Подсказки во время беседы. Беспокойство находит свое выражение и в голо се: если люди испытывают беспокойство, у ни\ отмечается общее усиление мышечного напряже ния
Беспокойство находит свое выражение и в голо се: если люди испытывают беспокойство, у ни\ отмечается общее усиление мышечного напряже ния, что ведет к повышению высоты звука, то есть фактора, который лингвисты обычно называю! «основной (несущей) частотой». Изменения вы соты тона, то, что лингвисты называют «дрожью» и «мерцанием», также представляют собой выра жение беспокойства. Другим характерным индика тором является громкая речь, которая представляе i собой полную противоположность медлительной и смягченной манере говорить, которая обычно служит симптомом печали или депрессии.
Когда люди испытывают беспокойство, они обычно склонны говорить в более быстром темпе-и меньше, чем обычно. Это объясняется тем, что они не хотят предстать перед окружающими и роли слушателей дольше, чем это необходимо. И не желают привлекать внимание к собствен ной персоне. Лучший способ достичь этой цели -- уменьшить объем проговариваемой инфор мации и повысить темп ее произнесения. Хотя люди, чем-то обеспокоенные, говорят значительно быстрее, чем обычно, но когда им приходится отвечать на вопросы, они реагируют весьма медленно. Это объясняется тем, что им приходится тратить больше времени на обдумывание того, какого рода ответ им лучше дать собеседнику.
Взаимосвязь между беспокойством и паузами во время речи вовсе не имеет прямолинейного характера, поскольку все зависит от того, какому именно типу беспокойства -- врожденному или ситуационному -- они подвержены, или, другими словами, являются ли они страдальцами, одержимыми хроническим беспокойством, или просто обеспокоены конкретной' сложившейся ситуацией. Исследователи установили, что когда люди, подверженные хроническому беспокойству, говорят, они почти не делают пауз, ибо стремятся как можно скорее проскочить тот объем информации, который им предстоит озвучить. С
другой стороны, когда говорят люди, обуреваемые особенно острым беспокойством, они делают паузы значительно чаще, чем обычно: дело в гом, что им приходится преодолевать постоянное гувство беспокойства и в то же время размыш-гять, а что же, собственно, они намерены сказать. Паузы в речи, которые являются признак^-ми острого беспокойства, часто заполняются такими звукосочетаниями, как «гм» или «ээ...», что позволяет говорящему как бы продемонстрировать, что ему, мягко говоря, есть что сказать, и что он не намерен уступать роль оратора другому. Люди, обуреваемые как хроническим, так и острым беспокойством, в равной степени склонны к заиканию. Заики запинаются более часто, когда они чем-то обеспокоены; то же самое свойственно и незаикающимся людям; даже те, кто вообще никогда не запинается, рискуют начинать запинаться именно в тот момент, когда они чувствуют какую-то угрозу или неуверенность в себе.
Публичные выступления -- это нечто такое, чего некоторые люди боятся более всего на свете. Большинство людей в той или иной степени сталкивались с явлением «фобии публичных выступлений»; более того, есть такие, которых сама мысль о том, что им придется выступать перед широкой публикой, буквально парализует и повергает в ужас. Часто можно слышать утверждение о том, что чем чаще человек выступает перед широкой аудиторией, тем легче ему даются подобные выступления. Возможно, подобное справедливо для многих и многих ораторов, но для некоторых из них выступление перед большой аудиторией было и остается источником глубокого беспокойства. Независимо от того, насколько часто им приходится выступать и насколько успешно они прежде справлялись с этой задачей, они, в очередной раз представ перед публикой, продолжают беспокоиться о том, чтобы постоянно оставаться в центре внимания, забывают слова и целые строки и вообще выглядят смешно и жалко.
Поскольку беспокойство представляет собой негативно окрашенное эмоциональное состоя ние, оно с трудом поддается контролю, и поэтому подсказки, так или иначе связанные с беспокойством, скрыть весьма трудно. Здесь возникает нечто вроде взаимной обратной связи: с одной стороны, стремление скрыть беспокойство позволяет нам легче заметить волнение других людей, но оно же позволяет им, в свою очередь, заметить нашу собственную неуравновешенность и беспокойство. Люди стремятся скрыть одолевающее их беспокойство самыми разными способами.
Один из них -- выработать такое расположение духа, при котором они уже не испытываю! более беспокойства.
Другой способ заключается в том, чтобы попытаться скрыть именно подсказки о беспокойстве и волнении. Единственный недостаток этой методики заключается в том, что она часто создает подсказки, подавляющие другие подсказки, что, в свою очередь, выдает попытки подобного человека скрыть свое истинное состояние.
Люди, которые как бы непреднамеренно стремятся выпить глоток воды, когда у них внезапно пересыхает в горле, или вытирающие руку об одежду за миг до обмена рукопожатиями, часто обнаруживают свое внутреннее состояние куда более явно и откровенно, чем если бы они держались естественно и не пытались во что бы то ни стало скрыть обуревающее их беспокойство.
Другими словами, подсказки, подавляющие другие подсказки, часто куда выразительнее выдают состояние человека, чем те, просто подсказки, которые они стремятся замаскировать. Дело в том, что они невольно выдают и беспокойство человека, и его стремление скрыть его. Таким образом, если вы не хотите показать окружающим, до какой степени вы чем-то обеспокоены, постарайтесь, чтобы они не заметили ваших подсказок о беспокойстве. А для этого не давайте им поймать вас на стремлении скрыть или замаскировать эти подсказки.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 757;