Структура православного храма по горизонтали.
1) Алтарная часть. Слово «алтарь» берет свое происхождение от латинского слова altaria - высокий. Эта часть храма получила такое название в связи с тем, что находится в храме несколько выше от второй его части – наоса. В отличии от ветхозаветного Святая Святых алтарь в православном храме открывается во все наиболее важные моменты богослужения, символизируя, таким образом, открытость Царства Небесного для всех верных Господу людей после прихода Сына Божьего Христа Спасителя в этот мир. На протяжении всей Светлой Седмицы алтарные врата не закрываются. В алтарную часть имеют право заходить только священники, диаконы и пономари т.т. только те, кто совершает богослужение или прислуживает в соответственной данному богослужению одежде. В алтарной части находится престол и жертвенник. Престол в храме символизирует Небесный Престол Господний, поскольку на нем находятся Святые Дары – Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, которыми причащаются из Чаши (потыра) христиане, которую священник выносит на амвон. Запасные Святые Дары для причащения больных сохраняются на престоле в дарохранительнице, которая традиционно имеет вид церкви. На престоле также находятся антиминс (с греческого - «вместопрестолие») – плат, который изображает положение во гроб с частичкой святых мощей и напрестольное Евангелие, которое является символом меча Господнего, которым Он побеждает дьявола и смерть.
Рисунок 22. Крестовокупольная система. Алтарь.
В северной части алтаря находится стол, который получил название жертвенника. На жертвеннике находятся : чаша, дискос, звездица, лжица, копие и ковшик (в которой подается вино с водой для вливания в Св. Чашу). Чаша и дискос покрываются покровами. Большой покров, которым покрываются чаша и дискос вместе, называется воздухом. Там же находится плат для вытирания сосудов. На восточной стене алтаря за престолом находится образ Христа Спасителя на царском троне или же Воскресение Христово. Это место за престолом называют горним.
2) Вторая часть храма (её внутреннее пространство) получила название наоса (от греческого naos). Эту часть храма еще называют кораблем. Поскольку четырехугольное в плане внутреннее пространство храма имело в центральной части четыре опоры в виде колон (называемых по иному- пилонов) и таким образом делилось на три части именуемые нефами (или же пределами), постольку от французского слова nef (неф), которое имеет происхождение от латинского слова navis и в переводится как «корабль», закрепилось это название за всей второй частью храма. В этой части храма находятся пришедшие на службу христиане – верные Господу Иисусу Христу.
3) Третья часть храма получила в греческом языке название нартекс (Narthex) или же притвор. В притворе стояли оглашенные – часть пришедших в храм, которые готовятся принять крещение, но еще не крещены. Там находятся и те христиане, которые в силу определенных обстоятельств не допускаются во вторую её часть. Поскольку преимущественно это были женщины, в украинской традиции эту часть называют ещё бабинцем.
Рисунок 23. Нартекс.
По вертикали храм делится также на три части:
1) Купол (главка) и барабан (шея) вместе получили название бани. Эта часть храма символизирует мир нетварный – несотворенный то есть мир Божественный. При этом Барабан, который имеет подкупольные окна через которые в храм проникает солнечный свет и является символом нетварных енергий - Божьей Благодати.
Рисунок 24. Барабан.
2) Закомары – образ ангельского мира, тварного то есть созданного Господом, но лишенного того материального тела, которое имеет человек. Поэтому закомары имеют форму, которая напоминает сложенные крылья птицы – как атрибут и символ ангелов. Еще форма закомар называется «килеподобной» поскольку напоминает киль лодки – корабля (символ второй части структуры внутреннего пространства храма).
3) Храмовое пространство окруженное стеной есть третья часть храма, которая символизирует мир человека – созданного по образу Божию.
Литература к теме 6.1
- Архиепископ Сергий (Голубцов). Церковная архитектура.\ Ж-л. К свету. № 17
- Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М. 1966.
- Кудрявцев М., Кудрявцева Т. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм. \Ж.-л.К свету. № 17.
- Троицкий Николай Христианский православный храм в его идее. \Ж.-л.К свету. № 17.
- Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. С-Пб. 1993.
Рисунок 25. Закомары.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1572;