг, подчинения… жесткая взаимозависимость личности и коллектива, которая закрепляется в обычаях, традициях, ритуалах… приоритетах интересов коллектива[290]», рассматриваемые им в рамках первобытного общества.
Внедрение основных общечеловеческих глобальных наднациональных демократических ценностей, таких как свобода, демократия, частная собственность, равенство, равноправие в регионе нельзя назвать полным. Сам уровень психического и морального развития личности пока не соответствует необходимому. Ценность каждой отдельной личности, как мужчины, так и женщины (но женщины особенно) подавлена коллективной идентичностью, традиционными и религиозными нормами, социальным контролем общности, приоритетом коллективных интересов.
Один из основных признаков и ценностей гражданского общества – проблема равноправия, в частности, гендерное (от англ. gender – род, пол) равноправие, проявляется на Северном Кавказе с особой обостряющей проблему этнокультурной спецификой, присущей кавказскому традиционному и исламскому обществу. При рассмотрении основных ценностей гражданского общества (ценность и свободное развитие каждой личности, равенство и равноправие, свобода самовыражения, равные для всех граждан условия и т.п.), возникает вопрос: осуществимы ли они (и существуют ли) в реальности в отношении женщин Северного Кавказа?
Сложность проблемы гендерного равноправия во многом обусловлена тем, что она не разрешена на глобальном уровне. Вопрос о роли и положении женщин сохранил свою остроту даже в прогрессивных, модернизированных обществах, тем более он актуализировался в традиционном, исламском обществе. Поэтому для полноты и достоверности анализа проблемы гендерного равноправия на Северном Кавказе важно выяснить, какое место принадлежит женщине в наборе ролей в рамках вариации от традиционности до современности. Для выяснения проблемы гендерного равноправия в исламском обществе были в форме интервью проведены опросы религиозных деятелей, ученых и политиков, приглашенных в качестве экспертов.
В целях достоверности выводов было проведено социологическое исследование на тему «Женщина в Ингушетии[291]». Эта республика отличается традиционностью и консервативными взглядами. Нельзя не согласиться с Г.С. Денисовой, разделившей народы Северного Кавказа на три группы, из которых третья группа (Дагестан, Ингушетия, Чечня), в наибольшей степени поддерживает традиционную культуру (выделение Чечни и Дагестана, как испытывающих наибольшее влияние ислама, встречается и у Р. Ханаху)[292].
Исследователь современных гендерных проблем С.Г. Айвазова считает важным признание принципа равных прав и равных возможностей в государственной политике в отношении женщин. Она видит в проблеме гендерного равноправия основу модернизации и демократизации общества[293].
Проблема гендерных отношений в аспекте соответствия принципам гражданского общества на Северном Кавказе не рассматривалась и до сих пор малоизученна, несмотря на обширный материал о положении кавказской женщины в семейных и бытовых отношениях, насчитывающий столетия. Его можно встретить в сборниках сведений о кавказских горцах, в исследованиях Б. Далгата. Большая часть современных исследований сосредоточена в центральной и северо-западной части Северного Кавказа (Р.А. Ханаху, И.Л. Бабич, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже, Ю. Ю. Карпов и др). Интересующие нас республики, отличаются меньшим числом исследований. Поэтому желательна опора на эмпирический материал, на результаты социологического исследования, которые по данной тематике в регионе ранее не проводились.
В нашей работе соединены данные исследований «Женщина в Ингушетии», проведенные автором в 2008 г. и 2010 г. Их цель состояла в том, чтобы выявить специфику гендерного взаимодействия, доминирующих массовых стереотипов, раскрыть проблемы равноправия и уровня развития гражданского общества в традиционных северокавказских обществах.
Общая выборка респондентов исследования, проведенного в 2010 г., составила 250 человек (из них 53% мужчин и 47% женщин). Выборка охватила разные социальные группы населения – интеллигенцию, политиков, духовенство, студентов, рабочих и безработных и является достаточно репрезентативной, учитывая небольшие размеры самой республики.
Результаты социологического исследования можно разделить на два блока, дополняющие друг друга и в совокупности отражающие как роли женщины в жизни общества, так и проблемы гендерного распределения ролей. Первый блок, базирующийся на результатах социологического исследования «Женщина в Ингушетии» 2010 г., охватывает круг проблем гендерного равноправия в общественной и политической жизни, которые наиболее соответствует интересам гражданского общества. Второй блок включает в себя некоторые из результатов социологического исследования февраля 2008 г., где общая выборка респондентов составила 236 человек.
Он дополняет первый блок – исследование места женщины в семье, являющееся не менее важным, так как именно с семьи как основного института социализации начинают формироваться и закладываться базовые стереотипы, становящимися отправными в оценке роли женщины и формировании взглядов на ее место в жизни общества, глубоко влияющие как на жизнь самих женщин, так и на отношение к ней со стороны всего общества.
Жизнь кавказской женщины по сей день остается во многом приверженной национальному традиционному укладу и сильно отличается от универсального современного образа жизни распространенного как в Европе, так и в европейской части России. Но и здесь процессы модернизации затронули общество. В городах жизнь женщины облегчается и претерпевает изменения. Но все же пока роль женщины в обществе еще не состоялась, и пока женщина не проявила себя. Везде и во всем в северокавказских республиках в основном правят мужчины. И сами женщины пока далеки от того, чтобы претендовать на особое место в обществе, занимаемое на Северном Кавказе в основном только представителями сильной половины человечества. Воспитание и мировоззрение многих женщин не дает им возможности даже задуматься о том, чтобы занять какие–либо социальные позиции и место в обществе, они даже в мыслях не могут представить себя в политической борьбе и конкуренции с мужчиной. Мир многих женщин пока ограничивается чисто домашними, бытовыми проблемами. Жизнь горской женщины остается традиционной, сложной и однообразной. Но некоторые, пусть даже немногие, начинают занимать свое место в обществе, вытесняя мужчин с их исконных позиции – сферы власти. В наши дни, даже в традиционных обществах встречаются женщины-руководители предприятий, члены правительства, ученые, общественные и культурные деятели.
Место женщины в ингушском обществе начинает приобретать значение. Результаты опросов свидетельствуют, что многие жители республики отводят женщинам «большое», «высокое», «важное» и «достойное» место (65%).
На основной вопрос исследования: «Существует ли в республике равенство мужчин и женщин?», большинство ответило, что полного равенства нет. Женщину, равной мужчине, считает лишь незначительный процент респондентов, причем эту группу, как правило, составили люди старше 35-ти лет. Многие из представителей молодежи, в основном мужского пола, отрицают любую возможность гендерного равноправия и отмечают, что такого равенства вообще не должно существовать.
С этой точки зрения мы не согласны с теми, кто считает, что «молодежь независимо от пола и этнической принадлежности в отличие от представителей старших поколений демонстрирует готовность рассматривать бизнес, управление и политику как сферы гендерного партнёрства». Это высказывание нельзя отнести к Ингушетии, Чечне и Дагестану, где, напротив, молодежь демонстрирует стремление к традиционности, больше тяготеет к исламу.
На вопрос о социальной значимости женщины половина респондентов не ответила, 33% отметили ее востребованность и значимость, некоторые же подчеркнули, что большой пост для женщины не обязателен (17%). А вот на вопрос: «Должна ли женщина быть образованной?» положительно ответили 83%, отметив, что образованность обязательна. В ответах на вопрос «Должна ли женщина работать?», голоса, сторонников и противников разделились в равных пропорциях, они оба набрали чуть свыше 30% голосов.
Среди профессий, более подходящих женщине, были названы медицина и работа преподавателя. Некоторые респонденты подчеркнули, что обязанности и предназначение женщины – дом и семья, поэтому они должны быть только домохозяйками. Политика же была названа чисто мужской профессией.
Среди целей, преследуемых женщиной в работе, первое место заняло улучшение материального положения, на втором месте – заработок, на третьем – карьера. Выбор таких целей, как самовыражение и самоутверждение присутствовал лишь в ответах женщин, занявших свое место в политической, общественной и профессиональной жизни. Для мужчин основными целями оказались карьера (49,3%), улучшение материального положения (41,8%), у лиц занимающих ответственные высокие должности – профессионализм (6,3%).
Занятие женщиной политикой или общественной деятельностью большинством населения не приветствуется, так ответили 79% респондентов. Подобный категоричный ответ (94%) прозвучал и на вопрос «Приветствуете ли Вы, когда женщина занимает руководящие позиции?». А о том, чтобы женщина заняла пост президента и вообще не может быть речи (99,8%).
Возможность успешного сочетания женщиной общественной деятельности и семьи допускает 48% респондентов.
Среди наиболее подходящих ингушской женщине демократических ценностей были выделены в первую очередь ценность каждой отдельной личности (51%), затем следуют свободное развитие личности (21,1%) и равные для всех граждан условия (22,4%), равенство, самовыражение, равноправие и свобода были названы лишь некоторыми. То, что свободу женщины признают не все жители республики, подтверждается большинством отрицательных ответов (68%) на вопрос «Может ли женщина быть свободной?». Причем свободу женщины некоторые предпочли бы ограничить до минимума.
Высокую значимость традиционности для жителей республики подтверждает одобрение традиционных ценностей (98,9%) жителей, а так же ответ на вопрос: «Должно ли место женщины измениться согласно духу времени и стать более демократичным?». Отвечая на него, только половина опрошенных отметила, что должно, но при условии сохранения традиционных ценностей. Другая же половина респондентов ответила, что традиционность должна сохраниться. О полной демократизации ответов не было вообще.
Современными чертами, которые должны войти в жизнь женщины, были названы такие, как учеба, работа при необходимости, некоторые считают, что никакие вообще современные черты не нужны.
В современном обществе традиционные черты проявляются в большей степени в семье. Одной из систем специфических черт северокавказской традиционной культуры, выделенной Р. Ханаху, является специфика традиционных кавказских семейных отношений, связанных с тем, что сфера частной жизни более консервативна, чем другие; не редуцируется к «рациональности» либо исключительно к «традиционности». Хотя определенная рационализация, осовременивание этой сферы также произошли, роль женщины в кавказском обществе возросла[294].
Наиболее важной ролью женщины была названа «мать» 57%, затем, с большим отрывом следовала – «жена» (14%).
О значении религиозного фактора свидетельствует то, что все респонденты единогласно ответили, что женщина обязательно должна быть религиозной. В современном обществе она должна придерживаться всех предписаний ислама, из которых одним из самых необходимых оказалось такое требование, как «должна слушаться мужа» – (71%).
Если рассматривать проблему гендерного равноправия и роль женщины в обществе с точки зрения ислама, то здесь встречаются довольно глубокие противоречия между мнением мусульманских ученых и духовных лиц Северного Кавказа с одной стороны, и стереотипами, сложившимися в массовом сознании населения – с другой.
Ответы экспертов также разнятся в зависимости от общественного положения и от статуса. Представители официальных мусульманских учреждений – духовных управлений мусульман (ДУМ), институтов, муфтията – признают за женщиной возможность участия в политической и общественной деятельности, подходят к женщине как к равноправному члену общества. Флюр Хазрат (муфтий Ростовской области) ответил, что «женщине заниматься политикой разрешено, ничего страшного нет. И президентом она может быть». Ректор института теологии Дагестана так же отметил, что «должна быть свобода, и должно быть равенство. С чего ислам должен запрещать, ограничивать свободу человека? Женщина может осуществлять политическое руководство, быть председателем предприятия, директором завода и т.д. Одно только женщина не может – быть имамом и муфтием». Мейриев Руслан (управделами духовного центра мусульман республики Ингушетия) так же заметил, что «все человечество, все перед Богом равны. Свобода, равенство, равноправие должны быть. Единственный пост, на который женщину не желательно ставить – быть президентом. Остальное все на равных».
Другая группа – имамы и шейхи, ссылаются на хадисы ограничивающие доступ женщины к власти. Шамиль (имам одной из мечетей) ответил так: «женщина имеет право заниматься общественными делами, но она не должна работать там, где унижается ее достоинство, имеется в виду тяжелый физический труд, немыслима и женщина с лопатой. Она может быть врачом, может даже заниматься политикой, но она не может быть Президентом. Есть хадис «Потерпит убыток тот народ, который дал власть женщине».
А. Гаджимагомедов в меньшей степени признает равноправие женщин. «Равенства нет. Женщина в исламе – хранительница очага, хранительница дома. Все беды и невзгоды, которые выпали на долю еврейского народа во время фараонов и Моисея (например, переход через пустыню) – за счет того, что они пускали в политику женщин. Мусульманка в политике – противоречит исламу. У женщины другие функции – ее надо охранять и лелеять».
«Женщина имеет место в обществе в разумных пределах. Существующие ограничения – чтобы сохранить ее чистоту и порядочность, не допустить оскорбления и унижения. Женщина работать может, где не могут ее обидеть. Даже в политике. При этом она должна подчиняться Корану и сунне» – таково мнение одного из известных Алимов Ингушетии (с. Али-юрт).
Исследователь истории Ингушетии Берснак Газиков отметил, что «женщина равноправна, она представлена во всех органах и во власти. Ингушка очень свободна, и не находится под гнетом. Но чтобы женщина была первым лицом республики, это конечно не приветствуется.
Председатель Комиссии по межнациональным и международным отношениям, связям с общественными и религиозными объединениями – Амриева Марьям считает, что «женщина в политике никогда не испытывала дискриминации. И в политике женщины есть, и министры есть. Если женщина может чего-то добиться, то это только благодаря семье. Здесь есть женщины, которые очень хорошо живут, но если брать среднестатистическую женщину, то она живет хуже, чем где-либо. Сложная общественно-политическая ситуация также сказывается на состоянии женщин, вызывая и психологические проблемы, и социально-экономические, и в области здравоохранения, нехватку детских садов, дефицит рабочих мест. Так что положение женщины в Ингушетии оставляет желать лучшего».
Ислам оберегает и защищает женщин. Во времена имама Шамиля безраздельная власть мужей над своими женами обрела разумные пределы. Коран поощряет образование для женщин и предписывает взаимное уважение и оценку человека независимо от пола или социальной ситуации.
В некоторых суфийских тарикатах, а также в одном из вирдов вайнахских народов (Вис-хаджи вирд), женщины участвуют в зикре наравне с мужчинами. В пределах Суфизма, на духовном Пути женщин и мужчин всегда уважали как равных, вне зависимости от пола и национальности[295].
Глава Международного союза мусульманских ученых Юсуф Кардави, пошел еще дальше. Он поддержал женщин в их стремлении баллотироваться в высшие органы власти. ««Ислам позволяет женщинам баллотироваться в парламент»… В своем утверждении Кардави основывается на 71 аяте суры «Покаяние», который гласит: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное…». «Этот аят наделяет мужчин и женщин равной ответственностью, – пояснил Кардави. – Никто не может отнимать у женщин это божественное право». «Коран наделяет женщину определенными социальными и политическими ролями. Я думаю, что этот аят должен быть вывешен на плакаты, так как является основой ислама», – отметил Кардави. Он считает, что хадис, в котором говорится «Народ не достигнет успеха, если выберет женщину себе правителем», связан с персами. По его словам, хадис являлся доброй вестью Пророка о том, что персы потеряют свое могущество, поскольку, не найдя достойного человека для правления, они выбрали женщину, даже если им не доверяли. «Женский политический лидер может быть в тысячу раз лучше, чем любой из наших существующих лидеров-мужчин», – заключил исламский ученый[296]».
В то же время в ряде источников по проблеме женщин заметно отрицание и ограничение возможности ее общественной деятельности. В ряде источников, к примеру, Мухтасар Ильмихал, встречается негативное отношение к положению женщины в гражданском обществе. В этом источнике ей отводится высокое почётное место, которое выражается в «избавлении от постоянной заботы о «хлебе насущном», отсутствии необходимости осваивать тяжёлые, сугубо мужские профессии и зарабатывать себе на жизнь тяжелым трудом, в обязанности родственников мужчин или мужа – обеспечивать женщину всем необходимым. «Мужья стоят над жёнами за то, что Аллах дал одним преимущество над другими, и за то, что они расходуют из своего имущества». В то же время ислам не запрещает женщине зарабатывать деньги дозволенным путём. Единственным требованием при дозволенной работе и учёбе является то, чтобы в её окружении не было посторонних мужчин[297]. О такой жизни, может быть, и мечтает большинство женщин, но современная действительность кавказского общества пока еще очень далека от подобного идеала. Зачастую одним из основных добытчиков в семье выступает именно женщина. Причем в большинстве случаев женщина трудится не в целях карьеры или возможности самовыражения – а в целях обеспечения материального благополучия, в целях выживания. «Женщины, вынужденные зарабатывать на жизнь, торгуя на базаре, теряют много: здесь невозможно соблюдать культурные запреты и придерживаться традиционных этикетных норм[298]». Лишь небольшой процент женщин (но такой процент присутствует), воспринимает работу как средство самовыражения и достижения профессиональных целей. Для них труд является не обязанностью, а удовольствием и целью в жизни.
На проблему свободы и равноправия кавказской женщины накладывают отпечаток три фактора: традиционность, ислам и современность. По отношению к женщине общество нельзя назвать чисто исламским. Здесь знают и используют только некоторые нормы, и мужчины часто склоняют их в свою пользу. Традиционность и ислам в условиях северокавказской реальности настолько переплелись между собой, что простые люди часто их не могут отличить друг от друга, отождествляя друг с другом. В связи с правовой и ценностной разобщенностью и неопределенностью, здесь нет единого закона, единых норм и ценностей. Можно сказать, что в таком обществе женщина, ее свобода и права не защищены: здесь в полной мере не действует ни шариат, ни адаты, ни гражданские законы. Мужчины пользуются ими, варьируя в зависимости от возможной ситуативной выгоды.
В ходе индустриализации и модернизации, изменения условий труда, выдвижения на первое место интеллектуального, умственного труда, стерлись основные предпосылки к гендерному различию. В связи с возможностью женщины к получению образования, карьерного роста, занятием главенствующих профессиональных, экономических, политических и общественных позиций в обществе доминирование мужчины потеряло актуальность. Несмотря на то, что возросли возможности женщин, в большинстве случаев в кавказском обществе они не стали реальностью. Здесь часто женщины становятся добытчиками, но прерогативы мужчины и его особый статус в семье и обществе сохраняются.
Несмотря на то, что юридически и конституционно женщина свободна и равноправна, сила традиций до сих пор диктует иное. Проблема коренится, прежде всего, в сознании и самосознании женщин, в отношении к ней общества. Корень проблемы заложен, прежде всего, в семье. В условиях традиционности и патриархальности юридически декларируемое равенство, фактически в большинстве случаев отсутствует. Семья способна наложить на женщину ограничения. Выбор партнера, возможность получить образование, профессиональная самореализация, свобода передвижения и многое другое – часто диктуются мужчинами. За проступки к женщине в семье могут применять насилие. По мнению Р.А. Ханаху «сфера частной жизни более консервативна, чем другие, не редуцируется к «рациональности» либо исключительно к «традиционности». Хотя определенная рационализация, осовременивание этой сферы также произошло. Роль женщины в кавказском обществе возросла[299]». Образ жизни женщины в кавказском обществе
(в сельских горных районах) основан на следовании исламу, обычаям и традициям, почти не изменился, и напоминает тот, что вели века назад. Такая женщина сможет выжить только в своем мире (здесь она всегда под защитой и опекой мужчин-родственников), в других условиях она окажется не приспособленной. Эта тенденция распространена у сельской и необразованной части населения, интеллигенция подобные стереотипы смогла преодолеть уже давно.
Не во всех случаях свобода женщины в демократическом государстве определяется только семьей. В Чечне известны случаи принудительной шариатизации и традиционализации женщин со стороны власти. Р. Кадыров ввел обязательное ношение платка женщинами[300]. Без платка студенток не пускали в учебные заведения Грозного в 2007 году. Также он одобрительно отреагировал на обстрелы одетых не в традиционную одежду женщин из пейнтбольных ружей в 2010 году[301]. Подобное отношение к женщине не способствует становлению ее свободы и демократизации общества.
Необходимо создать условия для развития и образования женщины, развить в обществе общечеловеческие ценности и прививать их женщине, в процессе социализации. Женщины должны ощущать себя личностью, стремиться к реализации значимых целей и самоусовершенствованию. Ислам не отрицает возможность образования женщины. «Стремление к знаниям – это даже не право, а обязанность каждого мусульманина, будь то мужчина или женщина. Из истории мы знаем, что мусульманки в знаниях не уступали мужчинам[302]». «После Индонезии тремя странами с самым многочисленным мусульманским населением в мире являются Пакистан, Бангладеш и Индия. Все эти страны не только имеют большой опыт демократии, но и избирали на пост премьер-министра женщин, причем это происходило значительно раньше, нежели во многих странах Запада. Таким образом, хотя некоторые аспекты ислама несовместимы с правами женщин, повседневная реальность иногда весьма отличается от стереотипа[303]».
Подводя итоги, можно сказать, что в северокавказском обществе хорошо сохранился и в значительной степени преобладает традиционный уклад жизни. Положение многих женщин ограничивается приватной сферой. Женщине здесь в первую очередь отводят такую важную социальную роль как «женщина-мать», выполняющая репродуктивную и социализирующую функции, ответственная за воспитание будущего поколения. Как женщины воспитают своих детей, таковым будет и общество. Поэтому, женщине для воспитания достойного поколения необходимо быть и самой образованной и умной.
Анализ совокупных результатов социологических исследований «Женщина в Ингушетии», проведенных в республике Ингушетия в 2008 г. и в 2010 г., показали, что свободными в полном смысле слова женщин Северного Кавказа назвать пока нельзя, высокая традиционность общества оказывает значительное влияние на жизнь женщины и ее роль в обществе. Реальные права и возможности многих женщин далеки от норм гражданского общества, а гражданское сознание многих женщин не развито. Проблема гендерного неравенства проявляется со всех возможных сторон. Во-первых, многие женщины не осознают свои права, не пытаются ими воспользоваться, даже этого не желают, и не считают возможным и необходимым равноправие с мужским полом. Во-вторых, у большинства жителей республики, воспитанных в условиях традиционности, сформировались и крепко укоренились соответствующие традиционному обществу стереотипы, ограничивающие всю деятельность женщины рамками семьи. В таких условиях женщине очень трудно претендовать на равноправие. Даже когда женщина осознает себя полноправным членом общества и ориентирована на активную гражданскую деятельность, все ее устремления часто пресекаются, а возможность самовыражения зависит от разрешения и поддержки семьи. В-третьих, многие мужчины не желают уступать женщине свою доминирующую роль в «престижной, мужской сфере», не считают женщину равным членом общества.
Для достижения свободы и равенства на Северном Кавказе имеются значительные препятствия в виде традиционности, исламского фактора, образа жизни населения. Представления о женщине в глазах жителей Северного Кавказа и ее место в жизни общества мало соответствуют нормам и требованиям гражданского общества. Достижения гендерного равноправия в республике вряд ли придется наблюдать в скором времени. В настоящее время равноправия здесь нет, но ситуация не так безнадежна. Определенные модернизационные изменения в обществе начались и уже давно. Еще советская власть декларировала и привносила в жизнь кавказского общества элементы равенства мужчин и женщин. Предпосылки к равноправию и повышению роли женщины в жизни общества уже сформировались, а это важный шаг на пути к гражданскому обществу, которое нельзя построить, без равноправия. Признание, утверждение и воплощение в обществе свободы и равноправия необходимо. Без достижения этих основных принципов – трудно говорить о построении и сформированности гражданского общества.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 2423;