Иконография святых угодников Божьих
В традициях Православия закрепилась благочестивая практика писания икон угодников Божьих (пророков, апостолов, мучеников, святителей, преподобных и юродивых Бога ради), которые жизнью своей, стяжавши Благодать и идя путём Господа, прославились. Изначально это были иконы, изображающие угодника Божьего в центре с характерными для него (согласно с «Иконописным Подлинником») атрибутами-символами.
- Пророков, которые по внушению Духа Святого предсказывали о грядущем, изображают с нимбом вокруг головы, которая обычно покрыта пророческой шапочкой (пророк Даниил) или короной (царь Соломон). В руках они держат свитки с фрагментом из текста их пророчеств. Одеты - в хитон и гиматий. Нередко в руках у них с посох. Но каждый из пророков имеет свои особенные элементы одежды или предметы-символы, его окружающие, которые указывают на него.
- Апостолов, как провозвестников слова Божия с нимбами вокруг головы и свитками (или книгой в виде кодекса) в руке изображают так же одетыми в хитон и гиматий с характерными для каждого из них указующими символами Примером может служить образ апостола Петра, который обычно изображается стоящим на камне и с ключами от Царства Небесного в руке. Равноапостольные, которые прославили себя обращением своего народа в христианскую веру, часто изображаются с крестом в руке как символом спасения.
- Мученики традиционно изображаются с крестом в руке, как символом их жертвенности, победы над вечной смертью в их следовании искупительным путём Христа.
- Святители – это те священнослужители ( не ниже сана епископа), которые своей жизнью и пасторским служением осуществляют промысел Божий о Церкви Христовой. Изображаются в епископском облачении: с митрой как символом тернового венца Спасителя на голове, в саккосе – символом багряницы Христа и омофором (длинным платом) на плечах как символом заблудшей овцы, которую нашел и несет на своих плечах домой добрый пастырь. Святителей изображают с книгой в левой руке, а правая рука – в благословляющем перстосложении.
- Преподобные изображаются в монашеском облачении в полный рост или по пояс, при этом правая рука сложена в благословляющем жесте. В левой руке имеется свиток или четки (символ монашеского молитвенного труда). Столпники изображаются стоящими на столбах как символ ими избранной аскезы.
Рисунок 20. Симеон Столпник Младший Дивногорец. Фреска на северной стене Троицкого придела 1378 г. Новгород. Церковь Спаса на Ильине. Росписи Спасской церкви - единственная бесспорная работа византийского художника Феофана Грека (1340-1410 гг.)
- Блаженные или юродивые изображаются в том виде, в котором были известны при жизни в миру, совершая свой подвиг внешнего безумия Христа ради. Ветхие или не по своему размеру одежды, вериги и т.п. Обязательный элемент – нимб вокруг головы.
Икона с житием (Житийная икона) - иконописный образ угодников Божьих иногда дополняется фрагментами из истории их жития именуемыми клеймами, которые размещаются по полям иконописного образа (сверху, слева, снизу и справа) позволяя «читать» изображенное как иконописный текст.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 908;