РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. феодализме станет клятва верности, которую вассал при­носит сеньору


феодализме станет клятва верности, которую вассал при­носит сеньору. Применительно к куртуазной любви роль сеньора играет дама. Мужчина дает ей клятву в верно­сти. Момент возникновения куртуазной любви и ее смысл вызывают большие споры. Несомненно, что в развитие ее ритуалов поначалу внесли свой вклад провансальские тру­бадуры, и, возможно, сыграло роль влияние арабской лю­бовной поэзии, но я считаю, что эти факторы не стоит переоценивать. Существенно, что fin'amor и, в несколько меньшей степени, куртуазная любовь могли возникать и развиваться только вне брачных уз. Типичный тому при­мер — любовь Тристана и Изольды. Подобная любовь фактически входит в противоречие с нормами брака, ко­торые устанавливает Церковь. Иногда она даже принима­ет вид чуть ли не еретического поведения. Важный во­прос, относящийся к куртуазной любви: была ли она чи­сто платонической или включала в себя также сексуальные отношения, — и, продолжая эту мысль, являлась ли кур­туазная любовь любовью реальной или только вообража­емой, развивалась ли она внутри некой социальной ре­альности или только в литературе? Очевидно, что курту­азная любовь оказала влияние на реальные отношения живых людей и на реальное выражение любовных чувств. Но я полагаю, что она представляла собой в первую оче­редь некий идеал, который никогда не реализовывался на практике. И прежде всего, куртуазная любовь — это лю­бовь аристократическая: маловероятно, чтобы она охва­тывала широкие массы.

Один из принципиальных и сложных вопросов, которые встают в связи с понятием куртуазной любви, — вопрос о взаимосвязи ее с повышением статуса женщины. Тут я охотно присоединяюсь к мнениям Шарля Юше (Huchet) и Жоржа Дюби. Юше писал, что fin'amor в жизни пред­ставляла собой «искусство сохранять дистанцию по отно­шению к женщине при помощи слов». Жорж Дюби гово­рит: «В этой игре истинными хозяевами положения были мужчины». Получается, что куртуазная любовь не при-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 95

несла знатным дамам ничего, кроме иллюзорного почте­ния. Но мы еще вернемся к этому вопросу на примере культа Святой Девы.

У куртуазной любви имелся основополагающий текст, влияние которого было весьма велико. Я имею в виду трактат «О любви» («Tractatus de amore») Андрея Капелла­на (1184). Можно сказать, что куртуазная любовь и, в частности, fin'amor являлись составной частью процесса эволюции манер или «процесса цивилизации», о котором мы уже говорили в связи с улучшением застольных ма­нер. Даниэль Ренье-Болер (Regnier-Bohler) определила fin'amor как «эротику укрощенных желаний». Такое окуль­туривание любовного чувства не помешало, как мы уже упоминали, куртуазной любви соседствовать с грубостью и даже непристойностью. Примером может служить по­эзия первого знаменитого певца куртуазной любви Виль­гельма IX, герцога Аквитанского (1071-1126). Остается добавить, что в известной книге Дени де Ружмона курту­азная любовь названа «новой любовью». Благодаря мифу о Тристане и Изольде, а также многим литературным и музыкальным произведениям, возникшим на его осно­ве, в числе которых оказалось несколько настоящих ше­девров, куртуазные отношения заняли важное место в ев­ропейской культуре.

Абеляр и Элоиза: интеллектуалы и новая любовь

Была еще одна пара, которая тоже стала образцом куртуазной любви, дав миру пример неожиданных отно­шений, причем речь идет о людях, живших на самом деле. Эта пара — Элоиза и Абеляр. Всем хорошо известна ис­тория о философе и учителе, который воспылал страст­ной любовью к своей очень юной ученице, а она к нему, и у них родился сын. Эта история насквозь пропитана драматизмом и романтикой: тут и оскопление Абеляра озлобленной против него семьей девушки, и заключение


96 РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ

возлюбленных в разные монастыри: Абеляр находился в Сен-Дени и в Сен-Жильд-де-Рюи в Бретани, а Элоиза — в Шампани, в аббатстве Параклет, посвященном Святому Духу1. Тут же и постоянство их любви, длившейся до самой смерти, о чем свидетельствует их поразительная, ни с чем не сравнимая переписка. Случай Абеляра и Эло-изы дает ответ на некоторые вопросы, но непонятно, можно ли на его основе делать широкие обобщения. В их случае нет никаких сомнений, что новая любовь — это любовь небесплотная. Очевидно также, что она возникает вне брака. Абеляр хотел узаконить свои отношения с Элои-зой, но она в ответ приводит соображения, звучащие на редкость современно, о том, как трудно интеллектуалу работать и реализовать себя, если он связан брачными узами. К теме куртуазной любви здесь добавляется еще одна тема, возникающая в XII веке, а именно — появление новых интеллектуалов. Но эта эмоциональная и экзис­тенциальная реальность, порожденная Средневековьем, по­лучит развитие в Европе уже в более поздние времена.








Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 759;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.