Руки как орудие подсказки
Беспокойство часто выражается и в том, как люди держат руки и какие жесты ими совершают. Когда люди охвачены беспокойством, они часто вертят в руках различные предметы; вам наверняка доводилось видеть, как некоторые перебирают ключи, крутят на пальце резинку или машинально поправляют складки на одежде. Обеспокоенные чем-то люди стремятся почаще прикасаться к собственному телу — типичный знак стремления к комфорту. Они могут потирать руки — кстати сказать, этот жест был одной из фирменных подсказок Джорджа Бернарда Шоу, -могут теребить мочку уха, поглаживать подбородок или запускать пальцы в волосы. Не менее выразителен и жест, когда люди прикасаются к своему телу. Например, мужчина, который поглаживает кожу на шее под подбородком, этим жестом как бы говорит о том, что он очень обеспокоен тем, чтобы выглядеть более весомым в глазах окружающих.
Зоологи установили, что, когда животные пребывают в нерешительности относительно того, как им быть дальше, они часто совершают различные замещающие действия, которые никак не связаны с их непосредственной задачей. То же самое происходит и с людьми. Когда люди испытывают влияние противоречивых побудительных мотивов, например, когда они испытывают беспокойство, они нередко совершают некие самопроизвольные действия, позволяющие им избавиться от избытка энергии и позволяющие им — пускай всего лишь на время — испытать чувство комфорта и покоя. Подобные действия иногда называют адаптерами. По большей части самопроизвольные действия типа адаптеров касаются головы и лица. Например, если вы находитесь в приемном покое клиники или в каком-либо другом помещении, где в ожидании своей очереди теснятся люди, вы наверняка обратите внимание, что многие из них нередко прикасаются к своему лицу; так, одна из дам может подпереть подбородок рукой, а другой посетитель как бы в рассеянности будет почесывать щеку или поправлять волосы. Подобные действия «по приведению себя в порядок» часто носят бессознательный характер; главная их задача — преодоление беспокойства, которое испытывают люди, оказавшись в затруднительных ситуациях.
Весьма характерно, что когда люди совершают подобные самопроизвольные действия, они всячески избегают контакта с какой бы то ни было частью тела своих соседей; вместо этого они прикасаются исключительно к себе самим, совершая такие движения и действия, которые обычно совершает в отношении их кто-нибудь другой. Люди, чем-то обеспокоенные тратят немало времени, расчесывая и поглаживая свои волосы, поскольку помнят, что именно так поступала их мать в детстве, и это всегда успокаивало их. Таким образом, самопроизвольные адаптеры носят регрессивный характер: они как бы возвращают людей к тому времени, когда родители с легкостью избавляли их от всяческих стрессов и тревог, лаская и гладя по головке. Став взрослыми, мы обычно избегаем обращаться к родителям как к источникам чувства покоя и уверенности. Поэтому нам и приходится самим делать то, что некогда делали наши родители, успокаивая и лаская нас.
Когда люди чем-то обеспокоены, они нередко пытаются выплеснуть это беспокойство вовне, играя или манипулируя какими-нибудь предметами, оказавшимися под рукой. Одно из таких действий — привычка вертеть в руках очки. То, как люди, манипулируют собственным очками, может сказать о них немало любопытного. Так, например, когда люди как бы покусывают или посасывают концы дужек оправы своих очков, они воспроизводят весьма примитивную форму самоуспокоения. Они уподобляются малышу, который сосет собственный палец или пытается жевать салфетку, то есть достигают покоя и относительного комфорта, держа во рту или возле губ какой-нибудь предмет.
Есть люди, которые, сняв свои очки, то и дело открывают и закрывают их дужки, следя, однако, за тем, чтобы они выглядели симметрично. Такие люди, как правило, большие аккуратисты и зануды, и они испытывают сильную потребность в сильной руке.
Если люди постоянно снимают и надевают очки, это показывает, что они нерешительны и несамостоятельны, и даже не могут решить — снять ли им наконец эти злосчастные очки или надеть их. В некоторых случаях это преследует иную цель: попавший в затруднительное положение сам стремится озадачить и поставить в тупик окружающих, чтобы те тоже не знали, как им поступить дальше. Наконец, есть люди, которые то и дело снимают очки, дышат на их линзы и тщательно протирают их. Это тоже знак желания прийти в себя и понять, что же, собственно, происходит; именно поэтому им так необходимы чистые стекла.
Назначение некоторых адаптеров состоит в том, чтобы обеспечить защиту, а не комфорт. Существует пять основных типов адаптеров «защитного» плана. К ним относятся «прикрывание глаз», когда человек ладонью прикрывает глаза, «прикрывание рта», когда он точно так же прикрывает рукой рот, и «закрывание лица», когда человек прикрывает лицо ладонями обеих рук. Люди часто прибегают к этим «прикрывающим» жестам, получив плохие новости или невольно оказавшись свидетелями чего-то ужасного. Все эти три действия нередко можно видеть одновременно, например, при оглашении итогов очередных выборов. На одной стороне — победившие кандидаты, которые сияют ослепительными улыбками, смеются и приветственно машут руками, на другой — кандидаты, потерпевшие поражение, прикрывают ладонями глаза, рот или в полном отчаянии закрывают лицо руками. Эти жесты одновременно и скрывают их досаду и разочарование, и как бы не позволяют им произнести нечто такое, о чем впоследствии придется пожалеть. Эти прикрывающие жесты, естественно, носят символический характер. Когда вы слышите по радио сообщение об авиакатастрофе, вы можете прикрыть руками как глаза, так и уши. Прикрывая глаза, вы действуете как очевидец трагедии, а не как человек, который всего лишь слышал о ней.
Два других типа адаптеров «защитного» плана — это жест «схватившись руками за голову» и «колыбель». Эти жесты лучше всего наблюдать на стадионах во время крупных спортивных соревнований, например, футбольных матчей, особенно если на трибунах собирается много болельщиков и той и другой команд.
Когда игрок бьет по воротам и промахивается на какие-нибудь считанные сантиметры, вы нередко можете видеть картину массового отчаяния, когда болельщики этой команды дружно хватаются за голову: они при этом обычно поднимают руки и накрывают ими макушку, образуя из ладоней некое подобие шлема. Это естественная реакция, которой нельзя научиться, и этот жест можно встретить на стадионах всего мира. Он выполняет скорее метафорическую функцию, поскольку предназначен для защиты головы — не столько от реального физического удара, сколько от психологической травмы, которую получил болельщик, оказавшийся свидетелем столь ужасного зрелища.
В 1996 году в полуфинале чемпионата Европы по футболу в Италии, в Турине, встретились сборные Англии и Германии. По окончании основного времени игры счет был равным — 1 : 1, и поэтому исход матча, согласно действующим правилам, предстояло определить по серии пенальти. Для этого из каждой команды отбирались шесть футболистов, которым и предстояло ре-
шить исход матча, испытывая на прочность вратаря команды соперника. Команды выполнили по пять пенальти, и счет оставался равным. И тогда к одиннадцатиметровой отметке отправился Гаррет Саутгйт, полузащитник сборной Англии. Это был поистине критический момент матча: если Гаррет промахнется, а игрок сборной Германии, которому предстояло выполнять удар после него, пошлет мяч в сетку, сборная Германии одержит победу и выйдет в финал, а англичанам придется выбыть из соревнований. Когда Саутгйт, установив мяч на одиннадцатиметровую отметку, отошел назад и начал разбег, он прекрасно понимал, как важно послать мяч точно в сетку. Возможно, груз ответственности оказался непосильной ношей для его плеч, или он на какой-то миг утратил сосредоточенность — судить трудно, но вместо того, чтобы нанести резкий и хлесткий удар по мячу, Гаррет мягко подсек его, и голкипер сборной Германии без особых проблем поймал мяч, не дав ему даже подлететь к створу ворот. И когда Саутгейт повернулся и угрюмо побрел к своим, он с ужасом начал сознавать, какие трагические последствия может иметь этот не забитый им пенальти. Опустив глаза в землю, Гаррет подошел вплотную к своим товарищам по команде и сделал жест, который часто совершают многие футболисты, оказавшись на грани отчаяния: он закинул руки за голову и, сплетя из пальцев «колыбель», охватил ими затылок.
У футболиста, оказавшегося в подобной ситуации, не такой уж богатый выбор действий: он не может ни выбранить себя, ни хлопнуть по спине, ни, наконец, обнять себя за плечи. Ему остается разве что сделать именно такой жест, «колыбель», чтобы хоть немного прийти в себя. В такие моменты человек, обхватив руками затылок, сам того не сознавая, как бы повторяет жест своей матери, которая поддерживала головку
Жесты «прикрывание глаз», «колыбель» и «схватившись
за голову». Наглядное проявление досады и
разочарования сквозит в этих жестах игроков,
когда футболисты «Ливерпуля» чуть было не забили
гол в ворота «Манчестер Юнайтед».
своего беззащитного малыша. Чувство защищенности, которое он при этом испытывал, бессознательно укоренилось в его памяти, неизменно ассоциируясь с поддерживанием ладонями головы. И, обхватив ладонями затылок, футболист, таким образом, как бы замещает в этом жесте свою мать.
Жест «колыбель» можно увидеть не только во время напряженных футбольных матчей; его можно встретить и в других случаях, когда люди чувствуют себя неуверенно и испытывают острую потребность в защите от различных угроз, все равно — реальных или воображаемых. Если вы понаблюдаете за тем, как происходит жаркое совещание в кабинете совета директоров, вы, вполне вероятно, сможете оказаться свидетелем сразу нескольких примеров такой «колыбели». По сути дела, существуют два жеста, которые нередко можно увидеть, которые внешне весьма похожи, однако их функции существенно различны. Один из таких жестов — «колыбель»; второй — «катапульта». В обоих этих жестах кисти рук переплетаются и располагаются вокруг затылка, однако в то время как при жесте «катапульта» локти отведены назад, а грудь расправлена, для жеста «колыбель» характерен главный акцент на стремлении поддержать голову. Строго говоря, «катапульта» на самом деле представляет собой жест скрытой агрессии. Отведя свои локти назад и широко расправив грудь, человек делает глубокий вдох и принимает достаточно угрожающий вид. Хотя его пальцы как бы спрятаны за головой, на самом деле они всего лишь затаились, приготовившись нанести удар всякому, кто окажется в пределах досягаемости. Что же касается жеста «колыбель», то, как мы уже знаем, его назначение совершенно иное. Руки в данном случае выполняют роль всего лишь опоры, и ничто не указывает, что они отведены назад, словно рычаг катапульты, готовясь нанести удар.
Весьма характерно, что оба этих жеста — и «катапульта», и «колыбель» — можно наблюдать в одном и том же кабинете для совещания, когда люди испытывают чувство страха и опасности. «Катапульта», по всей видимости, используется в тех случаях, когда человек намерен как бы запугать своих оппонентов и пригрозить им, а «колыбель» — когда люди пытаются обрести покой и душевное равновесие. Первый из этих жестов — скрытая форма контратаки, тогда как второй -' символический способ самозащиты.
Лицо как источник подсказок
Беспокойство, испытываемое человеком, сразу же отражается на его лице. Улыбка, проникнутая беспокойством, диаметрально отличается от искренней и радостной улыбки, поскольку во время нее не происходит сокращения круговых мышц глаза, образующих лучики вокруг глаз и так называемые «гусиные лапки», -- характерные признаки искренней улыбки. Как и другие ложные или принужденные улыбки, беспокойная улыбка обычно возникает совершенно неожиданно, остается на лице значительно дольше, чем этого можно было ожидать. А затем столь же внезапно исчезает. Беспокойные улыбки, как правило, уходят с лица в результате необычной мышечной подвижности вокруг рта. При нормальной искренней улыбке уголки рта растягиваются и приподнимаются вверх благодаря сокращению больших скуловых мышц. Тогда как при беспокойной улыбке уголки рта могут быть растянуты просто в стороны или даже отклонены вниз. Джин-ни Харриган и Деннис О'Коннелл, сотрудники университета штата Колифорния, работающие в Фуллертоне, установили, что когда люди испытывают беспокойство, на их лицах появляются различные знаки, выражающие страх, и что на лицах женщин беспокойная улыбка появляется значительно реже, чем на лицах мужчин.
Мы склонны считать смех выражением счастья и удовольствия, однако он может также служить и знаком беспокойства.[30] Яркий пример подобного смеха можно найти в знаменитых экспериментах, которые Стенли Милгрэм проводил в 1960-г годы на своих подчиненных.
Милгрэм организовал в Йельском университете некоторое подобие лаборатории, в котором один из ассистентов, одетый в белый халат, выполнял роль «экспериментатора», а другой исполнял роль «ученика», которому предстояло вспомнить целый ряд слов. Случайным людям, тоже выразившим желание принять участие и экспериментах, предлагалось оказать стимулирующее воздействие на ученика, дав ему легким удар током. Эти добровольные помощники и не подозревали об этом, но, поскольку ученик был и сговоре с экспериментатором, он, естественно, уклонялся от подобных ударов током. Самым по разительным открытием при этом было то, что, когда случайным прохожим предлагалось направить мощный электрический заряд на ученики, особенно когда он сидел в соседней комнате, где его можно было слышать, но нельзя было видеть его мнимой агонии, они с легкостью соглашались на это.
Однако, хотя эти добровольцы согласились включить электрический разряд, многие чувствовали себя очень неловко и испытывали сомнение
в том, вправе ли они так поступать. И подобная неловкость часто выражалась в приступах неадекватного смеха: точнее сказать, не менее трети добровольцев, принимавших участие в эксперименте, неловко улыбались и разражались странным нервозным смехом. Когда «ученик» совершал ошибку, экспериментатор подсказывал добровольцу, чтобы тот направил на ученика разряд электрического тока, всякий раз повышая его напряжение. Когда же доброволец послушно включал рубильник, ученик за стенкой начинал истошно кричать от боли, звал на помощь, жаловался, что у него слабое сердце и, наконец, затихал. Подобные крики от боли и мольбы о помощи вызывали у добровольцев серьезную озабоченность и беспокойство, что, однако, не мешало им через несколько мгновений направить на бедного ученика еще более сильный разряд тока и смеяться нервно-истерическим смехом, слыша его крики и мольбы.
По окончании экспериментов, отвечая на вопросы, добровольцы сами не могли объяснить, что же, собственно, вызывало в них взрывы смеха. На первый взгляд могло показаться, что им доставляют радость те страдания, которые они причиняли ученику. Но на самом деле все обстояло совсем не так: их смех был всего лишь нервной реакцией на «карательный режим», в создании которого они участвовали вместе с экспериментатором.
Когда люди чем-то сильно обеспокоены, они обычно гораздо реже и меньше смотрят на окружающих. Зато их взгляды нервно рыщут по сторонам в поисках какого-нибудь спасительного убежища, ниши и т.п. В самом деле, взгляды людей, охваченных беспокойством, чаще всего сфокусированы на том, как они могут выйти из этой ситуации или хотя бы просто спастись бегством, а не на том, какой позитивный вклад они могут внести в развитие событий. Обеспокоенные люди во время разговора чаще всего смотрят в сторону и мимо собеседника. Это в значительной мере объясняется тем, что они очень обеспокоены возможными негативными разногласиями с собеседником. По сути, люди, охваченные волнением, не обязательно отличаются от уверенных в себе коллег в том, сколько времени они тратят ни обмен взглядами с собеседником в ходе разговора. Однако при появлении первых же признаков разногласий и несовпадения мнений, беспокойные люди сразу же отводят глаза и по большей части избегают обмениваться взглядами с собеседниками. Глаза человека, охваченного беспокойством, напоминают двуствольное ружье. Ког да все мирно и спокойно и события развиваются бесконфликтно, причин для беспокойства нет. Но как только атмосфера становится более напряженной, глаза начинают сверкать гневом и превращаются в грозное оружие; поэтому люди и предпочитают прятать их или опускать в землю.
Другой характерный признак беспокойства - мигание. Основанная задача мигания -- «смазать» слизистые оболочки глаз, распределить слезинку равномерно по всей поверхности роговой оболочки глаза, с тем чтобы глаз был чистым и не вызывал никаких ощущений дискомфорта. Частота мигания определяется целым рядом факторов. К их числу относятся особенности окружающей среды, такие как температура, влажность и степень освещенности, а также различные факторы, имеющие отношение к вниманию, — например, если человек читает или внимательно рассматривает что-то. Средняя частота мигания составляет примерно 15 раз в минуту (при этом женщины обычно мигают несколько чаще, чем мужчины), но во время чтения частота мигания резко снижается. Так, Джон Стерн из Вашингтонского университета в Сент-Луисе провел специальное исследование феномена мигания. Он установил, что существует тесная связь между частотой мигания человека и его эмоциональным состоянием: чем сильнее человек утомлен или чем-то обеспокоен, тем чаще мигают его глаза.
Стерн обратил внимание, что в числе людей, мигавших очень часто, был и бывший президент
США Никсон. Во время слушаний по знаменито-Уотергейтскому скандалу Никсон, когда ему авали вопросы, на которые он не желал отвечать, мигал невероятно часто.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 834;