Иконостас как явление православной культуры.
Слово иконостас имеет греческое происхождение и происходит от слов eicwn– икона и stasiz (stasis) – место для стояния. Иконостас - это перегородка, состоящая из нескольких ярусов икон, крепящихся на брусьях (тяблах) и резных дверей, которая отделяет алтарную часть храма от основной её части (наоса).
В раннехристианскую эпоху эта перегородка была мраморной и не высокой (не более 1 метра). Более высокая мраморная преграда, на которой размещался один ряд икон, появилась только в Византии. Со временем количество рядов икон увеличивалось. Появились три, потом пять и даже семь. Иконостас символически приоткрывает нам преображенный мир «будущего века», образ Рая, населенного святыми.
Высокий иконостас, имеющий несколько рядов икон, появился на Руси только к 14-15 веку и его появление связывают с деятельностью митрополита Киприана, Андрея Рублева и Феофана Грека. Ярким тому примером может служить иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.
Первым сформировался ряд икон получивший название «деисусный» (греч. «деисис» - моление).Главная идея деисусного ряда – моление всех святых перед Спасителем за род людской в преддверии Страшного Суда. Христос, восседающий на небесном престоле, окружен предстоящими Ему в молении Богоматерью, Иоанном Предтечею, архангелами Михаилом и Гавриилом, апостолами Петром и Павлом (или же другими святыми). Второй ряд икон получил название «праздничного»,посколькуих сюжеты связаны с главными двунадесятыми праздниками годового церковного цикла. На иконах второго ряда изображены главные события из земной жизниИисуса Христа (Рождество Христово, Сретение — принесение во храм, Крещение, Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Тайная вечеря, Омовение ног ученикам, Распятие, Снятие с креста, Положение во гроб, Сошествие в ад, Вознесение, Сошествие Святого Духа — Пятидесятница) и Богородицы Девы Марии (Благовещение, Успение). Третий ряд – пророческий. На нем изображены молящимися библейные пророки. В XVI веке над верхним, пророческим рядом иконостаса возник еще один - праотеческий, состоящий из икон праотцев.
Последний нижний ряд иконостаса получил название «местного», поскольку представлен образами святых высоко чтимых в данной конкретной местности.
Рисунок 21. Схема древнерусского иконостаса: 1 — царские врата; 2 — местный ряд; 3 — деисусный чин; 4 — праздничный чин; 5 — пророческий чин; 6 — праотеческий чин.
В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, которые напротив престола и называются «царскими» (или святыми вратами) а так жесеверные (слева) и южные (справа), получившие название дьяконских. В центральные двери (предназначенные для Царя Славы — Христа) входят только лица, имеющие священный сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках — четыре евангелиста (либо образы составителей Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На боковых дверях могут быть размещены: Благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, архангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены. Иконостас – это история спасения Богом рода людского от первородного греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа и жертвенной земной жизни Спасителя. Это - моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на небе вне исторического времени, представленное в живописных образах.
Литература к теме 5.
1. Архимандрит Рафаил, О языке православной иконы. Сатись: СПб, 1997.
2. Аверинцев С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / Византия. Южные славяне и древняя Русь. Искусство и культура. Сборник в честь В.Н. Лазарева. М., 1973.
3. Инок Григорий (Круг) Мысли об иконе. М.
4. Г.Н. Логвин Собор Святої Софії в Києві. Мистецтво. К. 2001
5. Петър Николов Богословие иконы (опыт исторического изложения догмата иконопочитания). Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. Сергиев-Посад. 2000.
6. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М.: Изд. ПБСФМ. 1999.
7. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, гл.8.
8. Языкова И.К. Богословие иконы. М. 2007.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1704;