Sermons 1:208
В Бристоле, в январе 1740 г., к Уэсли подошел человек, чтобы задать ему вопрос. В его проповедническом служении это случалось множество раз, хотя лишь небольшая часть этих вопросов была записана. Из «Дневника» не ясно, был ли человек, задававший вопрос, новообращенным или же он искал спасения1. Он хотел знать, может ли человек спастись без «убежденной веры».
Ответил Уэсли очень осторожно, ибо старался не выйти за границы Св. Писания. С другой стороны, очевидно, что он твердо придерживался учения об «убежденности», да и вряд ли могло быть иначе после того, что произошло на Олдерсгейт-стрит. Вот что он сказал: «(1) Мне не нравятся такие слова, поскольку они не библейские. В Писании нет никакой «убежденной» веры или «верной ве- РЫ». Кроме того, вы спрашиваете так, будто бы есть две веры в Господа. Но апостол Павел учит, что Господь - один и вера одна. (2) Говоря «тебя спасает вера», я имею в виду спасение от внутренних и внешних грехов. (3) Я не знал ни одного человека, который был бы спасен без того, что вы называете «убежденной верой», то есть без полной убежденности в том, что заслугами Христовыми он обрел милость Божью».
С самого начала своей миссии Уэсли подчеркивал значение убежденности. Хотя в последующие годы его позиция несколько изменилась и он стал допускать отдельные исключения из общего правила, он всегда считал убежденность в спасении привилегией верующих, на которую они могут и обязаны притязать, если еще не обладают ею. Он зашел так далеко, что в письме к «Джону Смиту» назвал учение об убежденности «главным учением методистов» и, соответственно, «самой основой христианства». Далее он развивает свою мысль и в то же время увязывает свидетельство о Духе с Его работой по освящению человека: «Итак, важнейшие учения, которые я отстаиваю во всех моих писаниях и проповедях, не выходят за очень узкие рамки. Их можно обобщить, как «постигаемое наитие», на котором решительно настаиваем и я, и все те, кого называют методистскими проповедниками. Но будьте добры понять, что мы имеем в виду. Речь идет о наитии Св. Духа Божьего, посредством которого мы исполняемся праведностью, миром и радостью, любовью к Богу и всем людям. Просто быть не может, чтобы человек был исполнен мира, радости и любви по наитию Св. Духа и при этом не различал его так же отчетливо, как он различает солнечный свет».
Отсюда ясно следует, что Уэсли расширил понятие «убежденности», которое включает уверенность не только в прощении грехов, но и в том, что Св. Дух присутствует в жизни человека после возрождения. Такая убежденность непоколебима. «В этом суть того, что мы проповедуем, и я по-прежнему верю, что никто не станет истинным христианином, пока не обретет убежденности. Поэтому любой ценой надо убедить людей - пусть даже ‘убежденность’ поначалу сильно удивит их и на какое-то время оставит в смятении. Лучше им озаботиться и ужаснуться сейчас, чем заснуть и проснуться в аду.
Так что я не уйду от этого вопроса — хотя многие хотели бы, чтобы я от него ушел. Я знаю, что мне нужно доказать, и не отступлю ни на йоту. Итак, никто не может быть истинным христианином без наития Св. Духа, когда сердце наполняется миром, радостью и любовью... Только это я отстаиваю». Он был убежден, что такое учение исключительно важно, что в нем заключена сущность веры; а поэтому он не просит прощения за то, что «проповедует с такой силой и страстью, словно христианство только и зависит» от того, в чем его упрекал его «Джон Смит».
В проповеди «О свидетельстве Св. Духа», написанной уже в 1767 г., Уэсли по-прежнему подчеркивает все это. Размышляя о почти тридцати годах своего благовестил, он пишет: «Методисты прежде всего должны ясно понимать, объяснять и защищать это учение. В нем - важнейшее свидетельство, которое Бог заповедал им донести до людей. По Его особому благословению, подтвержденному опытом Его чад, вновь открылась великая евангельская истина, за многие годы почти забытая и потерянная»7. Принципал Х.Б. Уэркман справедливо заметил, что учение об «убежденности» «стало фундаментальным вкладом методизма в жизнь и мысль Церкви»8. Именно в этой области Уэсли значительно развил мысль ранних протестантов, показав в рамках теологии спасения, что Библия подчеркивает «убежденность».
Некоторые исследователи считают, что Уэсли сильно изменил свои взгляды, словно он опять оставил вопрос без ответа, как было перед обращением. Они преувеличивают. Имеющиеся факты не позволяют сделать столь далеко идущих выводов. Он признал теперь одно — из общего правила есть исключения. «Уэсли неустанно говорил о праве всякого христианина знать, что его грехи прощены, — писал д-р Генри Бетг, — и полагал такое право важнейшей частью религиозного опыта. Но он обнаружил, что у многих искренних последователей Христа нет особой убежденности. Само право христианской души на убежденность вызывало сомнение, если его просто не отвергали. Иногда эту убежденность подавляло суеверное отношение к церковным обрядам — прощение считали только плодом отпущения грехов. Однако Уэсли и его последователи всегда утверждали, что всякая раскаявшаяся и верующая душа может и должна обладать убежденностью в спасении».
Уэсли разъяснил свою позицию в письме к проф. Резерфорту (март 1768 г.), выделив несколько типов «убежденности». Очевидно, изменив свою точку зрения, он уже не отступал от нее: «Я полагаю, что лишь немногие, очень немногие христиане убеждены в своем вечном спасении. Апостол называет это ‘плерофориад’, ‘полной уверенностью’.
Я полагаю, что убежденность в милости Божьей исключает все сомнения и страхи. Именно это, если я не ошибаюсь, апостол и понимает под ‘плерофорией’.
Яполагаю, что человеку дано осознать милость Божью (но не называю это ‘плерофорией’, поскольку такое осознание нередко ослабевает, мало того, прерывается приступами сомнений и страхов). Это право каждого христианина, страшащегося Бога и ищущего праведности.
Я не утверждаю, что из этого общего правила нет исключений. Возможно, кто-то обрел милость Божью, но постоянно пребывает в скорби. Впрочем, я полагаю, что происходит это либо по физической немощи, либо по незнанию евангельских обетований. Поэтому много лет я не догадывался, насколько важно для оправдывающей веры сознание того, что ты обрел милость Божью».
Позднее Уэсли разъяснял, какими он видит различные уровни убежденности. Он располагал их в соответствии иоанновскому различению между детьми, юношами и отцами во Христе (см.
1 Ин. 2:12-14)". Иногда он делал различие между «ясной» и «полной» убежденностью. «В первом случае я убежден, что мои грехи прощены. Сначала мне это ясно, но потом начинают закрадываться сомнения и страхи. Во втором случае это «плерофория», полная уверенность в том, что я прощен. Ощущение того, что Христос пребывает во мне, ни на миг не исчезает, совершенно исключает любые сомнения и страхи. Разница здесь огромная, как между утренней зарей и полуденным солнцем»1’. Все это, как подчеркивает Старки, «вовсе не означает, что Уэсли отказался от своей концепции в последние годы; наоборот, он призвал всех христиан стремиться к ‘убежденности’, на которую имеет право каждый из них».
Уэсли проповедовал эту истину, как человек, сам испытавший такую радость. Обратим внимание, какими словами он описывает то, что с ним произошло 24 мая 1738 г.: «Я убедился, что Он простил мои, даже мои, грехи и спас меня от закона греха и смерти»14. Во второй проповеди «О свидетельстве Св. Духа» Уэсли обращается к христианскому опыту, в том числе — и своему собственному. Такой опыт подтверждает библейское учение: «Это опыт не двух-трех человек, не группы людей, а огромного, бессчетного числа христиан. Его подтверждает, в этом и будущем веке, ‘облако’ живых и умерших ‘свидетелей’. Его подтверждает ваш и мой опыт. Сам Св. Дух свидетельствовал моему духу, что я - чадо Божье, и я немедленно возгласил ‘Авва, Отче!’ Я сделал это (как и вы) прежде, чем помыслил о плодах Св. Духа, осознал их присутствие. Я получил свидетельство о том, что снискал любовь, радость, мир и все плоды Св. Духа. Во-первых, я услышал:
‘Прощаются тебе грехи твои! Ты принят!’ -
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 639;