ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ. Дата создания Евангелия от Иоанна определяется разными исследователями по-разному
Дата создания Евангелия от Иоанна определяется разными исследователями по-разному. Имеющиеся версии охватывают период с 40 по 140 год. Иногда называют даже более позднюю дату. Ясно, что оно не могло быть написано после Татианова Диатессарона (прибл. 170 год), поскольку было включено в него. Открытие фрагмента Райланда, сохранившего отрывок Евангелия от Иоанна 18:31-33,37-38, показывает, что им пользовались еще в первой половине II века.1 Существует мнение,2 что оно могло быть написано еще в 40 году, хотя мало кто всерьез принимает эту дату. Вероятнее всего, оно было создано в Малой Азии (предание называет Ефес) в конце I века, когда церковь достигла уже определенной зрелости и возникла потребность в развитии учения о сущности веры. Книга писалась, по-видимому, в языческом окружении, так как праздники и обычаи иудеев объясняются в ней довольно подробно, с очевидным расчетом на читателя, незнакомого с иудейской традицией (Ии 2:13: 4:9; 19:31).
СОДЕРЖАНИЕ
Ключ к пониманию содержания Евангелия от Иоанна можно найти в высказывании самого автора (Ин 20:30-31):
«Много еще сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; cue же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.»
Три слова бросаются в глаза в этом коротком отрывке: чудеса (знамения), уверовать, жизнь. Первое слово важно потому, что вокруг небольшого числа чудес структурировано все повествование. Эти чудеса сами по себе подобны тем, которые описаны в синоптических Евангелиях, но здесь они имеют особый смысл, благодаря которому евангелист называет их знамениями.3 Они совершены Иисусом всенародно, над людьми и/или ради людей. Они указывают на разные аспекты Его могущества и свидетельствуют о Его божественной природе. Эти знамения (или чудеса) можно классифицировать следующим образом:
ЧУДО ССЫЛКА ВЛАСТЬ НАД ЧЕМ
ОБНАРУЖИВАЕТ
(ЗНАМЕНИЕ)
Претворение воды в вино 2:1-11 Качество
Исцеление сына царедворца 4:46-54 Пространство
Исцеление расслабленного 5:1-9 Время
Насыщение пяти тысяч 6:1-14 Количество
Хождение по воде 6:16-21 Законы природы
Исцеление слепорожденного 9:1-12 Несчастие
Воскрешение Лазаря 11:1-46 Смерть
Эти семь чудес совершены именно в тех сферах, где человек не способен ничего изменить. Иисус показал свою силу там, где бессилен человек. Совершенные им дела показывают Его сверхъестественную власть.
Второе слово — уверовать — имеет особенное значение для евангелизации. В разных своих вариантах — верить (чаще всего), доверять, вверить (2:24) — оно встречается 98 раз. Оно имеет смысл признания в Христе того, Кем Он Сам Себя называет, а также полное посвящение человека Христу. Оно выражает самое существо христианской жизни. Этот глагол всегда употребляется в настоящем времени, что указывает на веру, как постоянное состояние христианина. Иоанн определяет веру в Христа как принятие Его (1:12), т.е. введение Его в свою жизнь. Будучи убежден чудесами, которые доказали ему могущество Иисуса Христа, человек естественно приходит к вере.
Третье слово — жизнь — означает результат веры, т.е. полноту того, что верующий получает через спасение. Это — самое высокое переживание из всех доступных человеку. Сам Иисус выразил его словами: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобой Иисуса Христа» (Ин 17:3). Жизнь по Иоанну — это не просто жизненная сила животного или простое человеческое существование. Она включает новое сознание, новое взаимодействие с окружающим и постоянное совершенствование. Сам Христос дает нам образец такой жизни. Она есть Божий дар христианину и цель, которую Бог ставит перед человеком.
Эти три слова составляют логическую организацию повествования. В чудесах (знамениях) содержится откровение Бога; в вере — отклик человека; в жизни — результат веры.
ПЛАН ПОВЕСТВОВАНИЯ
Развитие центральной темы, которой является вера, проявляется в плане Евангелия.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА — ЕВАНГЕЛИЕ ВЕРЫ
I. Предисловие 1:1-18
Вера — тема всего повествования
II. Период размышления 1:19–4:54 Представление предмета веры
Свидетельство Иоанна Крестителя 1:19-51
Свидетельство дел Иисуса 2:1-22
Свидетельство слов Иисуса 2:23–4:54
III. Период разногласий 5:1-6:71
Вопросы веры и неверия
Представленные в делах 5:1-18
Представленные в спорах 5:19-47
Представленные в наглядной
демонстрации 6:1-21
Представленные в речи 6:22-71
IV. Период столкновений 7:1–11:53
Столкновение веры и неверия
Описание конфликта 7:1-8:59
Конфликт с братьями Иисуса 7:1-9
Конфликт с народом 7:10-52
Женщина, обвиненная в прелюбодеянии 7:53–8:11
Конфликт с фарисеями 8:12-59
Иллюстрация конфликта 9:1–11:53
Посредством исцеления слепорожденного 9:1-41
Посредством речи о пастыре 10:1-21
Посредством доводов 10:22-42
Посредством воскрешения Лазаря 11:1-53
V. Период кризиса 11:54–12:36а
Заявление веры и неверия
VI. Беседы о вере 12:36б–17:26
Укрепление веры
Переход 12:366–13:30
Беседы с учениками 13:31–16:33
Беседы с Отцом 17:1-26
VII. Период завершения 18:1–20:31
Победа над неверием
Предательство 18:1-27
Суд Пилата 18:28–19:16
Распятие 19:17-37
Погребение 19:38-42
Воскресение 20:1-29
VIII. Заключение 21:1-25
Обязательства веры
Структура Евангелия от Иоанна настолько проста, что ее можно обнаружить даже при первом чтении. От начала до конца евангелист последовательно развивает тему веры. Он не пытается создать искусственное нагромождение фактов. Богодухновенный автор избирает лишь некоторые эпизоды и поучения, которые ясно показывают характер данного во Христе божественного откровения (1:19). Он выстраивает повествование так, чтобы увлечь читателя волной духовного движения и привести к действенному исповеданию веры в Христа.
В предисловии (1:1-18) вводится особый термин, призванный дать характеристику личности Христа. Этот термин — Слово или Логос. Он не встречается в синоптических Евангелиях и вообще не свойственен религиозной лексике того времени. Христос (Мессия, Помазанник) — термин иудейский, Господь — языческий, Иисус — человеческий. Термин Слово — Логос — философский. Таким образом, Иоанн делает героя своего повествования универсальной фигурой, воплощением Вечною Разума. Который есть Бог. Который исходит от Бога и Который являет Бога, как сын являет отца. Он познается теми, кто принял Его (1:12). Столкновение тех, кто Его принял, и тех, кто не принял, тождественен столкновению света и тьмы.
Период размышления (1:19-4:54) представляет воплотившееся Слово таким, каким Его увидели и приняли современники. Сначала Он представлен в свидетельстве Своего предтечи Иоанна и делах, которые Он совершает перед его учениками. Его характеристика — «Агнец Божий» — (1:29) и Его метод обращения к нуждам и чаяниям будущих последователей связывают Его явление с предыдущей историей и откровением. Для раскрытия Своей природы Он использовал как проповедь Иоанна, так и пророчества Ветхого Завета. Делами он свидетельствовал о Своей власти над вещами и явлениями (2:1-22). Его сила обнаруживается затем и в беседах, которые Он ведет с разными людьми. Образованный иудейский учитель Никодим, острая на язык и циничная самарянка, галилейский царедворец — по-видимому, язычник, — все были направлены к вере в Иисуса различными доводами и способами.
Открытое явление Себя народу привело к разногласиям, потому что многие отказались следовать Его призыву поверить в Него. Он не требовал слепой безрассудной веры, но всегда обращался к фактам и давал ясные ответы на вопросы о вере и неверии.
Разногласия обострились после исцеления расслабленного у купальни, потому что оно было совершено в субботу. Об этих разногласиях говорится в третьем разделе книги (5:1-6:71). Иисус сказал, что Его действие было примером того, что Его Отец творит постоянно, указав, таким образом, на Свою божественную природу. Он ссылается на пять свидетельств: Его Самого, Его Предтечи, Его Отца, Его дел и Священных Писаний (5:19-47). Чудеса, описанные в главе 6, были совершены, по мнению Иоанна, главным образом ради учеников, чтобы укрепить их веру. Эти чудеса тесно связаны с речами, произнесенными вслед за их совершением. Речи окончательно раскрывают ту истину, о которой свидетельствуют чудеса. Призыв к вере, содержащийся в этой части повествования, очень силен. Иисус словно желает, чтобы ученики полностью доверились Ему прежде, чем начнутся разногласия и конфликты, которые могут отдалить их от Него.
Период столкновений (7:1–11:53) оказывается естественным продолжением периода разногласий. Растущая, хотя и не всегда, стойкая, вера учеников противопоставляется явному неверию братьев Иисуса, постоянным колебаниям толпы, злобному противлению иудейской иерархии. Личная оценка Иисусом этого конфликта обнаруживается в эпизодах с исцелением слепого и с воскрешением Лазаря. В первом случае Он говорит о необходимости творить волю Отца, пока есть возможность. Второе же чудо Он Сам считает высшим доказательством Своей силы и власти. Передаваемые в главе 10 разговоры отражают последнюю попытку Христа объяснить народу Свое назначение. Он объясняет смысл Своей грядущей смерти так же ясно, как в передаваемой синоптическими Евангелиями речи перед учениками в Кесарии Филипповой. Исход конфликта Он предсказывает так: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее» (10:17).
Период столкновений приводит к эскалации напряжения, проявившейся в период кризиса (11:54-12:36а). Чтобы на время уйти от споров, Иисус отправляется из Иерусалима в Ефраим. Чувства Его друзей видны из описания ужина, который устраивают для Него в Вифании (12:1-2). Когда Он возвращается в Иерусалим, толпа паломников, прибывших сюда на празднование Пасхи, встречает Его с воодушевлением (12:20-21). Сам Иисус, понимая, что исход уже предрешен, уклонялся от встреч с народом (12:36). Свое поведение Он сверял с божественным предназначением, а не с мнением народа.
До сих пор служение Христа было всенародным, открытым. Теперь оно становится уединенным и частным. Шестая часть книги — период бесед (12:36-17:26) — содержит описание Его последних бесед с учениками, наставление учеников после тайной вечери и Его молитву, обращенную к Отцу. Приготовление учеников к последним событиям Его жизни и сообщение Отцу о завершении Своего труда подводят итог земного служения Иисуса.
Период завершения (18:1–20:31) раскрывает два противоположных принципа: веру и неверие, достигающих своего максимального выражения. Предательство и убийство Христа оказываются окончательным результатом неверия. Малодушие Петра, предательство Иуды, завистливая злоба священников, трусость и жестокость Пилата показывают, как неверие достигает своего предела. Постоянство любимого ученика и женщин, смелый поступок Никодима и Иосифа показывают, что даже несовершенная и непросвещенная вера может хранить верность, преодолевая страх и опасности. Окончательным оправданием веры становится воскресение. Оно является главным подтверждением того откровения, которое дано нам через Иисуса Христа, Сына Божьего.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1216;