Социально философские воззрения Айэта (6 в.)
С 6 в. в общественной и философской мысли Грузии появляется сильная струя, отражающая светские, мирские настроения, интерес к общественной и государственной жизни. Ритор и политический деятель Айэт усматривал основу взаимоотношения различных стран, народов и отдельных людей в добродетели, которая мыслилась им как «доброе начало».
Айэт считал основой единства между народами «единство взглядов». В общественную мысль этого времени проникают также идеи, уподобляющие отношения людей отношениям между органами живого человеческого организма и призывающие к сотрудничеству между членами общества.
3.2. Ефим Мцире – основоположник грузинской схоластики
11–13 вв. были периодом известного подъема экономической, политической и культурной жизни в истории феодальной Грузии. Грузия становится сильным, централизованным государством Передней Азии. Перемещение в нее торговых путей между Востоком и Западом оказало влияние на рост городов и сильное развитие торговли. В стране происходило углубление социальной дифференциации и обострение идеологических противоречий.
Развитию философской мысли способствовало создание сети грузинских культурных очагов, как в Грузии, так и за ее пределами (Гелатская и Икалтойская академии, семинария в Петрициани; Афонский монастырь в Греции). Происходит интенсивное обогащение культуры земным, светским содержанием, отражавшее ослабление духовной диктатуры церкви. В это время вопрос об отношении мышления к бытию выступает в основном, как и у западноевропейских схоластов, в форме вопроса об отношении бога к миру: «Создан ли мир богом или он существует от века?».
Основоположником схоластики в Грузии явился Мцире (11 в.). Своими переводами и комментариями Мцире способствовал проникновению в Грузию философию античных философских идей – как платоновских (в неоплатоновской форме), так и аристотелевских. Придавая логическому учению Аристотеля, большое значение в борьбе «сынов церкви» против «внешних философов», он высказывал мысли о необходимости союза богословия и философии, которые друг без друга «не являются совершенными», об «ограждении» богословия философией.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 769;