Язык и мышление
Проблема соотношения языка и мышления – одна из наиболее трудноразрешимых проблем языкознания, поскольку оба феномена идеальны, доступны восприятию только в проявлениях и оба многоаспектны.
Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, целенаправленное, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях). Процессы мышления проявляются в трёх основных видах:
1) практически-действенном;
2) наглядно-образном;
3) словесно-логическом.
С практически-действенным мышлением мы сталкиваемся тогда, когда вбиваем гвоздь, управляем автомобилем и т.д. Этот вид мышления довольно далёк от языка, поскольку если водитель будет проговаривать свои действия вслух или про себя, то он вряд ли далеко уедет. Если попросить виртуозного музыканта объяснить, как у него получается так играть, он не сможет этого сделать. Однако язык как средство передачи опыта используется при первичном ознакомлении с конкретной деятельностью.
С наглядно-образным мышлением мы имеем дело тогда, когда ищем какой-либо город на карте, просматриваем слайды, фильмы, знакомимся с инструкцией по сборке стола и т.п. Оно активно, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Во многих случаях наглядная передача информации эффективнее. Например, описывая детскую лопатку, которую должны изготовить ученики на уроках труда, учитель рисует на доске (Рис.1):
Рис.1. Наглядно-образное представление информации
Этот рисунок даёт мгновенное, почти полное представление о том, что должно получиться в результате работы. Описание лопатки с помощью слов более продолжительно, сообщает информацию частями: «Изделие «Лопатка детская» изготавливается из листа фанеры размером 40 на 30 сантиметров с закруглёнными углами и черенка диаметром три сантиметра и длиной один метр пятнадцать сантиметров. Лист фанеры входит вглубь черенка на пятнадцать сантиметров и крепится с помощью столярного клея». Как видим, наглядно-образное мышление обрабатывает информацию в виде целостных образов, в то время как словесно-логическое делит информацию на части и располагает в определённом порядке. В некоторых случаях объекты, направленные на наглядно-образное мышление, практически не поддаются словесному описанию, например, если попытаться описать какую-либо картину Сальвадора Дали словами, у нас получится лишь скудный перечень изображенных объектов с их характеристиками. Особое мировидение художника останется за пределами слов.
Словесно-логическое мышление активно тогда, когда мы обрабатываем вербальную (словесную) информацию, полученную извне, а также когда готовим информацию к передаче словами. При этом языковая деятельность и мышление практически совпадают в случае мышления вслух: у взрослых – в расчете на риторический эффект, у детей – до формирования внутренней речи (в силу единства мышления и речи тот факт, что ребенок говорит, является также фактом того, что ребёнок думает. Поскольку не думать ребёнок не может, он не может также и молчать).
Язык является опорой мышления в словесно-логическом виде. При этом язык и мышление обладают некоторыми сходствами и отличиями.
Сходства языка и мышления:
1) единицы мышления соотносятся с языковыми единицами: слово – понятие, предложение – суждение;
2) грамматические категории соотносятся с категориями мышления: подлежащее – субъект, сказуемое – предикат, дополнение – объект, логические связи и отношения – лексико-грамматические категории служебных слов;
3) различие языков связано с различным понятийным аппаратом.
Отличия языка и мышления:
1) по природе язык, по крайней мере, реализованный в речи, – нечто материальное, мышление – психическое, идеальное;
2) два слова могут обозначать одно понятие (синонимы) и наоборот (омонимы);
3) не все предложения служат для выражения суждения (вопросительные);
4) исторически языковые формы использовались для выражения мыслей, но объединение форм в грамматические категории не контролировалось индивидуальным сознанием;
5) процессы мышления одинаковы, а языков много.
В ходе исторического развития характер взаимодействия языка и мышления изменялся. На начальных этапах развития общества язык включался в процессы мышления, стимулируя развитие мышления вообще. Развитие письменности усилило воздействие языка на мышление. В целом же, по мере исторического развития мышления постепенно увеличивается его воздействие на язык. Оно сказывается на расширении значений слов, количественном росте лексического состава, на уточнении и дифференциации синтаксических средств.
Наиболее остро проблема языка и мышления стала обсуждаться с появлением так называемой гипотезы лингвистической относительности Эдварда Сéпира и Бенждамина Уорфа, которая состоит в том, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Характер мышления зависит от языка, на котором мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не имеет объективного общезначимого характера, сходные физические явления позволяют создать сходную картину вселенной только при сходстве или, по крайней мере, соотносительности языковых систем.
Гипотеза лингвистической относительности подвергалась критике за идеализм и за неучитывание роли внешнего мира в формировании мышления.
Способ мышления во многом определяется самим миром. Гипотеза Сепира-Уорфа работает на определенном этапе развития человека в онтогенезе, когда знания о предметах связаны со значениями слова. Далее языковые и научные понятия расходятся. Язык является готовым орудием познания действительности, но не препятствует выходу за свои пределы. В настоящее время исследования в направлении регулирования мышления языком продолжаются как изучение языковой картины мира в этнолингвистике (лингвокультурологии).
Дата добавления: 2014-12-26; просмотров: 3666;