РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. ный одобрять эти новшества, тем не менее восхваляет участвовавших в крестовых походах рыцарей из сообще­ства


ный одобрять эти новшества, тем не менее восхваляет участвовавших в крестовых походах рыцарей из сообще­ства, которое он называет «nova militia». Эти особые во­инствующие ордена способствуют тому, что в атмосфере христианизации меняется отношение к воинственному образу жизни. Сама религия и ее служители если и не военизируются, то становятся, в широком смысле слова, воинствующими. Так возникает явление, которому тоже суждено большое будущее, — милитантизм (то есть дви­жение рьяно ратующих за что-либо активистов).

Григорианская реформа: разделение на клириков и мирян

Я уже упоминал о важном движении, которое в XI веке глубоко изменило Церковь и весь христианский мир. Его назвали по имени Папы, при котором оно возникло, — Григория VII, пребывавшего в папском сане с 1073 по 1085 год. Сначала григорианская реформа была задумана папством как способ избавить Церковь от главенства свет­ских властей и от их вмешательства в церковные дела — в частности, защитить папский престол в Риме от притя­заний германского императора, — но кончилась более су­щественными изменениями, состоявшими в разделении клириков и мирян, Бога и кесаря, Папы и императора. Это решение было полностью противоположно тому, к ко­торому пришло православное христианство в Византии, где правил и кесарь и Папа в одном лице, то есть император являлся своего рода Папой; оно противоречило также под­ходу к власти, предлагаемому в исламе, где религия и политика были слиты и Аллах главенствовал надо всем и всем управлял. В отличие от них, христианство латинско­го образца, особенно после григорианской реформы, декла­рировало некоторую автономность мирян и особые облас­ти их ответственности. Эта перестройка не выходит за религиозные рамки: миряне остаются частью Церкви, но все равно это разделение становится важным процес-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 99

сом, благодаря которому в Европе эпохи Реформации и в конце XIX века, вдобавок к уже выделенным в отдельную категорию мирянам, сможет возникнуть явление «светско­сти» как принципа разделения церковной и гражданской сферы.

Один из главных инициаторов григорианской реформы Гумберт де Сильва Кандида писал: «Клирики и миряне должны быть разделены вне Церкви, в зависимости от их занятий, точно так же, как они разделяются внутри хра­ма, где каждой из этих категорий отводятся свое место и свои службы. Пусть миряне занимаются только своими делами — светскими, а клирики — своими, то есть дела­ми Церкви. И для тех и для других должны быть установ­лены четкие правила». Кроме этого главного принципа — разделения клириков и мирян — григорианская реформа установила и внедрила в жизнь новые формы внешней организации общества. Эту внешнюю организацию опре­деляли несколько ключевых моментов: приход, крещение детей, семья в качестве ячейки общества, христианский брак, дисциплина во время церковной службы, обуздание нравов под угрозой адских мук, молитвы за усопших (пе­речень дан Эрве Мартеном (Martin)). Жан-Клод Шмитт замечает, что в эту эпоху даже призраки служили для ил­люстрации григорианских принципов. Что лишь подтверж­дает глобальное значение и важность этой реформы — од­ного из тех событий, которые оставят наиболее заметный и протяженный след в европейском христианском мире.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 593;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.