ГЕОГРАФИЯ ВРЕМЕН ИИСУСА ХРИСТА
Служение Иисуса Христа проходило в пределах Палестины, на территории, занимавшей примерно десять тысяч квадратных миль. В младенчестве Он был увезен Иосифом и Марией в Египет, чтобы избежать угрозы со стороны Ирода (Мф 2:13- 14), а во время кризиса в Своем служении посетил Тир и Сидон (Мф 15:21). Все остальное время Он путешествовал между Галилеей и Иерусалимом. Если Он и переходил на восточную сторону Иордана, то, вероятно, останавливался вблизи реки и не уходил далеко в Заиорданскую страну.
Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. Расстояние от горы Ливан до южного берега Мертвого моря примерно 280 километров. От побережья до Мертвого моря на юге страны — примерно 87 километров. От побережья до Галилейского моря на севере — всего 45 километров. С севера на юг стану пересекает река Иордан, которая берет начало у подножия горы Хермон, течет через Галилейское море и впадает в Мертвое море.
Страна делится на четыре основные части: прибрежная равнина, простирающаяся на север от пустыни вдоль Средиземного моря до горы Кармил; гористая местность, которая весьма сурова и большей частью пустынна; долина Иордана — глубокое ущелье, которое около Мертвого моря опускается на глубину 382 м ниже уровня моря; и плоскогорье к востоку от Иордана, граничащее на востоке с пустыней.
Климат и материальные ресурсы каждой из этих четырех областей различны. Прибрежная равнина имела несколько хороших гаваней — там располагались известные порты: Иоппия (нынешняя Яффа) и Птолемаида. Они были пунктами погрузки торговых кораблей, возивших товары в восточном Средиземноморье. Вдоль прибрежной равнины пролегала дорога, которая издавна связывала Египет с территориями, расположенными на севере и востоке. Климат на побережье был мягкий, а почва плодородной, что способствовало процветанию земледелия.
Гористая местность, которую израильтяне заселяли со времен захвата страны при Иисусе Навине, была каменистой и бесплодной. Здесь находились два важных центра: Иерусалим — к северу от Мертвого моря, и Самария, находившаяся вблизи гор Гевал и Гаризим. Климат здесь был умеренным благодаря высоте. Люди занимались земледелием, разводили виноград, сеяли хлеб, держали скот.
От горы Кармил вдоль долины Киссона простиралась Ездрилонская долина. Она шла до подножия горы Гелвуй и примыкала к долине Иордана. По ней проходил единственный путь сообщения внутренних областей страны с побережьем, а потому она была очень важна в военном отношении. Эта равнина не раз оказывалась полем битвы между армиями враждующих государств севера и юга, боровшихся за обладание Палестиной. Меггидон — главный город этой области — дал название Хар-Магедону (Армагеддону), где, по предсказаниям пророков, произойдет последнее великое сражение нынешнего века (Отк 16:16).
Большая часть населения Палестины жила в гористой местности. На севере была Галилея — родина Иисуса. Местность была сурова, но в расположенных здесь долинах можно было заниматься земледелием. На Галилейском озере процветал рыболовный промысел. Геннисаретская равнина, примыкавшая к озеру с запада, была весьма плодородна. Озеро было окружено небольшими городками, возникшими в результате оживленной торговли. Через Галилею проходили торговые пути на восток. Назарет, город юности Иисуса, находился на одном из караванных путей. Многие греки и римляне, привлеченные здоровым климатом и возможностями заниматься коммерцией, селились вблизи озера. Основные города, находившиеся здесь — Вифсаида, Хоразин, Капернаум, Магдала (родина Марии Магдалины), Тивериада, были часто посещаемы Христом. Назарет и Кана находились в стороне от озера, в глубине страны.
К югу от Галилеи находилась Самария, бывший центр северного Израильского царства. Страна эта гориста, неровна и менее удобна для земледелия, чем Галилея. Горы Гевал и Гаризим, бывшие центрами поклонения местного населения, господствуют в ландшафте. Равнина Сихем, где Иаков вырыл свой колодец (Ин 4:5), была заселена крестьянами.
К югу от Самарин расположена Иудея, страна, сходная с ней по ландшафту. Низменности, расположенные на границе, увлажняются потоками, текущими с гор, и влажными ветрами со Средиземного моря. Центр страны слишком каменист для земледелия. Восточная часть Иудеи — практически бесплодная пустыня. Южная часть страны — Негев — более плодородна, но засушлива. В последние годы она стала пригодна для земледелия, благодаря искусственному орошению, но во времена Иисуса она была почти необитаема.
Иорданская долина — один из наиболее удивительных геологических феноменов мира. Это часть расселины Таврских гор, которые протянулись на юг — через Аравию и восточную косу Красного моря — до Африки. Разность высот над уровнем моря между верховьем Иордана и местом его впадения в Мертвое море составляет 900 метров. В дни Иисуса Иордан протекал через озеро Мером — небольшой водоем километров пять в ширину, расположенный посередине большого болота, поросшего тростником. В нашем веке это болото было осушено еврейскими колонистами, а на месте озера сделали поле. Так что ни того, ни другого больше нет, а Иордан течет прямо в Галилейское море, которое римляне называли Тивериадским озером. Оно имеет 22 километра в длину и 14 километров в ширину в самом широком месте и лежит на 227 метров ниже уровня моря. Из-за частых ветров оно подвержено неожиданным и сильным бурям. На его восточной стороне берега крутые и местность дикая. Западный берег озера пологий, там много обработанных земель, а во времена Иисуса здесь располагалось множество небольших городов и поселков.
От Галилейского моря Иордан узкой извилистой лентой течет к Мертвому морю. Ущелье реки узкое, с крутыми берегами. Климат здесь тропический. Иордан имеет два левых притока: Ярмук, впадающий в Иордан на 6 км ниже озера, и Иавок, расположенный на 32 км выше Мертвого моря. Ширина реки — от 33 до 66 м, но во время сильных дождей водой заполняется все ущелье. В древности через Иордан не было мостов, и люди пользовались бродами.
Мертвое море называется в Ветхом Завете Соленым морем или морем пустыни (Иис Н 3:16; 4 Цар 14:25). Это гигантский испаряющийся водоем, лишенный стока, в котором веками накапливаются минеральные соли. Вода из-за этого горька на вкус и обладает такой высокой плотностью, что в Мертвом море невозможно утонуть. Традиционно считается, что на его месте находились города Содом и Гоморра, которые после их гибели оказались под водой, около южной косы моря. Каменистая пустыня на юге и юго-востоке, где находился Едом, содержит залежи минералов, которые временами разрабатывались жителями.
Там, где долина Иордана достаточно широка, жители занимались земледелием. Тропический климат позволял выращивать фрукты и злаки, которые не могли расти в более суровом горном климате.
Напротив долины Иордана лежит восточное плато, простирающееся до самой Аравийской пустыни. К северу тянется Анти-Ливанская горная цепь, а на юге возвышаются горы Галаада и Моава. На склоне Анти-Ливанских гор находится город Дамаск, который и в древности был одним из самых населенных городов мира. На юг от него простираются степи Васана, где традиционно располагались пастбища. Северная часть этой территории во времена Иисуса была известна как Итурея, а южная называлась Голанитидой (от города Голан). Галаад, который тянулся от реки Ярмух до Мертвого моря, и верхняя часть Моава между Галаадом и рекой Арнон составляли Перею.
Во времена Иисуса Сирия и Палестина были тесно связаны римскими правилами и установлениями. Римская провинция Сирия включала Финикию до горы Кармил и прибрежную полосу на юг от Иоппии. Римские наместники в Сирии постоянно следили за всем, что происходило в Палестине, и в случае необходимости могли вмешаться в действия прокуратора, если он действовал недостаточно мудро.
На юг и восток от Галилейского моря находилось Десятиградие — федерация десяти городов. Здесь преобладало грекоязычное население, жило много иностранцев. Во времена Иисуса здесь не было единого территориально-политического образования. Часть области входила в провинцию Сирия, часть была под властью Филиппа. Образ жизни здесь больше соответствовал западным образцам и был сильно отличен от еврейского. Поэтому Иисус, проживший большую часть жизни в Галилее, благодаря жителям соседних областей мог хорошо знать язык и обычаи языческих народов.
Дороги, по которым ходил Иисус, и места, которые Он посещал, можно легко найти на карте Палестины. Ею необходимо пользоваться при чтении и обсуждении Евангелия. Вместе с учениками Он ходил по Галилее и, очевидно, посетил почти все города и селения этой области. Многие из них можно узнать и сегодня. Вифлеем и Назарет остаются по сей день процветающими городами. Кана, где Он совершил Свое первое чудо (Ин 2:1-11), Назарет, где Он провел детство и юность, занимаясь трудом плотника (Лк 4:34; Мк 6:3), Хоразин и Канернаум, где Он часто проповедовал (Мф 11:21,23), Магдала — родной город Марии Магдалины (Мф 27:56), Наин, где Иисус возвратил к жизни сына вдовы, — все расположены в пределах сорока километров друг от друга. Местонахождение Вифсаиды неясно, но, по всей видимости, она, находилась к востоку от Иордана и выше по течению Галилейского моря. Из описания Иоанна можно понять, что она находилась на другой от Капернаума и Тивериады стороне озера (Ин 6:1,17,25).
К востоку от Галилейского озера находилась страна Гадаринская, где Иисус исцелил бесноватого (Лк 8:26,37). По-видимому, эту страну можно отождествить с Керсой или Гергосой, находившейся в довольно диком месте на обрывистом побережье, а не с Геразой (нынешняя Иераша), находившейся в Десятиградии, к юго-востоку от Галилеи.
Служение Иисуса в Иудее проходило в самом Иерусалиме и окружавших его селениях. Вифания, где жили Мария и Марфа, находилась на расстоянии полутора километров от Иерусалима, на восточном склоне Елеонской горы.
Ефраим, куда Он удалился, когда усилилось озлобление против Него, располагался ближе к пустыне (Ин 11:54). Виффагия (Лк 19:29), вероятно, находилась недалеко от Вифании. Эммаус, по дороге в который Он встретился с двумя учениками после своего воскресения, был приблизительно в 12 км на запад от Иерусалима но дороге в Иоппию. О расположении этого города существуют разные мнения, но Иосиф Флавий пишет,1 что он находился в 60 стадиях от Иерусалима. Это вполне согласуется с указанием Луки (Лк 24:13).
О самом Иерусалиме Евангелия говорят довольно много. Храм, купальни Силоам и Вифезда с ее крытыми ходами (Ин 5:2), долина Кедрона между городом и Елеонской горой (Ин 18:1), Гефсиманский сад на склоне Елеонской горы (Лк 22:39), Голгофа (Лк 23:33) — все это места, хорошо знакомые Иисусу и авторам Евангелий.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 5612;