Позы в качестве подсказки
У животного, подвергшегося нападениям, есть три возможных варианта действий: дать отпор, спастись бегством или замереть. Все эти варианты получают свое выражение в том, как ориентируют свои тела люди, обуреваемые беспокойством и волнением, решая, защищаться ли им, попытаться ли спастись бегством, пусть даже и символическим, или принять невозмутимый и безучастный вид.
Стремление «дать отпор» находит свое выражение в том, что люди, охваченные беспокойством, принимают особо устойчивые позы, когда их мышцы напряжены, а все тело собранно, чтобы противостоять враждебному окружающему миру. Вильгельм Рейх определял подобное состояние как «тело-броня», а Александр Лоуэн называл это «психосоматическим панцирем».
Лоуэн обратил внимание, что у людей, испытывающих беспокойство и потребность защищаться от противника, часто повышается мышечный тонус передней стенки грудины, то есть именно той области, которая, вероятнее всего, станет объектом нападения при атаке спереди. Он также подчеркнул, что руки и особенно кулаки становятся потенциальным оружием, которое может использоваться как для отпора, так и для ответного нападения. Когда полагаются на свои руки и кулаки, им обычно нет необходимости прибегать к другим формам защиты. Однако, когда агрессия извне не имеет векторной направленности, люди часто превращают свое тело в подобие оборонительного щита. Лоуэн утверждает, что «в психологическом отношении панцирь — это выражение готовности отразить нападение, а не дать отпор и перейти в контратаку. С точки зрения динамики напряжение в передней части тела создается посредством отклонения назад плеч и таза, напрягая тем самым все мышцы на передней стороне корпуса и вызывая их сокращение. Когда и передняя, и задняя сторона туловища сплошь покрыты жесткой сеткой напрягшихся мышечных пучков, то организм как бы защищен панцирем».
Следующая реакция — попытка «спастись бегством» проявляется в том, какую позу принимают люди, охваченные беспокойством. Движения людей, уверенных в себе, отличаются спокойствием и плавностью, тогда как движения обуреваемых беспокойством часто носят резкий, порывистый и неверный характер. Это же легко заметить и по тому, как они дышат, ибо их дыхание представляет собой целую серию жадных, порывистых «глотков» воздуха, а не один, глубокий и спокойный вдох. Охваченные беспокойством, люди часто ведут себя нервно, порывисто, делая массу судорожных движений руками, которые чаще всего почти прижаты к телу, что являет собой полную противоположность нечастым и плавным движениям уверенных в себе людей, руки которых держатся на некотором расстоянии от корпуса. Постоянное изменение позы тела у людей, охваченных беспокойством, выглядит как попытка выплеснуть избыток переполняющей их энергии, как оно в известном смысле и есть на самом деле.
Однако в подобных возбужденных и раздраженных движениях правильнее видеть попытки скрыть и избавиться от некоего навязчивого состояния, которое ими самими воспринимается как угрожающая ситуация. Когда обеспокоенный человек нетерпеливо переминается с ноги на ногу, это служит символическим выражением того, что он собирается перейти в бегство, а когда он перебирает запонки и играет ключами, это показывает, что сейчас ему более всего хотелось бы опуститься на четвереньки и изо всех сил броситься наутек.
Некоторые люди весьма забывчивы: даже если они обращают внимание на подобные возбужденные движения, они отнюдь не обязательно видят в них проявление желания спастись бегством.
Третья реакция — стремление «замереть или застыть» на месте — также проявляется в позах и жестах. Обеспокоенные люди склонны держаться весьма напряженно, принимать пружинистые позы и сидеть или стоять в позах, выражающих их предельную собранность. Если они стоят, они обычно предпочитают стойку «ножницы», при которой ноги выпрямлены и скрещены — либо в коленях, либо в икрах. Если же охваченные беспокойством люди сидят, они часто забрасывают ногу на ногу, обычно на уровне бедер. Но иногда — на уровне икр или лодыжек. Если же они не скрещивают ноги, они, тем не менее, плотно сдвигают их, а иной раз и прячут ступни под стулом или креслом. Как мы уже знаем, подобные позы — это позы подчиненного, однако они по могают людям несколько приглушить чувство беспокойства. Так, например, привычка скрещивать ноги дает людям чувство уверенности в том, что область гениталий у них защищена, а это позволяет им держаться более уверенно. Позы, при которых бедра сведены вместе, также повышают уровень собранности и самоконтакта и, следовательно, комфорта, который они при этом ощущают. В идеале большинство людей предпочитают, чтобы подобные комфортные условия создавали для них окружающие. Однако если другие не могут или не хотят сделать это, многие люди решают создать себе комфорт собственным силами. Крайнее проявление подобного «самокомфорта» — поза «крендель». При этой позе ноги скрещены на уровне бедер, а лодыжка одной ноги переброшена за другую, так что возникает впечатление, что их заплел и связал какой-нибудь безумный акробат, «человек-змея». Как мы уже знаем, позы со скрещенными ногами служат своего рода «непроизвольными знаками» — они показывают окружающим, что данный человек не намерен совершать никаких движений. В этом отношении подобные позы являют собой выразительные образцы позы «замереть на месте», которую нередко принимают животные, когда им угрожает опасность и поблизости появляется хищник.
Беспокойство способно создавать и другие проявления неподвижности. Например, когда люди испытывают сильное беспокойство, они часто чувствуют потребность помочиться, хотя если рядом находятся другие, этот импульс обычно выражен менее резко. Многие мужчины, даже если они не испытывают ни малейшего беспокойства, испытывают трудности с мочеиспусканием, когда кто-нибудь стоит у них за спиной. Эта широко распространенная «латентность (скрытность) мочеиспускания», как психологи назвали этот феномен, наиболее ярко проявляется в общественных туалетах, где мужчин часто окружают совершенно незнакомые люди.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 857;