Рыцарство и куртуазность

Также приблизительно к тысячному году, но в более распространенном и более определенном виде появляется и другой социальный тип — рыцарь. Он вырастает из miles (что означает «солдат»), функции которого были вполне определенными и в Римской империи, и у романизиро­ванных варваров: этот термин предполагал единственный контекст — военный, но к тысячному году понятие эво­люционирует и означает уже (иногда связываясь с зам-


IV. ФЕОДАЛЬНАЯ ЕВРОПА. XI —XII ВЕКА 89

ком и сеньором) воинскую элиту, профессионалов конно­го боя, которые, помимо участия в реальных сражениях, состояли на службе у своего сеньора и проводили время в занятиях, которые можно считать и развлечениями, и тренировкой, а именно — в турнирах. Турниры вызывают недовольство Церкви, которая усматривает в них прояв­ление агрессивного настроя (в том числе и по отношению к себе самой) со стороны людей, относящихся, по индо­европейской классификации, ко второй группе (bellatores, «воины»): они ведь, не дрогнув, берутся за оружие, а кли­рикам это запрещено. Похоже, что распущенность рыца­рей и была одной из главных причин возникновения на рубеже веков мирного движения, о котором мы уже гово­рили. Постепенно рыцарство будет «цивилизовано» Цер­ковью. Во многом для того, чтобы направить их жесто­кость в полезное русло, Церковь старается подобрать им всякие богоугодные занятия: охрана церквей, защита жен­щин и безоружного населения, а вскоре, как мы увидим в дальнейшем, Церковь предложит им бороться с неверны­ми за пределами христианского мира. В конце концов, самое позднее к XII веку, Церковь одержит относитель­ную победу над рыцарями. Посвящение в рыцари было церемонией, которая проводилась в конце отрочества и представляла собой, с одной стороны, ритуал инициации, а с другой — ритуал перехода в другой статус. Церемо­ния заключалась в том, что молодому воину вручали ору­жие, как это делалось у германских народов. Церковь ничего не изменила во вручении шпор — чисто светском ритуале, но ввела благословение особых атрибутов рыца­ря: копья со знаменем, щита, украшенного гербом, и меча. Омовению, которое производилось перед церемонией, Церковь приписала христианскую символику очищения. С конца XII века она добавила в конце церемонии посвя­щения ночь бдения над оружием, смысл которого состоял в религиозных размышлениях. В плане будущего, для фе­номена европейского рыцарства самым важным было










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 586;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.