Подсказки стоящих
Есть и еще один прекрасный показатель статуса человека, или того статуса, который он хотел бы засвидетельствовать, — это манера стоять. Лидеры, или доминирующие персоны, часто занимают позу, которую мы назовем «широко расставленные
ноги[6]» , при которой их колени -- выпрямлены, а пятки — широко расставлены. Люди скромные или подчиненные, наоборот, предпочитают «параллельную постановку ступней». Люди такого склада характера тоже стоят на выпрямленных ногах, но у них ступни прижаты друг к другу. Человек чувствует большую устойчивость и уверенность в себе отнюдь не в том случае, если ноги его стоят параллельно. Нет, большую уверенность он ощутит, широко расставив ноги. Именно в этой позе можно чаще всего увидеть мужчину, у которого центр тяжести тела находится довольно высоко; для женщин же эта поза не характерна. Однако одним лишь телосложением невозможно объяснить все случаи использования этой позы, ибо мужчины значительно чаще выбирают ее, когда они окружены другими людьми, иначе говоря — в ситуациях, когда положение тела имеет коммуникативное значение.
Широко расставленные ноги передают два весьма важных «сообщения». Первое из них, ма-чо-послание, свидетельствует о мужественности, присущей настоящему мужчине, и напоминает осанку испанских мачо. Второе — сигнал угрозы. Мачо-сигнал формируется на основе того решительного спокойствия, которое чувствует человек, занявший подобную позу. Когда мужчина широко расставляет ноги, они, кажется, на глазах врастают в землю, и он буквально и фигурально говорит всем и каждому: «Я стою здесь и буду стоять, и никто не посмеет сдвинуть меня с места». Угрожающий аспект широкой постановки ног связан с тем, что эта агрессивная поза является хорошо завуалированным способом привлечь внимание окружающих к собственным мужским достоинствам. Угрожающий аспект подобной фаллической демонстрации часто ассоциируется с претензиями на доминирующее положение. Именно таким способом самоутверждается доминирующий самец-бабуин, желающий унизить остальных самцов, — он нагло демонстрирует перед всеми собственный эрегированный пенис, чтобы напомнить остальным бабуинам о своем доминирующем положении. Мужчины, претендующие на лидерство, естественно, не прибегают к подобному приему, однако они тоже стремятся позами и одеждой привлечь внимание к собственному пенису и продемонстрировать другим его размеры. В их поведении есть что-то от бабуинов, особенно когда они подчеркивают платьем, насколько велико то, что следовало бы прикрыть, а уж ни в коем случае не выставлять.
Мода XV—XVI веков, например, предписывала высокопоставленным мужчинам носить гульфик — набитый чем-нибудь мягким мешочек, пришитый к внешней стороне штанов. Гульфики часто шились из материи, невольно привлекающей взгляд, и украшались. Чем выше был социальный статус мужчины, тем больше должен быть его гульфик. Похожие обычаи традиционны и для некоторых культур. Чем только тогда культура отличается от законов животного стада? В Новой Гвинее, например, социальный статус человека можно определить по размеру и декоративной отделке специального бамбукового футляра, надеваемого на пенис.
Хотя много воды утекло с тех пор, как гульфики вышли из употребления, некоторые их элементы сохраняются и в наши дни в покрое джинсов особого фасона. Еще недавно на улице можно было встретить молодого человека в джинсах, почти обесцвеченных в промежности. И все только затем, чтобы как бы ненароком привлечь внимание к тому особенному, что прикрыто этой частью джинсов. Не так давно молодые итальянцы пошли в этом отношении еще дальше. Надев только что купленные джинсы, они становились в них под душ и жесткой щеткой неистово терли в промежности — терли до тех пор, пока ткань не становилась почти белой. Привлекая внимание к обесцвеченному пятну на новых джинсах и выставляя его на всеобщее обозрение, итальянские юноши были уверены, что демонстрируют тем самым свои мужские достоинства.
Но и этого юным итальянцам показалось мало. Когда джинсы у них приобрели отменно поношенный вид, а привлечь к себе внимание по-прежнему хотелось, они изобрели иной способ —«скротч»[7]. Если бы вы встретили молодого итальянца на улице, то заметили бы, что он то и дело поправляет брюки в промежности и почесывает яички, даже тогда, когда он совершенно один -впрочем, этот жест более типичен для поведения молодого человека в компании других людей. Хотя эта манера поведения свидетельствует скорее о непреднамеренном стремлении похвастаться мужскими достоинствами, однако нет оснований сомневаться, что подобные жесты — часть весьма важного действа. Это — часть соревнования между мужчинами за лидерство. Так ведет себя альфа-самец у бабуинов, подавляя всех своих младших собратьев авторитетом и всеми внешними атрибутами репродуктивной силы самца. Когда молодой человек совершает свой «скротч», он исполнен бессознательного стремления убедить всех прочих мужчин, что доминирующей персоной является именно он, ибо он более других одарен от природы. И именно эти природные данные понуждают его постоянно поправлять на себе джинсы — без этого ему якобы не обойтись — это единственное условие, при котором он может чувствовать физический комфорт.
Но страны, где встречается такой жест, как «скротч», отнюдь не ограничиваются Италией. Он свойствен большинству народов, среди которых получил распространение мачо-сигнал. Есть и другие аналогичные жесты. Например, «промежность янки» [8] -- поддергивание, когда юноша демонстративно кладет руку поверх джинсов на пенис и прочие достоинства и как бы поддергивает джинсы и всё прочее вверх. Цель подобного жеста — продемонстрировать свою мужественность и мужские достоинства. Видимо, именно этим объясняется его особая популярность среди культовых рок-групп и певцов, таких, как Майкл Джексон, которые испытывают потребность напоминать публике о тех дарах, которыми наделила их природа. Любопытно, что чем женственнее становилось лицо Майкла Джексона, тем с большей нарочитостью он демонстрировал этот жест в своих танцах на сцене.
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 861;