РОЖДЕНИЕ ЕВРОПЫ. перевезли останки святого Бенедикта: после вторжения лангобардов они лежали, забытые, в Монте-Кассино


перевезли останки святого Бенедикта: после вторжения лангобардов они лежали, забытые, в Монте-Кассино, в Южной Италии. Роль этих связей между паломниче­скими центрами в Средневековье будет усиливаться с те­чением времени.

Два полюса: Византия и ислам. Вопрос о священных изображениях

Вернемся к двум негативным событиям, которые сыг­рали ключевую роль в формировании Европы в период с VII по XIV век. Религиозное и национальное своеобразие формируется или, по крайней мере, закрепляется на фоне конфликта, в некоем противостоянии. Контакт с чем-то чужеродным и, особенно, наличие соперника или врага способствуют выработке самобытности.

У западного христианского мира таких взаимно оттал­кивающихся полюсов было два. Прежде всего, это Визан­тия. Амбиции Византии, желавшей главенствовать над всем христианским миром, как греческим, так и латин­ским, отказ признавать власть римского епископа, иной язык, использующийся для литургии (греческий, а не ла­тынь), а также теологические разногласия — все это от­даляет друг от друга латинских и византийских христиан, и это разделение усилилось после того, как латинская Церковь приняла решение по одному очень важному воп­росу. Конфликт по поводу отношения к священным изоб­ражениям начался в византийском мире с первой вспыш­ки иконоборчества — между 730 и 787 годами. После II Никейского собора (787) Карл Великий сформулирует в «Libri carolini» отношение западного латинского христи­анства к изображениям. В качестве решения была выбра­на золотая середина. Осуждались как иконоборчество, то есть уничтожение изображений и отказ от них, так и ико-нопочитание, поклонение изображениям. Иудаизм и ис­лам не признавали священных изображений, Византию


I. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ НАБРОСОК ЕВРОПЫ. IV — VIII ВЕКА 49

также потрясали вспышки иконоборчества, а западный хри­стианский мир признавал и чтил иконы как дань почте­ния Богу, Святой Деве и святым, не превращая их в пред­меты культа, поскольку эти священные изображения де­лались по человеческому подобию. Лица божественных особ, за исключением Святого Духа, изображались как лица людей. Это было этапом в становлении европейской гуманистической традиции. Перед европейским искусством открывался простор для плодотворного развития.

Более острым оказался конфликт с исламом, начавший­ся в VII веке. Восточная Европа оставалась включенной в византийский мир, а ислам и латинское христианство вступили в противостояние, которое временами перерас­тало в конфликты, часто вооруженные. После захвата Северной Африки ислам в лице берберов, которых обра­тили в свою веру арабы, пошел на приступ Западной Ев­ропы. Пиренейский полуостров был стремительно завое­ван в 711-719 годах. Христиане удержались только в его северной части и главным образом на северо-западе, в Ас­турии. Мусульмане двинулись из Испании на север, за Пиренеи, и, как мы уже видели, трудно определить, бы­ло ли это просто грабительским набегом или стремле­нием мусульман расширить свою территорию. Во всяком случае, их продвижение было остановлено во время сра­жения при Пуатье (732). Это было последним нашествием мусульман на области к северу от Пиренеев, хотя позже, в IX веке, последуют новые мусульманские завоевания на средиземноморских островах, в Италии и Провансе.

Битва при Пуатье дала европейской историографии по­вод для разнообразных интерпретаций. Некоторые истори­ки видят в ней лишь незначительную стычку, исходя из того, что мусульманские завоеватели к тому времени уже были обессилены и измотаны. Для других битва при Пу­атье явилась ключевым событием, победой христианства над исламом и в области реального, и на пространстве










Дата добавления: 2015-01-02; просмотров: 601;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.