Почитание святых

О святых мы говорим как о ход.» ипх и и .i j ''дниках между Богом и человеком. Между тем в Сищ. Иш и ни ка(; о Ходатае и Посреднике говорится о Самом Иигуге Х;'п 11 . И.шримср, в Евр. Господь назван "Ходатаем Нового Завеч,»'' (t'^p 12, 24). В 1 Тим. Ап. Павел высказывается еще более onp^i, '"топно: "...един и посредник между Богом и человеками, человек Хрнс-тог Игсус, предавший Себя для искупления всех..." (1 Тим. 2, 5-6). Обычно этим высказыванием ап. Павла протестанты обосновывают свое отвержение церковной практики почитания святых. Но ап. Павел говорит о посредничестве в деле Искупления. Действи­тельно, в деле Искупления, в деле примирения человека с Богом Христос есть единственный Посредник, никакого другого нет и быть не может. Но спасение каждого из нас, то есть усвоение нами плодов Искупления, совершается опосредованно. Очевид­но, что существуют люди духовно более опытные, выше подняв­шиеся на пути к совершенству и потому способные помогать менее совершенным в их восхождении. 7-1')

О необходимости почитания угодников Божиих в Свщ. Пи­сании говорится неоднократно. Например, Божия Матерь вос­клицает: "...ибо отныне будут ублажать Меня все роды" (Лк. 1, 48). О необходимости чтить память святых говорится в Притч. (10, 7): "Память праведника пребудет благословенна". В Мф.:

"кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду про­рока..." (Мф. 10, 41), т. е. необходимо воздавать людям Божи-им подобающую им честь. В Евр.: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13, 7). Таким образом, святые для нас — пример для подражания.

Именно поэтому мы благоговейно вспоминаем подвиги свя­тых, подражаем их делам, прославляем их святость, устраива­ем праздники в их честь. Но, кроме того, почитание святых в Православной Церкви носит еще и характер поклонения, кото­рое выражается в сооружении храмов в честь святых, возжении светильников и каждении пред их изображениями, целовании изображений, преклонении пред ними колен. Основное возра­жение протестантов против этого поклонения сводится к тому, что такая практика умаляет заслуги Христа как единого По­средника. Однако уже в Ветхом Завете говорится о прославле­нии Бога, "дивного во святых своих" (Пс. 67, 36). Почитание святых в Православной Церкви всегда христоцентрично. По­этому утверждение того, что почитание свв. угодников каким-то образом умаляет искупительный подвиг Христа Спасителя, равнозначно утверждению, что честь, воздаваемая плодам, ума­ляет достоинство лозы, на которой и благодаря которой эти плоды выросли.

Смысл православного почитания святых излагает св. Иоанн Дамаскин (Слово 3-е "Об иконах"): "Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужите-лям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга".








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 706;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.