ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Евангелие от Иоанна — самое необычное и, в известном смысле, самое ценное из четырех канонических Евангелий

Евангелие от Иоанна — самое необычное и, в известном смысле, самое ценное из четырех канонических Евангелий. Описывая ход событий с той же широтой, что и синоптические Евангелия, оно существенно отличается от них композицией и языком. В нем нет притч, в нем приведены только семь чудес, но зато пять из них не засвидетельствованы более нигде. Переданные в этом повествовании речи Иисуса свидетельствуют главным образом о Его личности: гораздо меньшее внимание уделяется этическому учению Царства. Приведено довольно много личных бесед Иисуса. Вообще отношения Христа с отдельными людьми явно интересуют автора больше, чем Его отношения со всем народом. Евангелие очень сильно с теологической точки зрения и сосредоточено главным образом на личности Христа и на значении веры в Него.

Из-за значительного отличия этого Евангелия от синоптических его подлинность некоторым исследователям представлялась сомнительной. Чтобы разрешить такого рода сомнения, нужно рассмотреть происхождение книги и цели ее написания. По преданию, четвертое Евангелие было создано Иоанном, сыном Зеведеевым, единственным из двенадцати апостолов, остававшимся в живых еще в 90-х годах первого века и проживавшем в Ефесе. Хотя эта версия довольно активно критиковалась, никто так и не смог предложить иной, более обоснованной гипотезы. Слишком мало известно о христианских общинах конца первого века, чтобы говорить о происхождении этой книги с абсолютной достоверностью.

Самые ранние свидетельства о Евангелии от Иоанна содержатся у Папия, которого цитирует Евсевий.1 В книге Евсевия говорится о двух Иоаннах, учениках Христа и Его современниках, одного из которых он называет старшим. Евсевий делает вывод, что существовало два разных человека с таким именем, добавляя, что в Ефесе есть две могилы, которые считаются могилами Иоанна. Поскольку текст самого Папия не сохранился, трудно установить обоснованность этого вывода. Не исключено, что Евсевий неправильно понял Папия. Называя апостола Иоанна «старшим» (греч. presbyter), Папий мог просто иметь в виду, что он был пресвитером какой-то общины, обращая внимание при этом, что в его время (конец I века) оставалось в живых лишь двое учеников Христа, видевших Господа в дни Его земного служения.

Версия, согласно которой четвертое Евангелие было написано неизвестным пресвитером по имени Иоанн, не может считаться убедительной. Авторство апостола Иоанна, сына Зеведеева подтверждается всеми отцами Церкви, начиная с Иринея. В частности, прямо свидетельствуют об этом Климент Александрийский (190 г.), Тертуллиан (прибл. 200 г.), Ориген (прибл. 220 г.), Ипполит (прибл. 225 г.), а также фрагмент Муратори (прибл. 170 г.).

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 793;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.