ОТКРОВЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
о том, «чему надлежит быть вскоре»
I. Вступление: сообщение Христа 1:1-8
Название 1:1
Посредник 1:2
Похвала 1:3
Назначение 1:4,5а
Посвящение 1:5б,6
Девиз 1:7
Одобрение 1:8
II. 1-е видение. Христос в церкви: Живый 1:9-3:22
Место: Патмос
Описание 1:9-20
Послания 2:1-3:22
В Ефес 2:1-7
В Смирну 2:8-11
В Пергам 2:12-17
В Фиатир 2:18-29
В Сардис 3:1-6
В Филадельфию 3:7-13
В Лаодикию 3:14-22
III. 2-е видение. Христос в небесах: Искупитель 4:1-16:21
Место: Небо
Сцена на небе 4:1-5:14
Семь печатей 6:1-8:5
Белый конь 6:1,2
Рыжий конь 6:3,4
Вороной конь 6:5,6
Бледный конь 6:7,8
Души мучеников 6:9-11
Знамения на небе 6:12-17
Bcтавкa: запечатление 144 тысяч 7:1-17
Молчание на небе 8:1-5
Семь труб 8:6-11:19
Град, огонь и кровь 8:7
Море превращается в кровь 8:8,9
Звезда, упавшая на воды 8:10,11
Солнце, луна и звезды померкли 8:12,13
Бездна разверзлась 9:1-12
Освобождение четырех ангелов 9:13-21
Вставка: малая книжка 10:1-11:14
Измерение храма 10:1-11:14
Два свидетеля 10:1-11:14
Провозглашение завершения 11:15-19
Знамения 12:1-16:21
Личности 12:1-14:20
Жена 12:1,2
Дракон 12:3,4
Младенец мужского пола 12:5,6
Архангел Михаил 12:7-17
Зверь из моря 13:1-10
Зверь из земли 13:11-18
Агнец на горе Сион 14:1-5
Вставка: возвещение ангелов 14:6,7
Призыв к суду 14:6,7
Падение Вавилона 14:8
Предупреждение о гневе 14:9-12
Блаженство умерших 14:13
Призыв к жатве 14:14-16
Жатва винограда гнева 14:17-20
Семь чаш 5:1-16:21
Сцена на небе 15:1-8
Суды 16:1-21
Раны на людях 16:2
Превращение моря в кровь 16:3
Превращение источников в кровь 16:4-7
Сильный солнечный зной 16:8,9
Мрак 16:10,11
Нечистые духи 16:12-15
Завершение 16:17-21
IV. 3-е видение. Христос побеждает: Воин 17:1-21:8
Место: пустыня
Уничтожение Вавилона 17:1-18:24
Радость на небе 19:1-10
Низвержение зверя 19:11-21
Сковывание сатаны 20:1-3
Тысячелетнее Царство 20:4-6
Последнее восстание 20:7-10
Суд над умершими 20:11-15
Новое небо и новая земля 21:1-8
V. 4-е видение. Христос завершает все: Агнец 21:9-22:5
Место: гора
Град Божий 21:9-21
Поклонение Богу 21:22-27
Благословения Бога 22:1-5
VI. Послесловие: призыв Христа 22:6-21
К послушанию — воля 22:6-9
К награде — разум 22:10-15
К общению — чувства 22:16-20
Благословение 22:21
ОЦЕНКА
В рамках данной книги, являющейся лишь обзором Нового Завета, не представляется возможным дать полное толкование книги Откровение, но некоторые наблюдения могут быть полезны.
Откровение написано в стиле апокалиптической литературы, но оно резко отличается от большинства подобных книг тем, что имеет определенного автора, называющего себя но имени и ставящего перед собой определенную цель. Эта цель — не в предсказании всех событий церковной истории, а в представлении общих тенденций и устремлений века сего и их завершения при втором пришествии Христа. Тройное провозглашение и призыв в послесловии «Се, гряду скоро» (22:7,12,20) повторяет обещание, данное Им церквям (2:16; 3:11), и делает всю книгу предостережением этому миру и ободрением для народа Божьего.
Некоторые моменты пронизывают всю книгу. Христос с самого начала прославлен, сияет ярким светом, облачен в белые одежды. Он проверяет, обличает и наставляет Церковь. Он притязает на право быть Судьей, творить суд на основании данных запечатанной книги: Он — Агнец, получивший это право, потому что Он искупил человечество (5:4-7). В исполнении суда Он — Победитель, сидящий на белом коне, как римский полководец, участвующий в триумфальном шествии (19:11), и имя Его «ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОДСТВУЮЩИХ» (19:16). При завершении всего Он — Жених Своего народа (19:7: 21:9) и снова назван Агнцем по причине совершенного Им искупления.
Хронологическое распределение материалов в книге Откровение вызывает споры. Историческая школа видит в ней полный календарь всех главных событий со времени написания до пришествия Христа, футуристическая школа относит большую часть событий к семилетнему периоду, непосредственно предшествующему повторному явлению Господа, претеристическая и идеалистическая школы считают книгу Откровение независимой от хронологии. Некоторые же факты, однако, кажутся совершенно ясными. Послания к семи церквям в первых трех главах книги были обращены к реально существовавшим в городах Асии церквям, так что эти главы относятся ко времени жизни автора. Начала видения в четвертой главе относит его к тому, «чему надлежит быть после сего» (4:1), то есть от времени жизни автора и далее. Два последних видения в книге еще не исполнились и относятся к еще не наступившим последним временам. Таким образом, Книга Откровения частично обращена к прошлому, частично — к настоящему и частично — к будущему.
Последние две части связаны друг с другом. Первая — Отк 17:1-21:8 — посвящена гибели порочного мирового устройства, изображенного в виде блудницы — Вавилона. Вторая — Отк 21:9-22:5 — описывает окончательное явление невесты Христа, Нового Иерусалима. Параллельность этих двух разделов включает в себя как сходство, так и контраст. Оба представлены одним из «семи Ангелов, у которых было семь чаш». Небесный вестник приглашает зрителя посмотреть эту сцену следующими словами: «подойди» и «пойди». Каждое из них представляет завершение устремлений: одно — конец отхода от Бога, другое — завершение искупления.
Равно ясна и параллельность контраста. Первое представляет блудницу, второе — невесту. Первое избирает местом действия пустыню (17:3), второе — гору (21:10). Первое говорит, что на блуднице начертаны имена богохульные (17:3), а второе, что на Святом Граде начертаны имена двенадцати колен и двенадцати апостолов (21:12,14). Первое представляет Вавилон, город морального разложения, подлежащий осуждению (17:6), второе описывает Новый Иерусалим, сходящий с небес, чистый и непорочный (21:10). Первый гибнет в страшном суде, второй пребывает в вечном свете. Первый подвержен проклятию, второй получает благословение.
Книга Откровение дает божественную перспективу истории. Как бы подробно ни толковались ее образы, она дает нам возможность увидеть все происходящее на земле глазами божественной святости, которая созерцает как добродетели, так и недостатки церквей, гибель и надежду мира. Слово к церкви посылается Сущим, который движется среди золотых светильников; сцена совершения суда происходит перед престолом Бога (4:2-19:5), а окончательный суд произносится с того же престола (20:11). В описании нового неба и новой земли престол, как и источник реки жизни, занимает центральное место (22:1). Частое упоминание престола в Откровении проясняет понятие абсолютного владычества Бога и Его вечной власти над всеми поступками людей.
Преобладающему оптимизму книги противопоставлена яркая картина зла. В ней нет ни намека на то, что мир в целом улучшится с течением времени или что в конце концов люди покаются и с верой обратятся к Богу. Она описывает последнюю цивилизацию как предельно богатую, культурно передовую и совершенно безбожную (18:1-5). Последний акт организованного человечества — вооруженное восстание против Бога и Его Христа (20:7-10). Ни в какой другой книге Библии, разве только в словах Самого Иисуса, окончательный приговор греху не выражен так отчетливо, так ужасающе ясно, как здесь (20:15).
Современному человеку XX века Апокалипсис теперь кажется менее катастрофичным, чем его отцу или деду. Таинственные упоминания говорящих образов (13:15), низведение огня с небес (13:13), экономический контроль над большинством населения (13:16,17), принудительное послушание искусственной религии (13:14), опустошение земли под влиянием стихийных бедствий в море и физических изменений солнца (16:3,8), собрание всех царей земли на битву (16:14), управление народами мира, осуществляемое одним или двумя людьми (19:19,20), полное падение цивилизации «в один час» (18:18-20) не кажутся сегодня невозможными. Во многих отношениях книга Откровение — самая современная из всех существующих книг.
Последним обетованием «Ей, гряду скоро!» заканчивается Новый Завет. Бог говорил через Закон и пророков, теперь Он говорит в Сыне Своем, Который «однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр 9:26). Впереди лежит еще более великое откровение, когда Он «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение» (Евр 9:28). На это откровение и на эту победу указывает книга Откровение.
Часть V. КАНОН И ТЕКСТ НОВОГО ЗАВЕТА
ГЛАВА 23. КАНОН НОВОГО ЗАВЕТА
К концу I столетия книги, входящие в состав Нового Завета, дошли до своих читателей. Вначале не все они были широко известны, напротив, весьма вероятно, что часть христиан первого века не видела всех Евангелий или всех посланий Павла, или всех других посланий до самого конца I века. Кроме того, во II веке циркулировали и принимались некоторыми группами многие апокрифические Евангелия, Деяния и послания, иначе они не сохранились бы совсем. По какому критерию одни книги были приняты, а другие нет? По каким принципам были избраны четыре Евангелия, Деяния, тринадцать посланий Павла, соборные послания и книга Откровение, составляющие Новый Завет, между тем как другие книги, почти одинаковые с ними по древности, были отвергнуты? Эти вопросы и составляют проблему формирования новозаветного канона.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 693;