Гипотезы возникновения языка
Вопрос о происхождении языка – один из наиболее сложных в языкознании. Существующие сегодня на земле языки находятся уже на достаточно высоком уровне развития. Возникновение первого языка отделяют от самой «глубинной» реконструкции значительно более протяженные периоды (сегодня лингвистические методы позволяют реконструировать состояние языка не более, чем на 10 тысяч лет назад). Поэтому все теории происхождения языка (как философские, так и филологические) носят характер более или менее обоснованных гипотез.
В существующих теориях происхождения языка условно можно выделить два подхода к решению этой проблемы:
1) язык был создан некоей активной созидающей силой;
2) язык появился естественным путем.
Ещё в античном языкознании вопрос о происхождении языка формулировался так: создан ли язык «по установлению» (теория «тесей») или «по природе вещей» (теория «фюсей»)? Если язык создан по установлению, то кто его установил (Бог, человек или общество)? Если язык создавался по природе, то как соответствуют друг другу слова и свойства вещей, в том числе и свойства самого человека?
На ранних этапах развития цивилизации существовала логосическая теория (от многозначного слова «логос» – 'слово', 'язык') происхождения языка. В соответствии с этой теорией в основе зарождения мира лежало духовное начало, которое совмещало в себе понятия «Бог», «Логос», «Дух», «Слово». Дух творил мир, воздействуя на материю, находящуюся в хаотическом состоянии. Конечным актом этого творения явился человек. Слово существовало, таким образом, до человека, управляя инертной материей.
В библейской традиции носителем слова и одновременно его ипостасью был Бог «Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог» (Евангелие от Иоанна, 1 гл., 1 ст.). Но слово, согласно этой теории, имело не только божественное, но и человеческое происхождение, поскольку человек, созданный по образу и подобию Божию, получил от Бога и дар слова: «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым»,- говорится в Библии (Ветхий завет, ст. 3-6).
Развитие естественных наук: астрономии, физики, биологии, - способствовало утверждению новых знаний о земле, ее биологических, физических и социальных законах. «Творящая функция» божественного слова – логоса перестала соответствовать воззрениям на человека. С точки зрения новой философии, человек как существо мыслящее сам творил и преобразовывал мир. Язык в этом контексте стал рассматриваться как продукт его деятельности.
Ярче всего эти взгляды выразились в доктрине общественного договора. Эта доктрина объединяла разные гипотезы: звукоподражательную, междометную, теорию трудовых выкриков.
В соответствии со звукоподражательной теорией (которую отстаивали, в частности, древнегреческий философ-материалист Демокрит, немецкий философ и ученый Г. Лейбниц, американский лингвист У. Уитни и др.) первые слова языка были подражанием звукам природы и крикам животных. Подтверждением этой гипотезы служит тот факт, что в любом языке есть некоторое количество звукоподражательных слов (например, му, мяу, иа-иа, ку-ку, гав-гав) и производные от них (ср.: куковать, гавкать); опровержением – тот факт, что этих слов очень немного, и, используя их материал, невозможно объяснить появление слов незвукоподражательного типа: стол, небо, дом.
Междометная теория (которую развивали немецкие ученые Я.Гримм, Г. Штейнталь, французский философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо и др.) объясняла появление первых слов из непроизвольных выкриков (междометий), провоцируемых чувственным восприятием мира. В пользу этой гипотезы также говорит факт того, что междометия и их производные входят в словарный состав любого языка. Противоречит ей – немногочисленность класса междометий, по сравнению со словами, обозначающими понятия, и невозможность определить причины и условия появления слов, произнесение которых не является следствием эмоционально-физиологических реакций.
Согласно теории трудовых выкриков, междометный выкрик стимулировался не чувствами, а мускульными усилиями человека и совместной трудовой деятельностью (немецкие ученые - историки Л. Нуаре и К.Бюхер). Однако в защиту этой гипотезы можно выдвинуть ещё меньше аргументов (слов, непосредственно связанных с трудовой деятельностью и совместной деятельностью, очень мало: «ух», «эй» и несколько других).
Осознав возможность использовать звук для обозначения, люди «договорились» о соотношении звуковых последовательностей и обозначаемых явлениях, но как можно было договориться о языке, не имея самого языка?
Осмысление гипотез возникновения языка, объединенных доктриной общественного договора, вызвало появление новых, в частности эволюционной гипотезы происхождения языка. Представители этой теории (немецкие ученые В. Гумбольдт, А. Шлейхер, В. Вундт) связывали зарождение языка с развитием мышления первобытного человека, с потребностью выражения мысли: благодаря мышлению человек начал говорить, а благодаря языку он научился мыслить. Появление языка, таким образом, произошло в результате развития чувств и разума человека. Однако конкретного механизма обретения навыков мыслить и говорить эта гипотеза не раскрывает и во многом носит философский, а не филологический характер.
Социальная гипотеза происхождения языка была изложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Основная идея этой гипотезы – идея о неразрывной внутренней связи между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и развитием форм и способов общения: «<…> подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу <…> Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим <…> Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаключению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Новые и новые гипотезы происхождения языка порождаются развитием науки и расширением интересов человечества. В паранаучных кругах, например, существует инопланетная гипотеза происхождения языка, согласно которой языку человека научили представители неземных цивилизаций, однако и здесь остается открытым вопрос о том, как научились говорить представители этих самых неземных цивилизаций.
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 4004;