СВЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ
Некоторые свидетельства о Христе и христианах все же могут быть приведены.
У Иосифа Флавия в «Древностях» есть следующие слова:1
«И был в то время Иисус, мудрый человек, если Его можно вообще назвать человеком, потому что Он творил дивные дела и был учителем таких людей, которые принимают истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих из евреев и язычников. Он был Христос. И когда Пилат, по предложению начальствующих среди нас, приговорил Его ко кресту, возлюбившие Его от начала не оставили Его; ибо Он явился им живым в третий день, как предсказали Божии пророки, наряду с десятью тысячами других чудесных вещей. И род христиан, так названных но Нему, живет среди нас по сей день.»
Тацит, римский историк II века, описывая правление Нерона, упоминает о смерти Христа и христианах, живущих в Риме:1
«Но никакие утешения со стороны людей, никакая щедрость со стороны правителя, никакие умилостивления, представленные богам, не могли снять с Нерона позор, павший на него от уверенности всех, что он сам распорядился совершить поджог. Поэтому, чтобы подавить слухи, он ложно обвинил и наказал самыми ужасными пытками людей, которых было принято называть христианами и которых ненавидели за их необычность. Христос, основатель этого названия, был предан смерти, как преступник, при Понтии Пилате, прокураторе Иудеи, в правление Тиберия, но злостное суеверие, подавленное на некоторое время, прорвалось опять и не только в Иудее, откуда вред начался, но и в Риме...»
Свидетельство Светония кратко:2
«Наказанию (Нерона) подверглись христиане, группа людей, приверженных новому вредному суеверию.»
Плиний Младший, состоявший в переписке с императором Траяном, сообщал ему в одном из писем о христианах, с которыми столкнулся в Азии:3
«Они утверждали, что вся их вина или заблуждение состояли в том, что в установленный день они собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, гимны Христу, как Богу, и клятвенно обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа, прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное».
Лукиан, римский сатирик II века, говорил о Христе и христианах с презрением.1 Он утверждал, что эта религия связана с палестинскими синагогами. О Самом Иисусе он писал, что
«ѕэтот человек был распят в Палестине за то, что ввел в мир этот новый культѕ Их (христиан) первый законодатель убедил их в том, что все они братья друг другу после того, как отвергли греческих богов и поклонились распятому софисту, живя по его законам.»
Эти краткие заметки о Христе и христианах писались людьми, которые не знали истории этого движения и враждебно относились к его принципам. Они показывают, что во втором веке христианство было уже широко распространено и что факт существования Христа признавался даже Его врагами. Все приведенные отрывки показывают, что образованные язычники считали Иисуса малоизвестным религиозным фанатиком из Палестины, культ которого оказался гораздо более распространенным, чем можно было ожидать. Знатные римляне той эпохи относились к проповеди христианства так, как, возможно, нынешние американцы отнеслись бы к распространению в их стране японского синтоизма.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 773;