НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ

Евангелие от Иоанна содержит ряд отличительных черт, каждая из которых служит раскрытию главной темы повествования. Иисус делает семь основных утверждений, начинающихся словами «Я ЕСМЬ».

 

1. Я есмь хлеб жизни 6:35

2. Я есмь свет миру 8:12,9:5

3. Я есмь дверь овцам 10:7

4. Я есмь пастырь добрый 10:11,14

5. Я есмь воскресение и жизнь 11:25

6. Я есмь путь, истина, жизнь 14:6

7. Я есмь истинная виноградная лоза 15:1

 

Иоанн подчеркивает личное отношение Христа к человеку. В повествовании приводится двадцать семь личных бесед, некоторые из которых довольно коротки, а некоторые обстоятельны и пространны. Иногда эти беседы сопряжены с каким-то эпизодом — например, исцелением сына царедворца (4:46-54) или судом Пилата (18:28–19:16). Подобные случаи обнаруживают заинтересованность Иисуса в человеке, а не в совершаемом действии. Так, синоптические Евангелия изображают суд Пилата как важное событие в жизни Самого Христа. Иоанн же, кроме этого, показывает заинтересованность Иисуса в том, чтобы Пилат увидел и признал Его назначение.

Словарь Иоанна очень необычен. Ключевые слова повторяются в Евангелии многократно. Это вовсе не означает, что у автора очень скудный словарный запас. Делается это потому, что основные понятия, вследствие их высокой ценности, должны быть рассмотрены с разных сторон. Такие слова как «жизнь», «мир», «свет», «тьма», «труд», «веровать», «плоть», «час» часто употребляются в переносном смысле или даже как своего рода технические термины. Другие слова довольно абстрактны и имеют философское содержание: «истина», «верно», «ненавидеть», «принимать», «любить» (два разных глагола), «отнимать», «посылать», «начало», «знать» (два разных глагола), «слава», «прославлять», «свидетельствовать», «свидетельство», «пребывать», «Отец». Евангелие от Иоанна показывает своим набором слов, что учение о христианской жизни к моменту его написания уже выкристаллизовалось в определенные понятия, твердо зафиксированные в языке, которые как тогда, так и теперь, представляют совершенно новый образец духовной истины.

Евангелие от Иоанна подчеркивает божественность Иисуса Христа, Сына Божьего, хотя оно, пожалуй, даже более явно, чем синоптические Евангелия, указывает и на Его человеческую природу. Однако именно Иоанн прямо говорит: «Слово было Бог« (1:1); «Я и Отец — одно» (10:30); «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» (8:58); «видевший Меня, видел Отца» (14:9). О том же говорит возглас Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (20:28).

Человеческой природе Христа Иоанн также уделяет большое внимание. Повествование показывает, что Он утомлялся (4:6), жаждал (4:7), возмущался (6:26), печалился (6:67), бывал суров (8:44), скорбел (11:35), был признателен (12:7), взволнован (12:27), был любящим (13:1), верным (18:8), смелым (18:23). Для современников, мало знавших Его, Он был «Человек, называемый Иисус» (9:11). Для живущих рядом с Ним — «Христос, Сын Бога живого» (6:69).

НАЗНАЧЕНИЕ

Цель Евангелия от Иоанна, как уже говорилось, апологетическая. Оно должно помочь вере проникнуть в сердца читателей или слушателей. Евангелие рассчитано на тех, кто проявляет известные философские наклонности и ищет ответа на просьбу Филиппа: «Господи! Покажи нам Отца, и довольно для нас» (14:8).

Вполне возможно, что сознательной целью автора было дополнить те описания жизни Христа, которые представлены в синоптических Евангелиях. Мы не можем однозначно утверждать, что Иоанн был хорошо знаком с произведениями Матфея, Марка или Луки. Однако тот факт, что он опустил описание служения Иисуса в Галилее, почти не передает притчи и явно проявляет избирательность в описании чудес (в чем он сам и признается в 20:30), показывает, что автор хотел дать читателям новую для них информацию, которая еще не существовала в письменном виде. Согласованность с синоптическими Евангелиями в передаче исторических данных при этом сохранена. Описывая, например, омовение ног на тайной вечере, автор показывает, что Иисус хотел преподать ученикам урок смирения. Лука же рассказывает, что на тайной вечере ученики спорили между собой, «кто из них должен почитаться большим» (Лк 22:24). Таким образом, оказывается, что два разных рассказа соединяются в своем значении, имеют одинаковый смысл. Можно, впрочем, лишь догадываться, не дополнил ли, в данном случае, Иоанн Луку, описав реакцию Иисуса на спор учеников.

Основываясь на утверждении Климента Александрийского, которого цитирует Евсевий, можно лучше представить себе, как соотносятся Евангелие от Иоанна и синоптические Евангелия:

«Иоанн, последний из всех, сознавая, что в Евангелиях (синоптических) на первый план вышли внешние факты (греч. — somatica), будучи побуждаем своими учениками и движим Святым Духом, составил духовное (греч. — pnevmaticon) Евангелие».1

Если мы правильно понимаем слово «духовное» — так, что представляем «божественную сторону предмета». Евангелие от Иоанна представляет собой важное дополнение к сообщенному синоптиками. Некоторые авторы утверждают, что Иоанн пользовался синоптическими Евангелиями, особенно Евангелием от Марка (возможно Евангелием от Луки и совсем маловероятно, что он использовал Евангелие от Матфея). Наиболее ярко это проявляется в том, что Евангелие от Иоанна (описывающее частое посещение Иисусом Иудеи) помогает понять такие утверждения как, например, Лк 4:44: 14:34.

Итак мы можем сказать, что:

1) Евангелие от Иоанна независимо от синоптиков;

2) все четыре описания являются Евангелиями, описывают одного человека, при этом каждое показывает его со своей стороны, что является важным для получения полной картины жизни, деятельности и личности Иисуса.

 








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 926;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.