Краткие сведения из теории 12 страница

сотворить со мной такое, — но я никогда не испытывала ниче-

го подобного. Это изменило всю мою жизнь!» Камера снимает

их лица и дает крупный план. В конце рекламного ролика все

уже одеты в белое и с горящими глазами стоят вокруг своего

лидера. Под звуки гимна камеры переходят на дальний план.

В итоге открывается секрет, который их всех объединяет, —

крем Collagen Extract Skin Nourishment по цене $ 39,95 в месяц.

Миф о красоте

Эти ролики, демонстрирующие «обращение в веру», только

дополняют основное культовое действо, которое совершается

в торговых центрах, где половина «освященного ароматиче-

ского масла» реализуется в специализированных «точках про-

даж». Эта схема — хорошо продуманное и тщательно органи-

зованное религиозное действо чистой воды.

Женщина, заходящая с улицы в торговый центр, выглядит

очень по-земному, как простая смертная, с волосами, растре-

панными ветром, и своим собственным лицом, без маски,

такая, какая она есть. Чтобы добраться до прилавка с кос-

метикой, она должна пройти сквозь коридор с намеренно

дезориентирующими ее зеркалами, подсветкой, запахами,

совместное воздействие которых подвергают ее «сенсорной

перегрузке». Такая перегрузка используется гипнотизерами

и служителями разного рода культов для усиления воспри-

имчивости человека к гипнотическому внушению. По обе

стороны от нее стоят ангелы — серафимы и херувимы — вы-

ставленные на всеобщее обозрение «идеальные» лица моде-

лей. А за ярко освещенным прилавком, где расставлены ма-

гические средства, которые позволят ей перейти невидимую

границу и шагнуть в иной мир, стоит, подсвечиваемый снизу,

ангел-хранитель. Женщина знает, что продавщица — обычная

смертная, но она тщательно и умело накрашена и выглядит

подобно окружающим ее ангелам. По сравнению с ними, видя

в зеркалах отражение своего собственного «несовершенного»

лица, покупательница начинает чувствовать себя не в своей

тарелке. Ощущая себя потерянной и дезориентированной

в этом искусственно созданном раю торгового центра, жен-

щина не может понять, что делает и живых ангелов, и анге-

лов на картинках одинаково «совершенными»: и те и другие

сильно накрашены. Яркий макияж не имеет никакого отноше-

ния к внешнему миру, на улицах города он так же неуместен,

как модельная фотосессия. Но земной мир смертных исчезает,

стирается из ее памяти, потому что она стыдится и чувствует

Вера

свою неуместность среди окружающих ее эфемерных созда-

ний. И она всей душой хочет преодолеть этот барьер и ока-'

заться по ту сторону.

Продавщиц косметики специально обучают техникам про-

даж, которые очень схожи с теми, что используют профессио-

нальные миссионеры и гипнотизеры. В книге Уиллы Эппель

«Культы в Америке: Запрограммированные на рай» (Cults in

America: Programmed for Paradise) бывший член общества «Бо-

жьи дети» рассказывает, что она выискивала в торговых цент-

рах людей, которые «выглядели потерянными и уязвимыми».

Женщина, идущая по коридору среди изображений небесных

созданий, поневоле чувствует себя «потерянной и уязвимой».

И если она соглашается на «переделку», то становится жертвой

агрессивной культовой рекламы.

Продавщица обычно наклоняется очень близко к лицу по-

купательницы, якобы для того, чтобы нанести косметическое

средство, но на самом деле намного ближе, чем это необходимо.

Она ведет непринужденный разговор о всевозможных дефектах

кожи, морщинах, мешках под глазами. Культовых «проповедни-

ков» учат стоять очень близко к потенциальным объектам воз-

действия и «пристально смотреть им прямо в глаза». «Вы должны

находить у людей их слабые места». Потом женщина слышит

слова обвинения, уличающие ее в грехах и опасных ошибках:

«Каким кремом для лица вы пользуетесь?», «Вам только 23, а по-

смотрите вот на эти морщины!», «Ну если вас устраивают эти

прыщи...», «Выразрушаете нежную кожу под глазами», «Если вы

не прекратите делать то, что делаете, через десять лет все ваше

лицо покроется морщинами». Еще один член секты, который

дал интервью Эппель, так описывает этот процесс обращения:

«Вся хитрость в том, чтобы источать уверенность, поддерживать

прямой контакт тесно и настойчиво, чтобы всегда полностью

контролировать ситуацию... Вы должны играть на присущем

людям чувстве незащищенности, неуверенности в завтрашнем

дне и страхе вновь повторить прошлые ошибки».

Миф о красоте

Для женщин в современном мире ситуация именно такова.

Несмотря на то, что за последние два десятилетия многие из них

добились власти, это никак не связано с их принадлежностью

к женскому полу, в отличие от их прежних обрядов инициации.

У них все еще нет своих организаций, институтов и коллектив-

ного голоса. Любая работающая и живущая в городе женщина

может рассказать о своем «разочаровании и смятении», об об-

манутых ожиданиях. Женщины находятся в таком положении,

когда все вокруг подталкивает их к созданию культа. И рели-

гия контроля над весом заполнила этот пробел. Как и другие

успешные культы, этот строится на трех основополагающих

принципах.

Первый — авторитарность. Люди, сидящие на диете, сле-

дуют режиму питания, который нельзя нарушать. Все как в ка-

толической молитве: «Наложи, Господи, охрану устам моим

и огради двери уст моих». Тон книг и телепередач о похудении

догматичен и не терпит возражений. «Эксперты» направляют

твои усилия и всегда знают, что тебе надо делать.

Второй — отказ от мирских удовольствий. Люди, сидящие

на диете, отказываются от гастрономических радостей. Они

обходят стороной рестораны, ограничивают свою обществен-

ную жизнь и избегают ситуаций, в которых могут столкнуться

с искушениями. А больные анорексией в качестве следующего

шага отказываются и вовсе от большей части земных удоволь-

ствий — кино, безделушек, шуток.

Третий — последователи культа верят, что только они

посвящены в «истинное знание». Женщины, одержимые идеей

лишнего веса, не воспринимают комплименты, потому что счи-

тают, что только они сами знают, насколько отвратительно

их тело, скрытое от взглядов одеждой. Страдающие анорексией

уверены в том, что никто другой, глядя на них, не поймет их.

Жесткое самоограничение порой заставляет женщин высоко-

мерно-пренебрежительно относиться к другим, менее ярым

последовательницам культа.

Вера

По мнению Эппель, на основании этих трех принципов

приверженцы культа развивают в себе «чувство морального

превосходства, презрения к гражданским законам, косность

мышления и неуважение к личности другого человека». Послу-

шание вознаграждается, а отступление от жестких ограниче-

ний, которых требует культ, наказывается. «Красоты» можно

и нужно добиваться. Система взглядов, которая насаждается

мифом о красоте, приводит женщин к ограниченному мыш-

лению. Последовательниц культа убеждают порвать все связи

с прошлым: «Я уничтожила все фотографии, на которых была

толстой. Это новая я!»

Успех культа зависит от того, насколько он сумеет мани-

пулировать сознанием своих последователей. Для этого су-

ществует Шесть приемов, которые перечисляются Эппель:

молитва, медитация, пение мантр, групповые ритуалы, психо-

драма и исповедь. Нечто похожее содержится и в руководстве

по обретению красоты.

Состояние постоянной бдительности позволяет менять

женское сознание. Необходимость неустанно контролировать

себя сводит с ума. Мы понимаем, что уже не можем не думать

о еде. Когда мысль о самоконтроле навязывается человеку, ко-

торый и без того уже находится в стрессовом состоянии, это

на самом деле меняет характер функционирования его мозга.

Те, кто во время культовых ритуалов поет мантры, впадают

в состояние гипнотического транса. В этом состоянии они осо-

бенно подвержены агрессивным или саморазрушительным

импульсам. Метод, при помощи которого женщин учат думать

о еде и лишнем весе, вводит их в такое же трансовое состояние.

Нас могут обуревать такие же иррациональные чувства. Мы на-

чинаем ощущать, что агрессия и разрушение идут изнутри нас

самих. Но на самом деле это навязанная извне форма легкого

безумия.

Оказавшаяся в ловушке такого образа мыслей женщина

по утрам, едва открыв глаза, встает на весы и произносит

Миф о красоте

что-то вроде молитвы или заклинания. Монотонное повторе-

ние одних и тех же действий призвано ввести в гипнотический

транс. Поэтому она пережевывает пищу 32 раза, выпивает

10 стаканов воды в день, кладет вилку на стол перед тем, как от-

кусить очередной кусочек. «Представляйте, что вы держите

монетку, зажав ее между ягодицами... Делайте это как можно

чаще — когда вы гуляете, смотрите телевизор, сидите за рабо-

чим столом, ведете машину, стоите в очереди в банке». Жен-

щину призывают сокращать мышцы промежности, когда она

ждет лифта, сжимать челюсти, когда она развешивает белье

после стирки. Но самая главная мантра — постоянное высчи-

тывание полученных и истраченных калорий, которое нужно

производить в течение всего дня. Это безмолвное «пение» ман-

тры калорий становится настолько привычным, что практика

кришнаитов петь мантру «Харе Кришна» по семь часов в день

показалась бы женщинам просто пустяковым делом. Как лю-

бая мантра, мантра калорий звучит в мозгу привычным фоном,

в то время как остальные его отделы заняты другими видами

деятельности.

Культ контроля над весом учит медитации. Это и «Диета

одной тарелки», следуя которой, человек должен сидеть в ти-

хом уголке, держа в руках полную миску еды и концентрируя

свои мысли на том, что он хочет съесть и почему. Кроме того,

женщин учат в течение 20 минут держать апельсин в руках, ла-

скать его и проживать ощущение от поедания каждой дольки.

Их призывают фокусировать свое внимание на желудке, чтобы

быть уверенной в том, что «аппетит» действительно является

«голодом». Женщины все время думают о еде, поскольку культ

заставляет их об этом думать. Если женщина страдает лишним

весом в такой степени, что это вредит ее здоровью, то скорее

это следствие ее приверженности культу, нежели наоборот.

Существует много групповых ритуалов. Занятия аэробикой,

эта роботообразная пародия на двигательную активность, кото-

рая приводит женщин в состояние подъема, похожи на танец, ко-

Вера

торый для достижения того же эффекта исполняют кришнаиты.

Есть также ритуал, который описывает Ким Чернин, типичный

для студенческих кампусов, когда периоды чрезмерного обжор-

ства сменяются периодами «очищения». Есть также ритуал само-

уничижения, когда женщины, просматривая вместе журналы,

причитают: «Я ее ненавижу. Она такая худая!» — «Ты тоже ху-

дая». — «Да ладно, брось! Это я-то? О чем ты говоришь?!»

Психологическая драма начинает разворачиваться, когда

женщина предстает перед «экспертами». Например, когда ру-

ководитель группы «следящих за весом» публично унижает по-

клонницу культа: «Ну, давай, скажи нам, что ты на самом деле

ела!» Это может принимать форму давления со стороны одного

из членов семьи—мужа, который говорит жене, что ему стыдно

появляться с ней на людях, или матери, которая покупает своей

дочери новую вею^ь всякий раз, когда та худеет на килограмм.

В группах похудения, которые представляют собой хорошо ор-

ганизованные ячейки служителей культа, исповедь происхо-

дит в соответствии с определенным процедурой. Организация

«Следящие за весом» завербовала в свои ряды 8 млн женщин,

и каждую неделю по всем Соединенным Штатам проводятся

12 ООО собраний, на которых насаждается культовое поведе-

ние. В Нидерландах 200 сотрудников организации предлагают

18000 ее членам 450 курсов в год стоимостью 17 гульденов

в неделю. За последние 25 лет организация распространилась

по всему миру и насчитывает 37 млн членов в 24 странах.

Шесть вышеописанных техник изменения сознания исполь-

зуют Церковь объединения, сайентологи, компания Lifespring

и другие известные культовые движения. При этом для пода-

вления личности последователя используется групповое дав-

ление. Культ похудения черпает свои силы из того же неисся-

каемого источника. Но он находится даже в более выгодном

положении, чем другие, так как в данном случае групповое

давление усиливается давлением со стороны общества и куль-

туры. Церковь объединения владеет только Washington Times,

Миф о красоте

в то время как культ похудения обеспечивает прибыль боль-

шинству средств массовой информации, ориентированных

на женскую аудиторию.

Уилла Эппель объясняет, что потребность в порядке яв-

ляется не только рациональной, но и психологической. Она

описывает психологические эксперименты и исследования

по сенсорной депривации, чтобы объяснить, что происходит

с неофитами во время идеологической обработки. Будучи

не в состоянии пропустить через сознание шквал новых и силь-

ных сенсорных впечатлений, с одной стороны, и будучи ли-

шенными ключевых стимулов, с другой, они оказываются де-

зориентированы и потому неспособны мыслить рационально,

а значит, легче поддаются внушению. В такой ситуации они

становятся восприимчивы к сценарию, в котором «добро и зло

встречаются в последней решающей битве». Добровольный

отказ от пищи, которому подвергают себя многие женщины,

является формой сенсорной депривации. Добро и зло начи-

нают ассоциироваться со стройностью и полнотой, которые

борются за женскую душу.

Милленаристские культы изображают внешний мир как гре-

ховный и полный опасностей. Спасенные, как и красавицы,

обычно представляют собой существа бесполые и безликие.

В ожидании Великого дня верующие выполняют очиститель-

ные ритуалы. Часто им приходится доводить себя до изнеможе-

ния: так, приверженцы культа североамериканских индейцев

«Танцующйе призраки» в ожидании Последнего суда танцевали

буквально до потери сознания. Женщин выматывают риту-

алы фитнеса. Мир постмилленаристского периода — это рай,

описание которого весьма неопределенно — «Когда я сброшу

вес...». Эппель пишет о представителях милленаристских куль-

тов: «Предполагается, что обретение силы, которой они доселе

были лишены, само по себе сделает их счастливыми».

Подобно женщинам, поклоняющимся религии красоты,

приверженцы мессианизма «отказываются от всего того в себе,

Вера

что представляет угрозу их новой личности». Классические

культы, и в том числе религия красоты, «обещают надежду

и обретение нового себя». Люди, подверженные влиянию

культов, как правило, чувствуют, что их личность нуждается

в укреплении «путем превращения в другого человека при по-

мощи как можно большего количества разных способов». Не-

многие женщины готовы принять свое тело таким, каково оно

есть, а миф о красоте призывает их отдавать предпочтение

«красивой» маске, а не тому, что дано им природой. Опреде-

ляющими факторами также являются зависимость и потреб-

ность в одобрении со стороны других людей. Кроме того, иде-

альными объектами для промывания мозгов являются люди,

у которых «нет организации или рода занятий, с которыми бы

они себя прочно ассоциировали». Они испытывают сочувствие

к «неудачникам», к людям, подвергающимся эксплуатации.

Культурная революция в Китае научила сторонников «пере-

воспитания» тому, что легче всего воздействовать на людей

с сильным чувством вины и развитой склонностью к самокри-

тике. Если судить по всем этим признакам, то именно работаю-

щая женщина конца XX в., которая борется за свое место в этом

бурном мире, может быстрее других стать жертвой техник из-

менения сознания.

Впечатления от недели, проведенной среди адептов Церкви

объединения, очень напоминают то, о чем пишут в женских

журналах. Вот как рассказывает об этом Эппель: «Усилия, пред-

принимаемые в попытке получить одобрение, вкупе с недосы-

панием, скудным питанием и постоянной деятельностью, кото-

рая не оставляет места для отдыха или размышления, начинают

проявлять свое разрушительное действие. Участники теряют

способность критически мыслить. Измученные, находящиеся

на грани нервного срыва, они приходят к выводу, что легче

быть покорным, молчать и не вызывать гнева или осуждения

группы, то есть не задавать вопросов и не высказывать сомне-

ний относительно мировоззрения, которое тебе навязывают».

Миф о красоте

Нечто подобное переживают многие современные жен-

щины. Тех, кто попал под влияние культа, уже никогда не остав-

ляют в покое. Принятое в нашем обществе тактичное отноше-

ние к мужскому телу не распространяется на женское: оно

всегда находится под наблюдением. Каждое колебание веса

замечается, оценивается и обсуждается.

Жесткое планирование, характерное для культового мыш-

ления, а также для сознания женщины, зацикленной на физи-

ческих упражнениях или еде, лишает ее возможности выбора:

если у нее и остается свободное время, она слишком вымотана,

чтобы использовать его для размышления. Изменение схемы

питания снижает уровень интеллектуального и эмоциональ-

ного сопротивления. Как пишет Эппель, «самыми сильными

переживаниями» становятся такие моменты, когда, например,

женщина влезает в джинсы восьмого размера. Подобные со-

бытия «воспринимаются как награда за весь ее тяжкий труд

и самопожертвование».

Мощным методом воздействия на сторонника культа

является то, что Церковь объединения называет «купание

в любви», — шквал одобрения со стороны всех, кто окружает

женщину, в том случае, если она «справляется с программой».

Но это «купание в любви» несет в себе скрытую угрозу: оно

может прекратиться. В культах покорность вознаграждается

любовью, но завоевывать эту любовь становится все труднее

и труднее, и для этого нужно становиться все более смиренным

и послушным.

На каком-то этапе поклонения культу красоты сидение

на диете превращается в анорексию или булимию. Идея возна-

граждения и наказания — главная в культе. Теперь, как пишет

Эппель, «Сатана прячется за каждым утлом, ждет любого не-

осторожного поступка, искушая праведника». Женщины, стра-

дающие навязчивыми идеями в отношении еды, видят соблазны

повсюду. Воспринимая аппетит как «дьявольское искушение»,

они оказываются в западне, из которой не выбраться. «Назы-

Вера

вая сатанинскими и греховными те желания и мысли, которые

другие люди считают абсолютно естественными и нормаль:

ными,—пишет Эппель,—культы связывают своих последовате-

лей эмоциональными и интеллектуальными узами, заставляют

их отказываться от всех “эгоистичных” желаний и бесцеремонно

вторгаются в их жизнь». Быть живой значит испытывать же-

лание удовлетворить свой голод, и «постоянное напряжение,

вызываемое необходимостью подавлять внутренне присущие

тебе желания, очень изнуряет. Естественная человеческая при-

рода последовательницы культа ставит под угрозу ее спасение».

Вот что говорит один из бывших членов секты: «Просто жить

и быть собой недопустимо ни на каком уровне... Все является

исключительно важным. И даже если ты идешь в туалет, это

исключительно важно. О господи, они действительно говорят

тебе, что ты должен сидеть на унитазе и при этом медитировать!

И ты испытываешь огромное чувство вины за то, что не можешь

быть постоянно сконцентрированным на Абсолюте». Женщин

учат тому, что пища и вес являются Абсолютом, на котором надо

концентрироваться, причем не менее странными способами

и в не менее странные моменты.

Культы, возникшие в Америке, «трансформировали пассив-

ность, духовный голод и стремление к упорядоченности» своих

последователей в «прибыльный бизнес, приносящий быстрые

деньги». То же самое можно сказать и о культе похудения.

Для того чтобы выйти из секты, человек должен понять,

что все, испытанное им там, было абсолютно реально и что это

навязанная извне форма психического расстройства. Точно та-

кой же подход действенен и в отношении последовательниц

культа контроля над весом. Женщины, попавшие в эту ловушку,

не смогут выбраться из нее, пока не осознают, что это безумие

было навязано извне и что оно воздействовало на их сознание

при помощи старых, третьесортных психологических приемов.

Если же они наконец поймут, что подверглись самой настоя-

щей идеологической обработке, использующей проверенные

Миф о красоте

способы промывания мозгов, то сумеют вместо привычного

отвращения к себе испытать сочувствие и увидеть реальную

картину происходящего.

Общественное влияние новой религии

Массовое вовлечение женщин в ряды последовательниц ре-

лигии красоты привело к тому, что наша бдительность была

в очередной раз усыплена. Три слона, на которых стоит религия

красоты, — голод, страх перед будущим и долговые обязатель-

ства — всегда использовались политическими лидерами, кото-

рые пытались удержать в повиновении недовольное население.

Религия красоты удерживает женщин в смирении, обещая,

что за это им впоследствии воздастся. Она утверждает, что жен-

ская красота не принадлежит женщине, точно так же, как преж-

нее вероучение говорило, что ее сексуальность принадлежит

другим. Женщина виновна, если оскверняет эту красоту нечи-

стыми субстанциями, жирной пищей или дешевыми лосьонами.

Ведь красота ее тела принадлежит не ей, а Богу. Но зато любые

изъяны внешности — ее и только ее. Они доказывают ее грехов-

ность, и потому она заслуживает наказания. Женщина должна

прикасаться к своей коже с благоговением, потому что красота

гладкого молодого лица дарована ей Богом. Но она может истя-

зать себя, если заслужила это своей «греховностью».

Все эти установки не дают женщинам полноправно обитать

в своем собственном теле, заставляя их ждать его обожествле-

ния, которое никогда не наступит. Чтобы быть покорными, мы

не должны чувствовать себя комфортно. Наш удел — оплаки-

вать свое прошлое и бояться будущего.

Божественное воздаяние — это краеугольный камень лю-

бой религии, которой нужны послушные последователи: ве-

рующий мирится с любой несправедливостью, притеснением,

оскорблениями — и с голодом, — если за это ему обещана рай-

ская жизнь после смерти. Религии, построенные на обещании

Вера

счастливой загробной жизни, всегда стремились активно вли-

ять на женщин, заставляя их не думать о жизни реальной, до-

вольствоваться малым и не претендовать на власть и достойное

положение в обществе. Это происходило начиная с Элевсин-

ских мистерий в Древней Греции и поклонения Деве Марии

в Средние века и заканчивая современной религией красоты —

и всегда поощрялось государством.

Однако до возникновения последней это состояние ожида-

ния и постоянной готовности имело хоть какую-то ориента-

цию на нашу смертную жизнь: женщина могла надеяться на то,

что ей встретится мужчина, который спасет ее. За этим следо-

вало вступление в брак, после чего она получала статус жены

и матери. Заветная цель все-таки могла быть достигнута в этой

жизни и в этом физическом теле.

В этом смысле новая религия дарует еще меньше утешения,

чем прежняя. Согласно ее доктрине, в земной жизни избавле-

ния ждать бесполезно. В прежние времена верующие знали,

что смерть принесет им освобождение и чувство удовлетворения

от того, что они выполнили свое жизненное предназначение.

Современным женщинам запрещается даже представлять себе

возможность освобождения не только в этой жизни, но и в сле-

дующей. Наша жизнь — это непрекращающаяся проверка

на прочность, череда искушений и тяжких испытаний, с кото-

рыми мы должны неустанно бороться: «Имей в виду—когда ты

достигнешь нужного веса, расслабляться нельзя. Следить за со-

бой —отныне твоя пожизненная обязанность». Нас учат, что эта

жизнь — юдоль скорби. Но такое ее восприятие извращает сам

смысл жизни: женщина, которая умрет самой худой и с наимень-

шим количеством морщин, окажется победительницей.

В Новом Завете разумные девы берегли масло в светильни-

ках до прихода жениха, а неразумные все сожгли, не дождав-

шись его*. Женщин убеждают в том, что они должны «эконо-

* Притча о десяти девах (Матф. 25:1-13). — Прим. ред.

Миф о красоте

мить» удовольствия во имя своей красоты. Так, анорексички

боятся потерять тот «запас», который они сделали, пока дово-

дили себя до болезненного состояния. Точно так же женщины

экономят купленные в магазине косметические средства,

деньги, еду. Нас заставляют верить в то, что в любой момент

мы можем быть призваны к ответу, признаны недостойными

и отправлены во тьму внешнюю, которая ассоциируется у нас

со старостью в бедности, одиночеством и утратой красоты.

Кристофер Лаш в книге «Культура нарциссизма» (The Culture

of Narcissism) описывает, как отсутствие уверенности в завтраш-

нем дне приводит людей к одержимости молодостью. Религия

красоты учит женщин бояться своего будущего и своих жела-

ний. Но жить в страхе за свое тело и жизнь — значит вообще

не знать полноценной жизни. В результате мы повсеместно на-

блюдаем проявления невротического страха перед жизнью. Во-

круг полно женщин, которые планируют завести любовника, от-

правиться в Непал, научиться прыгать с парашютом, искупаться

обнаженными, потребовать повышения зарплаты — но все это

потом, когда они «сбросят лишний вес». А пока этого не произо-

шло, они продолжают соблюдать обет целомудрия и отказывают

себе в радостях жизни. Эти страхи присущи женщинам, которые

никогда не могут получить удовольствия от еды, потому что чув-

ствуют, что они недостаточно стройны или что это не тот случай,

когда можно ослабить бдительность и насладиться моментом.

Эти страхи присущи также тем женщинам, которые настолько

боятся морщин, что кожа вокруг глаз у них всегда лоснится

от крема, где бы они ни находились — на вечеринке или в по-

стели с мужчиной. Женщины должны ждать пришествия ан-

гела или «жениха», который вознаградит их за все труды и чье

присутствие позволит им наконец жить в полную силу в гар-

монии со своими лицами и телами. Ведь если позволить нам

здесь и сейчас зажечь фитиль, истратить все масло до последней

капли и жить в лучах собственного света, это, по мнению обще-

ства, будет слишком дорогим удовольствием.

Вера

Внушив нам этот невротический страх перед жизнью, рели-

гия красоты парализовала наше стремление к освобождению.'

Ведь какой смысл в том, чтобы получить весь мир и потом бо-

яться самих себя?!

Секс

Навязываемое религией чувство вины подавляет женскую

сексуальность. Альфред Кинси, проводивший исследования

в области человеческой сексуальности, обнаружил в трудах

политического аналитика Дебби Тейлор следующее высказы-

вание: «Религиозные вероучения мало влияли, если вообще

как-то влияли, на получение сексуального удовольствия муж-

чинами. Но, подобно ножу в обряде обрезания, они отсекали

саму эту возможность от женщин, заставляя их испытывать

при одной мысли об удовольствии чувство вины и стыда».

Патриархальные религии добивались этой цели при помощи

самых разных средств, начиная с клитородектомии (удаления

клитора) в Древнем Египте и заканчивая поясами верности

в Германии. По словам Розалинды Майлз, «это выдает их осоз-

нанное стремление решить “проблему” женской сексуальности








Дата добавления: 2014-12-27; просмотров: 742;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.131 сек.