Подсказки во время беседы

Представители разных народов по-разному про­являют в речи свой темперамент. В восприятии англичан французы всегда казались неугомонны­ми болтунами. «Француз, -- утверждал еще док­тор Джонсон, -- будет болтать не умолкая, неза­висимо от того, есть ли ему что сказать о данном предмете или нет; англичанин же, когда ему не­чего сказать, предпочитает промолчать и не ска­зать ничего». Итальянцы также пользуются репу­тацией людей чрезвычайно словоохотливых. То же самое можно сказать и об ирландцах, другая крайность — финны и жители северной Швеции, которые будут крайне рады появлению гостей, не проронив при этом ни слова.

Склонность финнов к молчанию хорошо видна в том, как они обычно беседуют друг с дру­гом. Хотя у финнов тоже существует широкий диапазон звуковых «сигналов», которые они могут использовать в качестве своего рода обрат­ной связи, когда один из них пребывает в роли слушателя, они, тем не менее, предпочитают прибегать к визуальным сигналам поощрения, таким, как кивки головой, чтобы показать орато­ру, что они отлично понимают его и вполне со­гласны с ним. Стремление избегать звуковых сиг­налов обратной связи подчеркивает, что единст­венным человеком, который произносит хоть что-то, является тот, что в данный момент высту­пает в роли оратора. В результате финская мане­ра беседы производит впечатление весьма скуч­ного и одностороннего монолога, так что ино­странные гости, привыкшие в ходе беседы часто обмениваться репликами и замечаниями, чувст­вуют себя не в своей тарелке. Подобное впечатле­ние еще более усиливает тот факт, что у финнов не принято прерывать говорящего. Поэтому, ког­да иностранец общается с финном, у него часто возникает впечатление, что финн остается без­участным к его словам, что он его не слушает и вообще все это ему совершенно неинтересно.

Совершенно другая манера общения ожидает иностранцев в Италии, где беседа напоминает скорее эмоциональный обмен репликами, когда все говорят сразу и никто никого не слушает. В Италии беседа обычно напоминает своего рода состязание, особенно если в ней участвуют дру­зья. В таких случаях стоит только слушателю по­глядеть в сторону, как говорящий тотчас устрем­ляет на него укоризненный взгляд. Разумеется, это представляет собой полную противополож­ность тому, что мы видим в других странах, где слушатель, как правило, смотрит на оратора куда более пристально, чем тот на него. В беседе итальянцев нередко бывает так, что слушающий со скучающим видом глядит по сторонам, тогда как говорящий ни минуты не стоит на месте, стара­ясь всегда находиться прямо перед своим собе­седником, и отчаянно жестикулирует руками, чтобы привлечь и удержать внимание слушателя.

Практика говорить по очереди, столь распро­страненная в Италии, во многом основана на «эффекте раковины», получившем свое название по знаменитой сцене из не менее знаменитой но­веллы Уильяма Голдинга «Повелитель мух».

В новелле рассказано о том, как группа анг­лийских школьников очутилась на необитаемом острове. Собравшись на свою первую встречу на острове, мальчишки заговорили все разом, и поэ­тому они решили взять себе за правило, чтобы впредь они говорили по одному. Выступать в роли оратора мог только тот из них, кто держал в руках большую раковину, которую они подобра­ли на берегу[40]. Стиль беседы, присущий итальян­цам, весьма напоминает подобный эффект рако­вины, не потому, что итальянцы стремятся избе­жать ситуации, при которой говорят все сразу -шансы добиться этого крайне ничтожны, -- а по­тому, что главным оратором обычно считается тот, кто отчаянно жестикулирует руками.

В Италии принято, что когда говорящий хочет и дальше выступать в роли оратора, он обычно начинает активно жестикулировать и размахивать руками, чтобы удержать внимание собеседника. Слушатель же, напротив, чаще всего не подает ему никаких поощрительных сиг­налов обратной связи, что отчасти связано с тем, что оратор и без того не нуждается ни в каких по­ощрительных знаках, продолжая говорить без умолку, а также с тем, что слушатель сам не склонен оставаться в пассивной роли и потому не слишком стремится выказывать оратору знаки внимания и поддержки. В беседе двух итальянцев слушатель часто принимает безучастный вид, от­вернувшись и поглядывая в сторону, пока его со­беседник все продолжает и продолжает говорить. При этом иной раз возникают комические сцен­ки, когда разгорячившийся оратор изо всех сил старается с помощью неистовой жестикуляции удержать внимание слушателя, а тот решительно не желает выказывать оратору какие бы то ни было знаки внимания и интереса. Чтобы пока­зать, что он намерен продолжать, говорящий должен поспешно вскинуть руки, опередив слу­шателя и не позволяя ему перехватить эстафету беседы. Во время своей первой поездки в Италию я был буквально шокирован тем, как часто люди во время беседы прикасаются друг к другу. Уви­дев, что во время разговора двух людей на улице говорящий чуть ли не схватил слушателя за плечо, я подумал было, что тот не в себе. Но ока­залось, что я с непривычки просто не заметил, что подобные прикосновения носили вполне «подконтрольный» характер. Их цель состояла не в том, чтобы убедить слушателя в чем-то, нет, эти жесты должны были показать ему, чтобы он и не думал перехватывать инициативу!

Когда же итальянец решает уступить собесед­нику роль оратора, он попросту опускает руки. Это сразу же показывает, что он более не наме­рен говорить. Другим выразительным сигналом, к которому нередко прибегают ораторы, является недоуменное пожимание плечами, которое весь­ма близко по смыслу к репликам типа «сам не знаю», к которым ораторы прибегают, сочтя, что им пора уступить место другому. Слушатели же, стремясь получить слово, могут добиться своей цели несколькими способами: то и дело преры­вая оратора, хватая его за руки и чуть ли не силой опуская их вниз, и, наконец, начиная отчаянно жестикулировать. Слушатель, который хочет по­казать, что у него нет намерения перехватить инициативу и выступить в роли оратора, обычно делает это, преспокойно сложив руки на груди или закинув их за спину. Этот жест выполняет роль «непреднамеренной демонстрации»: он по­казывает, что слушающий просто не в состоянии взять слово. В самом деле, как он может начать говорить, если руки у него заложены за спину?








Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 756;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.