Общая характеристика русской философии.
Русская философская мысль – неотьемлемая часть мирового философского процесса и в то же время весьма своеобразная, самобытная, что обусловлено особенностями культурно-исторического развития России, ее долгой цивилизационной изоляцией (татаро-монгольское иго) и относительно поздним влиянием европейской культуры и философии. Знакомясь с византийской, средневековой традицией, философией европейского Просвещения, отечественная философия практически перерабатывала их опыт, осмысливала его с точки зрения российских реалий и собственных задач социального развития. К специфическим чертам русской философии можно отнести: – связь ее с религиозным сознанием (православием) и язычеством; – своеобразную форму философствования. В отличии от западного абстрактно-теоретического русское философствование обретает вид духовно-практического освоения действительности. Оно происходит за рамками университетских кафедр и дискуссий и обнаруживает себя в художественном творчестве, письмах, в литературной критике, публицистике, произведениях искусства; – целостность: почти все философы выходят за узкие рамки отдельных проблем, их интересует весь комплекс онтологической, гносеологической, антропологической и историко-философской проблематики; – всепроникающая нравственность и мораль. | Основные понятия: Бог, богочеловек, богочеловечество, гуманизм, западничество, интуитивизм, иррационализм, исихазм, историософия, персонализм, провиденциализм, русский космизм, свобода, соборность, славянофильство, “целостная личность”, “цельность духа”, эсхатология |
Предметное поле русской философии всеохватно. Это:
§ общество, его устройство и переустройство, поиски всевозможных проектов социального преобразования. В центре размышлений – конкретно-исторический российский социум, проблемы государства, власти, социальной справедливости, специфического для русской философии выбора исторического пути России и построения идеального общества.
§ человек, раздумья над его природой, внутренним миром, состоянием души и духовности как важнейшей характеристики человеческого бытия, путями совершенствования и самосовершенствования православного христианина.
§ нравственность – стремление всех философских школ и направлений постичь непримиримую борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости. Даже постижение истины рассматривается через призму нравственных качеств. Понятия «истина-правда», «истина-справедливость», широко используемые философами, отражали не только знания, а и поиски нравственных основ мира, не только желание понять, познать, но и преобразовать его.
§ практическая направленность. Предметом философского интереса становилась сама жизнь во всех ее проявлениях. Материалистической традиции был присущ социальный активизм, то есть теоретические выводы трактовались и как способы решения практических задач в ходе общественного развития. Деятельностно-гуманистический характер носили и религиозно-философские устремления, но они в большей степени касались сферы духовного преображения человека как залога социального прогресса.
§ связь человека и космоса. Космос рассматривался как целостный единый организм, человек – не просто часть его, а как активная сила мироздания. По убеждению русских космистов, Вселенная есть Дом, Сад, и человек – садовник, любовно взращивающий его. Идеи космического предназначения человека, гармонизации отношений человека и Космоса стали основой современного антропокосмического типа философствования.
Возможно следующая периодизация русской философии. Первый период – самый ранний – охватывает XI-XII в. и характеризуется как время зарождения древнерусской и раннехристианской философской мысли, ее развертывание в эпоху становления и укрепления русского государства. Этот период называют подготовительным, или прологом русской философии.
Второй период – XVIII - нач. XIX вв. Г.П. Флоровский называет «философским пробуждением» России. Он совпадает с веком Просвещения и показателен не только активным ученичеством – освоением опыта западного философствования, но и сравнительно быстрым переходом от средневекового мышления к новоевропейскому, рациональному, укреплением позиций философии в духовной культуре общества.
Третий– период расцвета отечественной философии XIX в. - нач. XX в. – ее «золотой век», заявивший о себе оригинальными философскими решениями, самостоятельными системами неординарными личностями. По оценке историка русской философии В.В. Зеньковского, «только в XIX в. начинается эпоха интенсивного, все более развертывающегося философского движения, которое и определило пути философии в России». Среди значительных направлений философской мысли XIX в. можно выделить историософию П.Я. Чаадаева, философию славянофилов и западников, революционно-демократическую, материалистическую традицию, философские взгляды писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Особое место в этом процессе принадлежит религиозной философии – своеобразному синтезу православной веры и философской мысли, которая главной своей задачей считала раскрытие сущности и обновление православно-христианского мировоззрения, отказ от омертвевших идей и догматов и соединение философии с духовной жизнью общества (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев и др.).
С 20 гг. XX столетия начинается самый напряженный период отечественной философии и во многом трагический. Из основных направлений его можно выделить: религиозно-космическое, советскую философию. Определяющей особенностью последней стало утверждение «единственно верной и научной» философии марксизма, которая была призвана идеологически обосновать необходимость и закономерность существующего общественного строя. Она получила статус официально-государственной философии и, фактически, превратилась в служанку политики. Всякое другое мировоззрение объявлялось враждебным и преследовалось. Так, в 1922 году в числе лучших представителей русской интеллигенции были высланы из России Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Л.И. Шестов, С.А. Франк, Г.П. Федотов, создавшие за рубежом оригинальные школы и обозначившие русла, по которым устремилось развитие европейской и мировой философии.
Положение усугублялось репрессиями инакомыслящих, не пожелавших покинуть родину: Н.А. Карев, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский, Г.Г. Шпет оказались в тюрьмах. Надолго в спецхранилища библиотек были отправлены работы религиозных философов. Все это не способствовало свободному философствованию и нанесло невосполнимый ущерб национальной философии и в целом отрицательно сказалось на состоянии культуры и науки.
Философия в силу сложившейся в обществе атмосферы апологетики существующего строя, вынуждена была уходить от острых социально-политических проблем в область истории философии и философии культуры (М.М. Бахтин), познания (П.В. Копнин), исследования человека и человеческой деятельности (А.Н.–Леонтьев, И.Т. Фролов), философских проблем естествознания (Б.М. Кедров) и т.п. Среди тех, кто оставил яркий след в отечественной философии были А. Богданов, А.Ф. Лосев, Л. Гумилев, М. Мамардашвиди, Ю. Лотман и многие другие.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 1651;