Подсказки положением локтей
Чтобы заявить о своем доминирующем положении в обществе, людям необходимо поразить окружающих своей физической силой и мощью — тогда будет легче выглядеть спокойным и ничуть не тревожащимся из-за какой-нибудь возможной угрозы со стороны окружающих. Чтобы достичь желаемого результата, можно, во-первых, упереть руки в бедра. Встречаются две основные разновидности названной позы: можно стоять подбоченившись, положив одну руку на пояс, а можно — обе. Две руки на поясе выглядят более эффектно, но чаще можно увидеть на поясе одну руку, не говоря уже о том, что и вариаций у последней позы значительно больше. Положение рук на поясе включает в себя три смысловых компонента, которые и делают эту позу свидетельством доминирования в обществе.
☺ КОМПОНЕНТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКСПАНСИИ. Когда люди упирают руку в бок, они •стремятся выглядеть солиднее и произвести как можно более грозное впечатление. Эффект удваивается, если на поясе разместятся обе руки. Положив руку на пояс, человек займет пространство, которое могло бы быть полезно кому-нибудь еще — это так называемая пространственная экспансия, аналог позы «прямые ноги», что характерно для сидящего человека.
☺ КОМПОНЕНТ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ОБ УГРОЗЕ. Всякий, кому приходилось продираться сквозь толпу, знает, что значит фразеологизм «поработать локтями». Это эффективно, что ни говори. Локти у людей крепкие и острые. Они пригодятся, если нужно будет немного потолкаться, отпихнуть кого-нибудь со своего пути, но при этом не задеть ничьих амбиций и не вызвать потасовки, как это обычно случается, когда в ход идут кулаки. В этом смысле локти можно назвать оружием второго сорта, но все-таки это оружие. Мы начинаем почти бессознательно орудовать локтями, когда чувствуем, что нас затирают люди и обстоятельства. Рука на поясе выглядит менее угрожающе, она не столь явно, по сравнению с выставленным локтем, свидетельствует о наших воинственных намерениях и изобличает в глазах людей наш норов.
☺ КОМПОНЕНТ БОЕГОТОВНОСТИ. Когда мы стоим подбоченившись, наши руки находятся в промежуточном положении — они не опущены, но и не подняты, как это характерно для позы боеготовности. Следовательно, такое положение рук можно расценить как подготовку к атаке. Положив руки на пояс, человек сам разоблачает свои намерения. Если же он имеет при себе меч или револьвер, то, уперев руку в бок, он тем самым часто подносит ее как можно ближе к оружию. В этой позе рука человека покоится в положении максимально соответствующем позе боеготовности.
В XVI и XVII веках мужчинам, принадлежащим к высшим слоям, или сливкам общества, было свойственно одну руку класть на бедро. На портретах аристократов часто можно увидеть распрямленной только одну руку. Замечательным примером, свидетельствующим о широком распространении этой позы, является известный портрет Генриха VIII, принадлежащий кисти Ганса Гольбейна. Надо заметить, что другой локоть обыкновенно изображался в воинственном жесте — обращенным в сторону зрителей. В те времена у людей, чей род занятий или образ жизни были связаны с ношением оружия, существовал обычай упирать одну руку в бок. И эта закономерность была столь очевидной, что подбочениться спешил всякий, кто только желал засвидетельствовать, что в подоплеке его намерений лежит воинственный дух вражды. В 1532 году великий голландский философ Дезидерий Эразм Роттердамский жаловался на тех, кто «стоит или сидит, отставив одну ногу в сторону, — подобная манера держаться представляется некоторым господам доблестным проявлением воинской чести, хотя именно чести здесь нет и в помине».
При некоторых обстоятельствах поза, когда руки уперты в бедра, может быть расценена окружающими как весьма оскорбительная. Например, в конце Второй мировой войны, по окончании процедуры подписания капитуляции Японии, была сделана фотография, на которой позади японского
Поза «широко расставленные ноги».
Перед вами - известный портрет Генриха VIII, выполненный Гансом Гольбейном Младшим: ноги расставлены, неподвижные локти разведены. Так выглядел этот властный, внушающий трепет монарх, гордый сознанием
собственного предназначения и исполненный чувства ответственности за судьбы своего народа.
императора стоял генерал Дуглас Мак-Артур. Император, придававший особое значение положению рук, предусмотрительно принял весьма сдержанную позу, вытянув руки вдоль туловища, а генерал Мак-Артур тем временем упер руки в бедра. Эта необдуманная поза была воспринята японцами как знак крайнего неуважения. Если чья-нибудь рука покоится на бедре, то такая поза считается в Японии проявлением невежливости. А позволить себе подобное в присутствии императора, который почитается многими японцами в качестве живого божества[10] , было и вовсе непростительным[11].
Все позы типа «руки на бедрах» кажутся на первый взгляд похожими одна на другую. Но при более пристальном рассмотрении выясняется, что можно выделить четыре основных варианта, каждый из которых отличается своеобразным расположением руки или рук.
ВАРИАНТ «ПАЛЬЦЫ». Четыре пальца обращены вперед, большой смотрит назад, а ладонь — вниз. Мужчины предпочитают вариант «Пальцы», потому что в подобной позе, свидетельствующей о готовности к бою, они и чувствуют себя лучше, ведь их пальцы уже обращены вперед и в любой момент могут начать атаку. Мужчины принимают эту позу либо ради самоутверждения, то есть чтобы выразить позой чувство собственного превосходства, либо из опасения утратить лидирующее положение в обществе. Например, во время футбольного матча, сразу после того, как гол оказывается засчитанным, члены терпящей поражение команды обыкновенно стремятся встать подбоченившись, отчасти это делается затем, чтобы произвести на соперников впечатление надвигающейся угрозы, а отчасти — чтобы приободриться самим. Данная поза может использоваться также как знак неповиновения. В 1960-е годы манеры Мика Джаггера были сама напыщенность и важность. В это время он частенько упирал руки в бедра, и это стало частью его повседневного имиджа, что хорошо видно на записях альбома «Джимми Шелтер», когда настроения протеста «Джаггера-Сваггера» («Вызывающий Джаггер») достигли своего апогея.
ВАРИАНТ «БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ». Этот вариант предполагает, что большой палец смотрит вперед, а четыре остальных пальца лежат на задней стороне бедра, кисть руки при этом обращена вверх. Женщины используют эту позу значительно чаще, чем мужчины. Дело в том, что их тело устроено так, что по сравнению с мужчинами у них более широкий «несущий угол». Это и позволяет им разводить согнутые в локтях руки дальше назад. Женщинам значительно проще развернуть руку так, чтобы большой палец был обращен вперед.
ВАРИАНТ «ЛАДОНЬ». В варианте «ладонь» используется самый вычурный постав руки, какой только возможен в позе «подбоченившись». Это совершенно неестественно сгибать руку так, чтобы тыльная сторона кисти упиралась в бедра, а ладонь была повернута прочь от тела. Однако такое положение руки часто встречается на картинах XVI — XVII веков. Оно особенно характерно для портретов королей, рыцарей-роялистов и генералов — словом, оно является отличительной чертой людей, которым было необходимо обособиться и отделить себя от массы себе подобных, да так, чтобы даже в самой их позе, манерной и искусственной, была запечатлена их инакость.
ВАРИАНТ «КУЛАК». Для данной позы характерно, чтобы в бедро упирался именно кулак. Этот вариант обладает наибольшей демонстративной агрессивностью. Мужчины осознают, насколько велик угрожающий потенциал этой позы, и стараются не использовать ее. Однако женщины не отказываются и от нее. Случается, им вздумается продемонстрировать собственную независимость, а иногда — самоиронию. Известна фотография Бонни Паркер (вспомним знаменитый дуэт «Бонни и Клайд»), на которой она стоит, поставив ногу на переднее крыло автомобиля. Во рту у нее — сигарета, в правой руке — револьвер. Левым локтем она оперлась на фару, правая же рука, та самая, в которой револьвер, лежит на бедре. Только .взглянув на эту фотографию, мы тут же догадываемся что перед нами — воплощенное олицетворение не зависимости, и вовсе не потому, что в руках женщины — оружие. Нет, куда важнее, что она демонстрирует свои локти.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1746;