Структура храма и его символическое значение.
Сближая понятия Христианского Храма с Церковью Христовой св. Иоанн Златоуст называет Храмом Божьим каждого молящегося человека, и «все народы суть четыре стены, из которых Христос создал единый храм. ((VI, 167) – цитата по: Троицкий Н. Христианский православный храм в его идее. К свету. № 17, -С.24). Таким образом, храм понимается как мир устремленный к горнему – образ духовного неба на земле. Но коли храм есть мир, то он должен иметь какую-то форму и этой формой выступает куб. Кубическое пространство храма есть образ мира и каждая сторона его открыта одной из четырёх сторон света. Каждая из четырёх сторон света является символом определенной области церковной жизни.
Восток. Восточная часть храма есть область и образ света, райского блаженства. Согласно Писанию рай был помещен Господом в Едеме, а он был на востоке (Быт. 8,2). В «Постановлениях Апостольских», где излагается чин литургии, есть следующее указание: «Ты же епископ…когда собираешь Церковь Божию, то приказывай составлять собрание с полным знанием дела… И, во-первых, само здание должно быть обращено на восток».
О том, что первые христиане молились, обращая свои лица на восток, писал Полидор Вергилий, объясняя это тем, что христиане именно с востоком связывали приход Иисуса Христа как Спасителя человечества. Поэтому в восточной части храма размещался алтарь – образ рая и райского блаженства. В восточной части храма находится и лик Спасителя.
Запад. Западная сторона олицетворяет образ скорби, смерти и суда. Здесь же помещается изображение сцен Страшного Суда, обращенных к выходящим из храма прихожанам, в качестве выразительного напоминания об возможных искушениях в жизни мирской, которые уже ждут на переступающего храмовый порог человека. Следовательно, идея запада в христианском храме выражается в мысли о греховности и суетности нашей жизни.
Впрочем, если обратиться к истории обычаев и верований древних, то, уже начиная с эпохи Египта и Месопотамии, восток был образом тления и смерти. В Египте место усопших (своеобразные города, долины мертвых) располагалось в западной стороне города. На западе у древних греков был и вход в царство Аида (отсюда берет происхождение слово ад) – божества подземного мира мертвых. На западе Иерусалима берет свое начало и так называемая долина «Сынов Енномовых» более известная под своим другим названием – геенна (или иудейский шеол).
Вертикальность композиции (с запада на восток и сверху в низ) определило понимание храма как системы христианских символов, раскрывающих смысл Святого Писания и фиксирующего, отражающего его в камне.
Если рассматривать структуру храма по горизонтали (внутреннее пространство) и по вертикали (которое более выразительно просматривается во внешнем виде), то и первом и во втором случаи он состоит из трёх частей.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1066;