Ценность гражданского общества на Северном Кавказе
Рассмотрев основные теоретические подходы и проявляющие свою активность в регионе структуры гражданского общества перейдем непосредственно к проблеме осознания важности и необходимости построения гражданского общества «ценности гражданского общества» глазами жителей Северного Кавказа, так как в центре всей идеи гражданского общества лежит ценность каждой отдельной личности, необходимо рассмотреть проблему на уровне личности, с учетом мнений и предпочтений совокупности граждан, составляющих данное конкретное общество.
Учитывая многообразие подходов к определению гражданского общества, его неоднозначность, отсутствие единого определения и понимания среди научных кругов, важно выяснить, как его понимает само население и представители структур гражданского общества – эксперты, являющиеся непосредственными элементами гражданского общества.
Понимание гражданами значения, роли и ценности гражданского общества особо важно. Какой бы не был подход к его определению, самым ценным объектом гражданского общества, вокруг которого идут все дальнейшие конструкции, выступает непосредственно отдельная личность.
Для полноценного построения гражданского общества в России, необходимо, чтобы оно проникло и развивалось во всех регионах страны, без исключения, для чего и надо выявить и найти оптимальные пути устранения препятствий для его формирования.
Для построения гражданского общества в России и регионах, необходим анализ уровня гражданского общества, выяснения отношения населения к необходимости его построения, выявления его проблем и тенденций развития. В этом плане важно изучение состояния общественно-политической активности в отдельных регионах. Особенно актуально изучение отношения к этой проблеме населения Северного Кавказа, являющегося одним из самых сложных регионов Российской Федерации. Здесь конфликтность региона с одной стороны затрудняет процесс развития гражданского общества, а с другой стороны, стимулирует политическую активность граждан.
Правительство России осознает значимость формирования гражданского общества в сложных субъектах федерации, и поэтому собирается предпринять особые усилия по его формированию. «Северный Кавказ – это регион, в котором исторически проживают люди многих национальностей. И сегодня особенно важна планомерная работа в семье и школе, на местном и региональном уровне по формированию добрых межнациональных отношений и зрелого гражданского общества[391]», – говорится в послании Президента.
Несмотря на обширный интерес со стороны СМИ и различных неправительственных организаций как местных, так и иностранных, научные исследования стремительной гражданской активности в Ингушетии и переноса сюда центра тяжести северокавказской конфликтности, почти не проводились. Исключение составляют отчеты и исследования правозащитных организаций по нарушениям прав человека в регионе.
Рассматривая проблему гражданского общества с точки зрения его ценности в глазах населения Северного Кавказа необходимо выяснить, как сами граждане видят необходимость его построения, и является ли оно ценным в сознании населения? Как понимают гражданское общество жители республики и понимают ли они его смысл и значение вообще?
В целях выяснения этих вопросов нами в январе-апреле 2010 года было проведено социологическое исследование на тему: «Ценность гражданского общества глазами жителей Северного Кавказа[392]»(охватившее 450 человек – в Ингушетии, 740 – в Дагестане, и 470 в Чечне. Применялись такие методы как выборочное анкетирование жителей региона), интервьюирование, экспертный опрос политиков и представителей структур гражданского общества. Основные методы обработки данных и анализа ответов респондентов – статистический, факторный анализ, шкалирование, сопоставление и сравнение.
Жителями региона гражданское общество понимается как – свобода, равноправие, свобода ассоциации, порядок между людьми. Но здесь выяснилось, что многие не знают его значения, не понимают его цели и задачи, но интуитивно догадываются, что оно несет в себе положительный смысл.
Построение гражданского общества в России и в регионе важным считают почти все из отвечавших на вопросы респондентов, – 98,6%. Это наглядно демонстрирует желание людей создания более идеального общества, осознание необходимости модернизации политического устройства. Так, частичное существование гражданского общества в России признает 48%, респондентов (его отсутствие отмечает чуть больше двадцати процентов, и не задумывавшихся над этим вопросом оказалось 19,03%, его полноценное существование – не признал никто. В республике отмечена еще меньшая степень существования гражданского общества, чем в России, ответивших, что гражданского общества в республике нет, оказалась половина всех опрошенных, 25% отметили, что гражданское общество в республике частично существует, и лишь небольшой процент согласен признать существование в республике гражданского общества. О том, что народ осознает и поддерживает важность строительства демократии, говорит и ответ на вопрос «Нужна ли демократия в республиках?», на него отрицательных ответов почти нет, мнение здесь разделилось поровну между ответами «да, нужна» и «частично нужна».
Из ценностей гражданского общества наиболее важными респонденты считают частную собственность, свободу предпринимательства, способность отстаивать свои интересы и свободу слова (эти ценности были подчеркнуты половиной респондентов). Свободное развитие личности, соблюдение прав человека, свободу ассоциации, свободу выражения мнения, свободу вероисповедания, свободу личности, равенство подчеркнули 26,2%.
Индивидуализм и коллективизм в обществе присутствуют в равных пропорциях, отражая взаимовлияние и сосуществование вместе неискоренимой кавказской значимости коллективизма и привнесенной, характерной для запада ценности индивидуализма. Наиболее значимыми общечеловеческими ценностями выступают семья, доброта, совесть, затем идут жизнь, община, уважение, и со значительным отрывом за ними следуют самовыражение, карьера, материальное благосостояние и общественная значимость.
Особую, определяющую роль в обществе играют традиции и религия. Этот фактор оказывает значительное влияние на сознание и предпочтения народа, и не может не отразиться на проблеме формирования здесь гражданского общества, задачи которого, органически вплестись, ассимилироваться в среде традиционализма и исламского образа жизни. Сила традиций в обществе была отмечена всеми без исключения респондентами, следовательно, для населения региона предпочтительным типом общества выступает в первую очередь традиционное общество – (49,4%), затем следует исламское государство (около 30%), и остальная сравнительно небольшая часть респондентов пожелала видеть в республике сочетание исламского государства с демократией. В основе идеального общества здесь видят такие черты как традиционность, соблюдение прав человека, свобода вероисповедания. Традиционность общества всеми была оценена безоговорочно положительно. Мнение стариков здесь до сих пор влиятельно (51%), и занимает главное место (37,2%). К мнению религиозных авторитетов по общественно-политическим вопросам прислушивается 72%. О значении религии в жизни населения говорит ответ на вопрос: «Какие ценности для Вас являются наиболее важными религиозные или общечеловеческие», где 81,2% выделили религиозные, и лишь небольшой процент считает, что в обществе должно присутствовать и то и другое. Соответствие идеалов демократии и гражданского общества традиционным ценностям отметило 23,07%, отрицательный ответ дали 21%, 53% ответили «не всегда» и «может быть». Несмотря на приверженность населения традиционным идеалам, противников процессов модернизации общества и внедрения элементов западной культуры немного. В основном оно приветствуется – 19,1%, частично приветствуется –23,4%, и 27,8% отвечают «модернизацию поддерживаю, но традиции наши лучше западных».
Отношение жителей к неправительственным организациям хорошее (80%). Необходимость существования правозащитных организаций в республике отметили 76,8%, подчеркнув, что партии и неправительственные организации должны защищать интересы граждан, разрешить вопрос безработицы, принять меры и контролировать, чтобы был порядок. Большинство населения здесь отличается низкой долей политического участия, не являются членом партии или организации (82,03%), но осознают необходимость политической и общественной активности (99,1%).
Низкая активность, недостаточная для развитого гражданского общества относится здесь и к проблеме выборов. Несмотря на осознание необходимости голосования, для республики характерен абсентеизм – те, кто принимает участие в голосовании, оказались в меньшинстве (17%). Остальные отметили, что «должен выбирать народ, мы хотели бы видеть честные выборы, а так это пустая трата времени».
Гендерное равенство в политической сфере респондентами не признается. Положительное отношение к женщине-политику или общественному деятелю высказало 22%. Превалировали ответы – «ей место дома», «не представляю».
Ситуация в Ингушетии, характеризующаяся высокой степенью конфликтности, ее даже можно назвать самой высокой в России теоретически не способствует формированию здесь гражданского общества. Но в то же время, именно конфликтность и личные трагедии заставляют объединяться в структуры гражданского общества, организовывать неправительственные организации, задумываться над решением проблем общества. На вопрос «Откуда происходит конфликтность региона?» – 80 % респондентов не ответили. Большинством была признана способность гражданского общества разрешить конфликтность (в эту группу вошел большой процент молодежи), 23% отметили, что не всегда оно может оказаться эффективным. Наибольшая активность гражданского общества проявилась в участии в митингах. Первые митинги оказались действенными. Примером может служить митинг 19 сентября 2007 г. повлекший освобождение братьев Аушевых, один из которых был сыном известного ингушского активиста Макшарипа Аушева. Смену Президента республики, после упорной гражданской протестной активности – можно назвать значительной победой гражданского общества. На митинги здесь и сейчас возлагаются большие надежды. Большинство отметили способность митингов разрешить проблемы 76,03%, из них 37,1% респондентов отметили, что таким способом проблему разрешить можно лишь частично. Митингам здесь отведена важная и положительная роль (24,1%). С одной стороны, они способствуют решению проблемы (49,2%), а с другой стороны, они опасны для участников (25,3%). На вопрос «Есть ли возможность у граждан влиять на политику местной власти» – мнение разделилось почти поровну. Одна половина считает, что такая возможность есть «надо выражать свое мнение, проводить митинги». Другая, возможность влияния отрицает.
Большинство респондентов (78,6%) признали нарушение прав человека в регионе. У населения особое беспокойство вызывает отсутствие защищенности и нарушение таких прав как – свобода и свобода вероисповедания. Многими респондентами отмечается, что здесь нарушаются все возможные гражданские и политические права. По мнению респондентов в Ингушетии, для улучшения и стабилизации обстановки необходимо снизить безработицу, не допускать других наций в республику, навести порядок. Россия должна создать рабочие места, смягчить налоги, «оставить в покое, вывести свои войска (52%)». Президент республики должен заботиться о создании рабочих мест (51%), бороться с коррупцией, наводить порядок. Народ волнуют такие проблемы как безработица (51,2%), отсутствие спокойствия, коррупция и убийство населения.
Представитель НПО, М. Муцольгов считает, что гражданское общество в Ингушетии есть, и оно здесь работает активно, называя немалочисленные примеры и достижения, среди которых создание различных Советов, проведение Съездов и формирование в республике Общественной палаты.
Эксперты из числа лиц, занимающихся профессионально политикой, в том числе и М. Амриева считают, что «гражданское общество в республике существует в зачаточном состоянии. Енус-Бек Евкуров диалог уже начал, он не отказывается говорить о проблемах и пытается искать пути их разрешения». Его политика должна соответствовать словам Д. Медведева: «Надо общаться, не надо стесняться выходить в народ. Надо прислушиваться к тому, что говорят, спорить в необходимых случаях, но власть всё время должна быть в диалоге с народом. И мы с вами прекрасно понимаем, в любой ситуации этот диалог никогда не будет простым. Уровень доверия граждан к региональным лидерам был и будет одним из главных критериев при рассмотрении вопроса о продолжении работы на соответствующем посту[393]».
Модернизации здесь отводят роль преимущественно в политической сфере, а в остальных сферах доминируют традиции и религия, оказывающие важную роль на формирование взглядов и на поступки человека, которые, не должны изменяться, а должны еще больше развиваться и поддерживаться.
Признавая важность построения гражданского общества, жители региона не все его ценности считают значимыми, их мировоззрение во многом отличается от Западного. Осознание человеком себя как автономной единицы здесь отсутствует. Решающую роль играет патриархальная община. До сих пор жизнь человека определяется решением стариков и рода. Но есть единицы среди экспертов, отрицающие власть стариков в обществе и их авторитет. Лидер оппозиции М. Хазбиев, отметил: «95% современных стариков потеряли честь. Как их можно называть стариками, аксакалами, большими людьми, когда они по телевизору говорят, что у нас никогда в жизни не было так хорошо как сегодня».
Несмотря на признание важности построения гражданского общества, его в европейском классическом понимании здесь построить невозможно. Но некоторые элементы, здесь сформировать можно. Если понимать под гражданским обществом активность его отдельных элементов – неправительственных организаций, то такое общество здесь существует и более того, оно здесь активно. Если же рассматривать гражданское общество в широком смысле, то такое гражданское общество на Северном Кавказе пока не сформировалось. Несмотря на то, что ценность гражданского общества, курс на его построение часто упоминается и ставится как основная задача в развитии государства, простые граждане региона, не понимают, что такое гражданское общество и каковы его функции.
Проблема построения гражданского общества шире, чем просто его понимание и осознание. На наш взгляд не удастся построить гражданское общество, только заимствуя западный образец. Необходимо перенести ведущие характеристики на местную почву, совместив и соизмерив с национальными особенностями и традиционными ценностями. В идеале гражданское общество справедливо и плюралистично, оно не признает диктата и навязываний, поэтому для его формирования не должно быть серьезных препятствий – оно не запрещает людям верить, руководствоваться своими убеждениями, не ограничивает их, дает возможности самореализации и свободы.
На общероссийские проблемы формирования гражданского общества на Северном Кавказе накладываются локальные, связанные со спецификой северокавказского региона, что привносит еще большие осложнения в проблему формирования гражданского общества на Северном Кавказе.
В формировании гражданского общества на территории Северного Кавказа возникают и переплетаются многие специфические проблемы – роль обычаев и адатов в жизни населения, местные ценности, религиозный фактор, нелегальные религиозные общины, конфликтность, проблема прав и свобод человека, национально-культурные особенности, национальный вопрос и этнонациональные конфликты, проблемы русскоязычного населения, проблемы построения демократии, территориальные споры, «закон о реабилитации репрессированных народов», СМИ, незнание русского языка, национализм, терроризм и сепаратизм, низкий уровень правосознания и многие другие.
Правосознание населения еще не сформировано для принятия и полного осознания идеи гражданского общества. Многие люди, не понимают даже само значение и смысл гражданского общества, не знакомы с этим явлением. У большинства населения отсутствуют и не сформировались ценности гражданского общества (но некоторые элементы присутствуют).
Важную роль в обществе играет религиозный фактор. В последние десятилетия произошел значительный рост численности верующих, всплеск этнического самосознания, возрос интерес к традициям. Религиозные и традиционные особенности региона требуют особого подхода к построению гражданского общества. Религия, адаты, обычаи и шариат, оказывает мощное воздействие на сознание и поведение людей, с одной стороны выступают важным стабилизирующим, с другой стороны могут стать опасным для российской государственности фактором.
В исламе развита религиозная община (элемент гражданского общества) ее деятельность ярко проявляется в традиции зикризма, и приверженности шейхам. Из-за их многообразия, возникает разобщенность и обособленность среди населения. Приверженцы одного направления не воспринимают принципов другого, считая их ложными. Между ними диалог затруднен.
Превалирование адатов над законом также создает серьезные проблемы для формирования гражданского общества. Неправовых обычаев великое множество. Те из них, которые носят прогрессивный характер, право поддерживает; с другими (вредными) ведет борьбу, и стремится вытеснить.
Большую полемику на международном уровне вызывает проблема несоблюдения прав и свобод человека на Северном Кавказе. Проблема соблюдения и защиты, конституционно закрепленных и гарантируемых, необходимых для развития демократического общества, прав и свобод человека важный вопрос не только для республик Северного Кавказа, но и для всей Российской Федерации, как впрочем, и для многих стан мира, в которых права и свободы декларируются и провозглашаются, но в полной степени не соблюдаются, и часто нарушаются. Несмотря на всю свою «естественность» и необходимость, полное осуществление прав и свобод человека являются и всегда являлись скорее идеалом, чем реальностью и действительностью. На конфликтном Северном Кавказе данная проблема обостряется специфичностью общества и особыми условиями: проведением и введением режима контртеррористических операций (КТО), угрозой экстремизма и терроризма, зоной ограничительных законов – «о запрете ваххабизма» и т.д.
Для Северного Кавказа проблема прав и свобод человека одна из наиболее актуальных и требующих разрешения. Ситуация здесь сложная. Современность уже показала, что игнорирование и усложнение этой проблемы усиливает и обостряет проблемы общества и его конфликтность. Права человека одна из проблем, волнующих людей с древности. На протяжении веков они претерпевали изменения и постоянные трансформации, периодически то, расширяясь, то сужаясь. Со времени появления концепций «естественных прав» и вытекающей из нее концепции гражданского общества, а впоследствии и началом формирования гражданского общества права и свободы человека приобрели особое значение. В 1948 г. они были закреплены законом, вследствие принятия Всеобщей декларации прав человека, которая с того времени еще больше развивалась и дополнялась. В свою очередь «международные стандарты, «которые устанавливаются международными соглашениями, уже стали нормами внутригосударственного права[394]», и легли в основу Конституций стран, в частности и в основу Конституции Российской Федерации, в которой «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства[395]». Деятельность структур гражданского общества в регионе протекает в крайне опасных и сложных условиях. Их работа часто сталкивается с негативным отношением со стороны органов власти и правоохранительных структур. Известны случаи, когда активность оппозиции в Ингушетии пресекалась, митинги запрещались и подавлялись. Обстановка здесь неспокойна. Террористические акты и спецоперации стали печальной, но постоянно повторяющейся частью современной северокавказской действительности. Широко известны и многочисленные случаи убийств на территории республик Северного Кавказа правозащитников, общественных деятелей и журналистов, а так же представителей власти и правоохранительных органов. Не прекращают поступать сведения о нарушениях прав и свобод человека, которые вызывает неспокойная обстановка, о ситуациях в зонах КТО, похищениях людей. Все эти проблемы находятся в поле зрения структур гражданского общества, с попыткой разрешения подобных проблем, а так же с угрозой для собственной безопасности связана их повседневная работа, в которой они показывают насущные проблемы, помогают в разрешении конфликтов, наблюдают ситуацию, защищают, помогают в поиске пропавших. Особо важную функцию они выполняют в условиях Северного Кавказа. Сложность здесь составляет специфика региона, а также опасные условия для функционирования структур гражданского общества, и их представителей.
Превышение полномочий правоохранительными органами и их коррумпированность важная и злободневная проблема для России, на Северном Кавказе, в сложных условиях приобретает особую обостренную актуальность. Специфика современного общества такова, что права и свободы человека нарушают в первую очередь те, кто должен их защищать, кто должен стоять на страже прав и порядка в стране, т.е. правоохранительные органы. Этот факт как важная проблема признается всеми, начиная от простых людей, представителей средств массовой информации, неправительственных и правозащитных организаций, до самих представителей власти. Несмотря на общую ценность и общепризнанность права и свободы человека нуждаются в защите, важная роль в осуществлении которой отводится структурам гражданского общества. Институты гражданского общества защищают и отстаивают права и свободы человека, следят за их соблюдением, фиксируют и расследуют случаи их нарушения, выполняя контрольные и наблюдательные функции. Они принимают активное участие в процессе социализации граждан и пропаганде гражданских ценностей, прав и свобод.
Проблема прав человека заключается в реальном признании ценности личности, в обеспечении прав и свобод человека, в становлении настоящего правового государства, «которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся гражданское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти. Правовое государство – это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической и духовной сферах[396]».
Болезненна для населения проблема безопасности, которая на сегодняшний день неразрешима.
На формирование гражданского общества влияет и гетерогенностьрегиона – сосредоточение и сосуществование на Северном Кавказе множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур, вызывающие порой ценностные конфликты, которые в крайней форме проявились в всплесках фанатизма, фундаментализма и сепаратизма. Здесь важно сглаживать ценностные конфликты, избегать всплеска национализма, культивировать толерантность.
Территориальные споры,возникшие на постсоветском пространстве– одна из основных причин нестабильности на Северном Кавказе. Территориальный спор между Ингушетией и Северной Осетией уже принимал облик войны. В этом случае детонатором к военной агрессии населения послужило принятие Верховным Советом РФ 26 апреля 1991 г. закона «О реабилитации репрессированных народов», который дал возможность ингушам заявить свои права на спорные территории, ранее служившие местом проживания ингушского народа. Закон был принят, но полной реабилитации не последовало. И это болезненный вопрос для всех ингушей, не утрачивающий остроты с течением времени.
Национальный вопрос также одна из основных специфических проблем республик Северного Кавказа. Здесь сконцентрированы самые сложные и трудноразрешимые национальные проблемы и межнациональные споры. В Дагестане они осложняются многонациональным составом коренного населения в республике. В Чечне и Ингушетии, наоборот – проживанием и преобладанием одной титульной нации. Одна из центральных проблем – проблема русскоязычного населения. С одной стороны, политика республик Северного Кавказа направлена на возвращение русского населения, с другой, экстремисты противостоят этому возврату, о чем свидетельствует создание небезопасной обстановки для проживающих русских в регионе.
Терроризм создает серьезные помехи для построения гражданского общества в регионе. Здесь находятся основные очаги и центры терроризма, проявляющие себя почти ежедневными акциями. Роль гражданского общества в борьбе с терроризмом провозглашена в мировом масштабе. «Поскольку терроризм затрагивает всех нас, мы все должны участвовать в борьбе с ним. В этой связи ключевую роль призваны сыграть гражданское общество и религиозные лидеры»[397], но функции гражданского общества ограничиваются ужесточением контроля, особенно за СМИ и НПО (особенно правозащитными).
Проблему построения здесь гражданского общества создает низкий уровень культуры населения, коррупция, клановость, использование связей, фанатизм, неустоявшиеся демократические традиции и ценность демократии. Но, при построении гражданского общества в регионе необходимо учитывать, что традиции демократии на территории республик Северного Кавказа все-таки заложены. Они исторически проявлялись в существовании джамаатов, вольных общин, существовавшей у вайнахских народов прямой демократии, выражавшейся в виде Мехк Кхелла.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1481;