Подсказки руками
Иногда национальную принадлежность того или иного человека можно определить еще издали, наблюдая за тем, как он держит руки и жестикулирует ими. Это объясняется тем, что у одних народов принято жестикулировать больше и выразительнее, у других -- меньше. Если бы существовала международная лига состязаний по жестикуляции, итальянцы одержали бы в ней победу с большим отрывом. Подобная оценка итальянцев как народа, склонного к неистовой жестикуляции, имеет давние корни. В 1581 году автор «Трактата о танцах» подчеркивал: «Итальянец в речи своей... стремителен и многословен и использует столь много жестов, что если англичанин поглядит на него со стороны, не слыша ни единого из его слов, [он] наверняка сочтет его человеком явно не в своем уме или паяцем, разыгрывающим комедию на подмостках». Полную противоположность итальянцу, по мнению автора, являет собой немец: когда немец выступает с проповедью на кафедре, он выглядит как паралитик, у которого не действуют руки и туловище.
Мы склонны признать, что народы, которые жестикулируют много и экспрессивно, отличаются большей живостью и темпераментом, а народы, не часто пользующиеся жестами, например англичане, всегда отличались сдержанностью и скрытностью. Впрочем, это не вполне точно. Действительно, бытует мнение, которое, кстати сказать, разделяют и сами англичане, что британцы - народ не особенно темпераментный, не любящий прибегать к выразительным жестам.
Однако было время, когда жесты и жестикуляция играли в жизни англичан куда более заметную роль, чем в наши дни. Так, от любого актера елизаветинской эпохи требовалось искусное владение телодвижениями и жестами, а пьесы Шекспира пестрят ремарками, подчеркивающими экспрессивные жесты и движения рук. Полотна и гравюры Хогарта, запечатлевшие сценки из жизни Англии его времени, со всей очевидностью показывают, что в XVIII веке жестикуляция пользовалась достаточно широкой популярностью и что использование жестов отнюдь не ограничивалось какими-то конкретными слоями общества. «Величественные манеры» ораторского искусства, которые играли в XIX веке заметную роль и в парламенте, и на кафедре проповедника, также были основаны на выразительных жестах рук. Впрочем, как раз в эту эпоху начал входить в моду более сдержанный стиль социального поведения, и англичане стали понемногу утрачивать интерес к бурной жестикуляции.
История распорядилась так, что социальное поведение французов развивалось в противоположном направлении. В наши дни французы обожают экспрессивные жесты, однако в прежние времена, в частности в XVI веке, это было далеко не так. До приезда во Францию Екатерины Флорентийской (Медичи), ставшей супругой Генриха II, французские придворные крайне редко прибегали к помощи жестов, считая пантомиму порхающих рук чем-то низким и вульгарным. Однако в эпоху Реставрации французы вошли в ряды наций — любителей жестов и с тех пор остаются ревностными приверженцами жестикуляции.
Если вы сравните манеры итальянца и француза, вы наверняка обратите внимание, что их экспрессивные жесты весьма существенно отличаются друг от друга. Во-первых, итальянцы размахивают руками куда больше и активнее, чем французы. Еще более выразительным является при этом положение пальцев во время того или иного жеста. Как правило, французы отдают предпочтение открытой ладони, тогда как итальянцы предпочитают «специфические сложения пальцев», когда, например, говорящий плотно сжимает кончики большого и указательного пальцев или кончики всех пяти пальцев[41]. Другим не менее важным ключом от национальной принадлежности того или иного человека можно считать ритм жестикуляции. Так, движения французов обычно более медлительны и сдержанны, тогда как жесты итальянцев более отрывисты и для них характерен рваный ритм. А теперь несколько слов о геометрии жестикуляции, или, другими словами, о том, какое пространство охватывают руки человека при том или ином жесте. Здесь мы видим, что французы предпочитают ограничивать свои жесты кистями и предплечьями, тогда как итальянцы активно используют плечи и всю руку в целом. В результате жесты итальянцев носят куда более экспансивный и экспрессивный характер.
Другая этническая группа, которая активно использует жестикуляцию, но не прибегает при этом к экспансивным движениям, - это евреи стран Восточной Европы. Дэвид Эфрон, который провел специальные исследования наиболее характерных жестов евреев в Нью-Йорке в годы Второй мировой войны, обратил внимание, что если говорить о жестах, которыми пользовались выходцы и из еврейских общин стран Восточной Европы, то необходимо сказать, что их жесты были весьма своеобразны. Жестикулируя, люди всегда держали локти и кисти рук практически у самой груди, никогда не относя их от корпуса. Подобные жесты — естественная манера жестикуляции гонимого народа; евреи хотели общаться друг с другом, но при этом интуитивно боялись «раскрыться» и стать более уязвимыми. Кисти рук жестикулировали, но руки и локти всегда оставались наготове, инстинктивно защищая корпус от возможной атаки. В отличие от подобных скованных защитных поз, характерных для жестикуляции евреев, жестам итальянцев присуща широта и размашистость. Поскольку локти у них не прижаты к туловищу, кисти и предплечья могут свободно взлетать и порхать вокруг тела, так что жестикулирующий итальянец - это весьма живописное почти театральное зрелище.
Представители разных национальностей заметно отличаются друг от друга и в приверженности к тем или иным жестам. Так, например, знаменитый жест «поднятый большой палец», который в наши дни принято считать знаком одобрения и удачи, далеко не всегда имел подобное позитивное[42] значение. В Греции, а также в тех районах Австралии, где существуют крупные общины греков-эмигрантов, поднятый вверх большой палец воспринимается как оскорбление. Этот жест, обращенный к мужчине, как бы намекает на его сексуальную несостоятельность, причем он считается куда более оскорбительным, чем аналогичный по смыслу жест среднего пальца, означающий «засунь его себе в зад!». По мните об этом, если собираетесь отправиться в туристическую поездку в Грецию. А когда вы окажетесь там, лучше не пытайтесь остановить машину подобным жестом, вытянув руку с поднятым большим пальцем. Иначе вас никто не подвезет!
Другим жестом, также допускающим неверное истолкование, является известный греческий оскорбительный жест -- мутца. Этот жест заключается в том, что человек, наносящий оскорбление, поворачивает руку ладонью наружу и, растопырив пятерню, показывает ее человеку, которого хочет оскорбить. Жест мутца восходит к старинному византийскому обычаю прогонять закованных в цепи преступников по тесным улочкам городов. Завидев разбойников, местные жители забрасывали их грязью и окатывали помоями, норовя попасть им в лицо. К счастью, этот унизительный обычай давно отошел в прошлое, однако мутца по-прежнему сохраняет зна чение в высшей степени оскорбительного жеста, сопровождаемого выкриками типа: «Получи пятерней под зад» или: «Отправляйтесь к дьяволу!». Разумеется, для иностранцев мутца выглядит этакой невинной демонстрацией пяти пальцев, единственное назначение которых символизировать цифру «5». Нечто подобное, по рассказам очевидцев, произошло несколько лет назад, когда английский футбольный клуб «Ноттингем Форест» проводил в Афинах матч с местным греческим клубом. Спортивный корреспондент одной британской газеты в своем отчете о матче писал, что группа молодых греческих фанов приблизилась вплотную к тренеру английского клуба, выводившему своих футболистов на игру и, растопырив пальцы, потрясала перед ним пятернями. По мнению автора отчета, они хотели показать этим жестом, что игра закончится со счетом 5:0 в пользу греков! Увы, бедный журналист просто-напросто не подозревал о том, что подобный жест на самом деле представляет собой
глубокое оскорбление, а вовсе не прогноз итогового счета матча.
Подобное же ошибочное толкование часто ассоциируется и со знаменитым жестом пальцев «V» в значении «виктория» (победа). Подобный жест, как известно, обычно совершается указательным и средним пальцами руки, тогда как остальные пальцы сжаты в кулак, а сама рука обращена к адресату жеста. В большинстве стран положение ладони особого значения не имеет, и жест «победа» совершается, когда рука обращена как ладонью, так и тыльной стороной вперед. Однако в таких странах, как Греция и Великобритания, положение кисти имеет решающее значение. В Греции, где подобный жест представляет собой ту же мутцу в миниатюре, воспроизводимую широко разведенными указательным и средним пальцами, кисть обращена ладонью к адресату жеста. Этот оскорбительный жест иногда сопровождается выкриками: «Вилы те в бок!» или: «Проваливай в преисподнюю!» Мутца в миниатюре, как и знаменитый жест Черчилля «V» (победа), выполняется, когда кисть обращена ладонью вперед. Это -- жест-оскорбление. Вот почему во избежание путаницы греки, показывая жест «V» в значении «победа», обращают руку тыльной стороной вперед. Любопытно, что такой вариант жеста «V» практически идентичен оскорбительному жесту англичан. Когда англичане хотят оскорбить друг друга, они тоже делают жест «V», обратив кисть тыльной стороной вперед. Тот факт, что англичане и греки для передачи противоположной информации выбрали одни и те же жесты, нередко приводит к серьезным недоразумениям в контактах между представителями двух стран. Так, когда грек демонстрирует жест «V», повернув кисть тыльной стороной вперед, он думает, что говорит о победе, тогда как англичанин усматривает в этом оскорбление. Когда же жест «V» выполняется ладонью вперед, возникает прямо противоположная ситуация. Англичанин считает, что он торжествует победу, тогда как грек убежден, что ему наносят жестокое оскорбление.
Некоторые жесты ограничены какой-то одной страной, другие же -- имеют еще более узкий ареал распространения, ограничиваясь одним-двумя районами. Однако существуют и жесты, хорошо понятные во многих странах, особенно жесты, связанные с употреблением спиртного. Когда тот или иной человек хочет угостить вас спиртным, совершая жесты, воспроизводящие сам акт выпивки, вы часто можете узнать, откуда этот человек родом, наблюдая за тем, как расположены его пальцы. Уроженцы таких стран — «поклонниц» пива, как Великобритания, Германия, Голландия и Бельгия, делают характерный жест, обхватив стакан или ручку пивной кружки четырьмя пальцами, а пятый, большой, обратив к гостю. Выходцы из таких «водочных» государств, как Россия, Украина и Польша, совершают жест, имитирующий хват пальцами рюмки с водкой. При этом жесте указательный и средний пальцы располагаются напротив большого, а кисть несколько раз быстро наклоняется в сторону рта, как бы воспроизводя опрокидывание рюмки в рот. Представители таких стран, как Франция, Италия и Испания, где пальма первенства принадлежит вину, обычно делают жест, имитирующий форму бутылки вина. Для этого они сжимают четыре пальца в кулак, а большой палец поднимают верх и подносят его, словно «горлышко» бутылки, к губам. Этот жест иногда совершается несколько иначе: человек поднимает руку-«бутылку» до уровня лба, с тем чтобы «горлышко» было наклонено в рот сверху вниз. Этот жест, по всей видимости, как бы имитирует старинный обычай, когда пили из кожаной фляги, которую держали над головой, и вино само тонкой струйкой лилось в рот. Таким образом, этот жест, связанный с винопитием, представляет собой «подсказку-реликт», или, другими словами, жест, восходящий к некой древней практике, давным-давно канувшей в Лету.
Сравнение особенностей поведения людей разных национальностей показывает, что одни народы жестикулируют куда больше и активнее, чем другие. В первую группу входят народы северных стран -- шведы, финны, норвежцы и датчане, которые крайне редко пользуются жестами и которые по сравнению с представителями других стран, являются своего рода жестикуляционно необразованными. К этой же категории можно отнести японцев, корейцев и китайцев, которые также очень редко прибегают к помощи жестов. Ко второй группе можно отнести англичан, немцев, голландцев, бельгийцев и русских, которые пользуются жестами весьма и весьма уверенно. Представители народов, относящихся к этой категории, предпочитают использовать руки лишь тогда, когда они находятся в состоянии сильного возбуждения, когда общаются с кем-либо на значительном расстоянии или если хотят пригрозить или нанести оскорбление кому-то. К третьей группе относятся уроженцы таких стран, как Италия, Франция, Греция, Испания и Португалия. В нее также входят уроженцы стран Южной Америки, в частности - - Аргентины и Бразилии. Это объясняется тем, что жители именно этих стран испытали наибольшее влияние итальянцев, испанцев и португальцев. Мы можем без труда отнести к одной из этих трех групп страны с единым потоком культуры или преобладающим культурообразующим классом. Однако теория трех групп далеко не столь продуктивна, когда перед нами встает вопрос, к какой именно из этих групп отнести такие многонациональные государства, как Соединенные Штаты, поскольку жесты некоторых этнических групп в этой стране отличаются большей выразительностью и экспрессией, чем жесты других. Из этого можно сделать вывод, что поведение людей в большей степени определяется культурной самоидентификацией, нежели национальностью.
Некоторые подсказки универсальны, другим же свойствен ярко выраженный местный колорит. Универсальные подсказки обусловлены общими законами биологии, едиными для всех людей: например, чувство страха выражается в широко раскрытых глазах - - таково уж врожденное свойство человеческой природы, которое встречается на всех континентах. Однако некоторые подсказки получили исключительно широкое распространение отнюдь не потому, что они являются врожденными; просто одни народы мира заимствовали их или перенимали у других. Например, почти во всех странах молодые люди носят бейсболки козырьком назад, и это -- всего лишь дань моде, а не проявление общих законов биологии. Что же касается локальных подсказок, использование которых ограничено узкой группой людей, то они всецело обязаны своим существованием культурным инновациям. Поэтому-то они претерпевают изменения значительно чаще, чем подсказки, запрограммированные самой природой. Универсальные подсказки бывает очень непросто отличить от локальных. И наоборот, за отсутствием доказательств обратного мы можем предположить, что смысл, который мы вкладываем в те или иные жесты, аналогичен осмыслению определенных жестов и телодвижений людьми других стран и континентов. Но, как известно, люди, живущие в разных частях земного шара, часто вкладывают в одни и те же жесты совершенно различный смысл. Если мы не будем учитывать этого факта, то взаимное непонимание и недопонимание людей может привести к всевозможным недоразумениям в международном масштабе. Хотя ошибки в понимании жестов иной раз могут показаться забавными и не заслуживающими никакого внимания, некоторые из них могут иметь далеко идущие последствия.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1414;